Проект библиотечно- информационного центра ( для библиотек)
Оценка 5
Конкурсы
docx
библиотека
Взрослым
19.12.2018
В условиях перехода на ФГОС библиотека становится БИЦ, обеспечивающим информационную поддержку. Библиотека - это центр развития информационной культуры и творческой личности. Реализация данного проекта поможет преобразовать школьную библиотеку в БИЦ школы, предоставит свободный доступ ко всем видам информации: книгам, журналам, Интернет - ресурсам для самообразования всех участников педагогического процесса.
БИЦ.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боханская средняя школа №1»
ПРОЕКТ
« Информационнобиблиотечный центр – основа информационно образовательной
среды современной школы »
Автор проекта:
педагог библиотекарь
МБОУ «Боханская СОШ № 1»
Далбаева А.А п. Бохан, 2018 г
Содержание.
1. Актуальность проекта……………………………………………................ 3
2. Цель проекта……………………………………………………………… 4
3. Задачи проекта, его содержание и структура…………………………… 59
4. Участники проекта………………………………………………………… 9
5. Ожидаемый результат……………………………………………………… 910
6. Прогноз возможных негативных последствий………………………… 10
7. Сроки и этапы реализации проекта……………………………………… 10
8. Приложение:
а) Смета расходов…………………………………………………………………… 11
б) Примерные образцы мебели для школьного информационнобиблиотечного центра…..12
в) Программа развития школьной библиотеки, как информационно библиотечного центра Библиотека «должна быть
не только хранилищем книг,
но и реальным информационным,
культурным и досуговым центром».
В.В.Путин
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В условиях преобразований всех звеньев образовательной системы, возникших с
требованиями современной жизни, необходимо сохранить и приумножить все лучшее, что
есть в традициях отечественного образования в рамках нового Федерального
государственного образовательного стандарта. Новый статус школьной библиотеки в
контексте ФГОС рассматривается с разных точек зрения, определяются ключевые задачи
новой школьной библиотеки. Организация работы современной школьной библиотеки
представляется в модели, где будет меняться спрос на библиотечные услуги и этот спрос
будет направлен на реализацию ФГОС.
Главное – научить детей работать с различными источниками информации, правильно
подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания
необходимые при подготовке к урокам. Добиться, чтобы полезную библиографическую
информацию ученики воспринимали с интересом.
В условиях перехода на ФГОС библиотека образовательного учреждения становится
информационно библиотечным центром, обеспечивающим информационную поддержку.
Библиотека – это центр развития информационной культуры и творческой личности.
Библиотечно информационный центр формирует такие базовые компетентности как:
читательские (при посещении библиотечных мероприятий); коммуникативные (в беседах,
диспутах, обсуждениях); программно проектированные (участие в различных проектах);
информационнокоммуникационные (использование разных источников информации)
Происходят значительные изменения в образовании: обучение становится личностно
ориентированным. Идет процесс создания новой школы современного типа, где основной
задачей становится не "заставить выучить", а "помочь развиться". Необходимо развивать
способности учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению
информации. Ученик выступает в роли активного исследователя, творчески и
самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации, а педагог помогает
ему в этом. Сами участники педагогического процесса, сотрудничая в совместных
проектах, обмениваются методическими и программными материалами, мнениями, по тем
или иным вопросам педагогики, исследовательскими, творческими работами учащихся и
др.
Школьному информационнобиблиотечному центру отводится ключевая роль в
формировании общей культуры, гражданского, духовнонравственного, личностного,
социального и интеллектуального развития обучающихся, их самосовершенствования и
саморазвития, позволяющих стать успешными, и реализовать свои творческие способности.
Реализация данного проекта поможет:
1. Преобразовать школьную библиотеку в библиотечно – информационный центр
школы. Центр предоставит свободный доступ ко всем видам информации: книгам,
журналам, аудио и видеосредствам, Интернетресурсам для самообразования всех
участников педагогического процесса (в том числе и во внеурочное время) и
позволит отказаться от рутинной работы библиотекаря, за счет работы с
электронными документами и каталогом. 2. Изменить роль библиотекаря школы:
от человека, рекомендующего хорошую книгу и выдающего ее ученику, до
специалиста в области новых информационных технологий, способного
сотрудничать с учителями в разработке системного подхода к работе с
информацией по учебным предметам с тем, чтобы с первых лет обучения учащихся
в школе поиск и получение информации стали их повседневной потребностью.
3.Сформировать единое школьное информационное образовательное пространство
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
2. Преобразовать школьную библиотеку с обычного места хранения и выдачи книг до
места эффективной деятельности с информацией на различных носителях и
предоставлением соответствующих условий для реализации самостоятельности всех
участников образовательного процесса в обучении, для их познавательной,
творческой деятельности с широкой опорой на коммуникацию, чтобы центр,
становясь системообразующим элементом современного образовательного
учреждения, как самонастраивающейся системы, мог предоставить им равные
возможности по доступу, осознанию и применению информации
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА 1. Определить функции современного школьного информационнобиблиотечного центра, а
именно:
А). Сбор, накопление, обработка, систематизация, педагогической информации и
доведение ее до пользователя.
Б). Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических
кадров школы в области новых информационных технологий и педагогических инноваций;
В). Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг,
видеоматериалов, и пр.).
Г). Осуществление взаимодействия с другими информационными центрами с целью обмена
информацией и накопления собственного банка информации.
Д). Осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей
(администрации школы, педагогов, родителей, учеников и пр.) по доставке информации.
Е). Организация обучения пользователей (педагогов, родителей, учеников) методике
нахождения и получения информации из различных носителей.
Ж). Оказание помощи в деятельности учащихся, учителей, руководителей кружков в
проведении поисковой и исследовательской работы в рамках участия в
телекоммуникационных и видеопроектах, участии в творческом создании газет, журналов,
видеоматериалов, вебстраниц, радиопередач, театральных постановок и др.
2. Выявить возможные пути для реализации проекта:
А). Создать согласованную со всеми заинтересованными участниками программу развития
школьного информационнобиблиотечного центра (с учетом следующей информации: об
учебных программах, методиках, использующихся в школе, имеющейся в школе технике,
финансировании, выделяемом на приобретение фонда, направления и видов планируемых
работ, об интересах и способностях учащихся и т.д. и т.п.) 3.. Определить рабочие зоны школьного информационнобиблиотечного центра, а именно:
Библиотека абонемент с оборудованным рабочим местом для библиотекаря с
индивидуальным компьютером с электронным и стандартным каталогом, читальный зал,
книгохранилище основного фонда, хранилище для учебной литературы и учебных пособий;
Медиатека с локальной сетью, с возможностью подключения к ней из любого помещения школы и с подключением к Интернету по выделенной линии, с доступом к
каталогам медиаресурсов должен быть возможен с любого компьютера в школе;
Мультимедийный центр для проведения различных библиотечных мероприятий,
праздников, библиотечных уроков, тренингов, семинаров, театрализованных представлений
и т.д. и т.п., с большим ТВ экраном, трансформирующимся занавесом, осветительной,
музыкальной и сопроводительной аппаратурой и разборной площадкой для зрителей;
Творческая мастерская для всех участников образовательного процесса с возможностью
различных форм творчества (изготовление костюмов, реквизита, оформления выставок и
т.д.);
Комната отдыха для отдыха на перемене и во внеурочное время для обучающихся и
педагогов
В). Определить штат сотрудников центра:
Структура и штат, условия и порядок оплаты труда определяются в соответствии с
действующим законодательством, уставом школы и инструкциями.
Структура штатного расписания школьного центра:
• Руководитель школьного информационно библиотечного центра, который
1. Является членом педагогического коллектива школы, входит в состав педагогического
совета.
2. Отвечает за эффективность деятельности центра и определяет перспективы его
развития. Разрабатывает проекты перспективных и годовых планов работы
и представляет их на утверждение администрации школы. Определяет соисполнителей запланированных совместных работ среди обучающихся и
педагогов.
3. Контролирует выполнение предусмотренных планом заданий, качество работ,
обязательств, выполненных специалистами центра и соисполнителями. Обеспечивает при
этом соблюдение нормативов, требований и оформление соответствующей документации
соблюдение установленного порядка их согласования. Утверждает и представляет на
рассмотрение администрации школы отчеты о работах, выполненных сотрудниками центра.
Определяет потребность центра в оборудовании, информационных средствах и других
ресурсах, необходимых для проведения работ, принимает меры к рациональному
использованию и сохранности оборудования, аппаратуры.
5. Следит за соблюдением норм и правил охраны труда и техники безопасности,
производственной санитарии и противопожарной защиты.
• педагог библиотекарь
Выполняет работы,
1.
общеобразовательной школы
которые определяются положением о библиотеке
2. Проводит в центре обучение всех участников образовательного процесса работе с
различными видами информации и способах их применения. Использует в работе по
пропаганде книги, по привитию у учащихся любви к чтению различные методы работы и
применяет технические и информационные средства, имеющиеся в центре.
3.
Организует и ведет компьютерную справочнобиблиографическую службу.
Осуществляет руководство дифференцированным обслуживанием учащихся и
педагогического коллектива школы посредством компьютерной справочно
(каталог школьной библиотеки, информационная база
библиографической службы
данных)
• Организатор внеурочной и творческой работы 1. Осуществляет (совместно с руководителем центра) руководство группой сотрудников
при разработке и образовательных школьных проектов, являющихся частью общей работы
центра; организует и проводит всю творческую и массовую мероприятия
2. Консультирует учителей и учащихся по использованию технических и информационных
средств в творческой и самообразовательной работе.
3. Организует сбор и изучение информации по эффективности деятельности центра,
проводит анализ самообразовательной и творческой, индивидуальной и групповой
самостоятельной работы по удовлетворению интеллектуальных запросов всех её
потребителей; участвует в обобщении данных результатов
• Программист
1.Проводит формирование фонда компьютерных программ для самостоятельной работы
всех пользователей школьного центра, фонда вспомогательных программ для обеспечения
сервисных услуг.
2.Отвечает за состояние оборудования центра, а также выполняет отдельные задания по
поручению руководителя центра.
• Системный администратор
1.Ведет единую базу данных (видеоаудиозаписи, компьютерные программы и т.д.) по
всем направлениям деятельности центра. "Архивирует" программное обеспечение,
имеющееся в центре.
2.Осуществляет помощь учащимся, учителям и сотрудникам центра в их самостоятельной
деятельности с компьютерными программами (по коррекции и обобщению знаний, с
информационными базами данных, с каталогом средств информации, текстовыми редакторами и пр.), в размножении ими по мере необходимости материалов
общешкольного типа на ксерокопировальной технике.
3. Принимает участие в создании мероприятий центра с использованием компьютерных
технологий
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Администрация, педагогический коллектив, обучающиеся, родители, общественность,
организации и компании, вовлеченные в сотрудничество со школой.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Потенциал такого библиотечного центра безграничен, так как он станет условием для
эффективных образовательных перемен, в связи с чем должны быть приведены в
равновесие: оборудование и фонд информации, помещение, штат и бюджет. Услуги,
которые будет оказывать библиотечный центр, будут опираться на значительно
изменившиеся потребности пользователей, а информация «пойдет» к обучающемуся,
который сможет получить ее из любого класса, или, работая за компьютером дома.
Создание и развитие центра, как центра информационной инфраструктуры школы и
содержательного ядра локальной сети школы, является перспективным направлением для
развития и самой школы.
Школьный информационнобиблиотечный центр, являясь частью единого школьного
информационного образовательного пространства и представляется инструментом,
способным внести конструктивные изменения в школьное образование. Программа его
развития предназначена для совершенствования процесса преподавания и обучения школы.
Использование проекта в рамках нового ФГОС, в соответствии с нуждами конкретной школьной программы, интересами и возможностями всех обучающихся и педагогического
коллектива поддержит и организует совместную деятельность в целях удовлетворения
нужд образования, связанных с индивидуализацией обучения, с обогащением учебных
планов, стимулированием инициативы учащихся, развития их интеллекта, помощью в
организации и демократизации коллективной работы, с возможностью свободного выбора и
доступа к любому виду информации и самообразованием каждого участника учебно
воспитательного процесса.
ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ
1.Привлечение для реализации данного проекта дополнительных средств ( спонсоры,
меценаты)
2.Возможная корректировка сметы.
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап разработка рабочей программы: март август 2018 г.
2 этап реализация проекта по программным мероприятиям: сентябрьдекабрь 2018г.
3 этап подведение итогов, мониторинг эффективности результатов реализации проекта,
разработка дальнейшей перспективы: январь 2019г. ПРИЛОЖЕНИЕ
А) Библиотечноинформационный центр школы
Бюджет Проекта
Наименование
№
п/п
Количеств
о
Цена
Общая
мтоимость
8
30
6
20
1
1 Мобильные столы
2
3
4
5
6
7
Электронные ресурсы
Ноутбуки
Стулья
Интерактивная доска
Приобретение научно
методической и
художественной литературы
по предметам
общеобразовательного цикла
Обновление
оргтехники
5.000
320.00
20.000
2.000
20.000
40.000
40.000
9.600
120000
40.000
20.000
40.000
70.000
70.000 Итого:
339.600
Б) Примерные образцы мебели для школьного информационнобиблиотечного
центра ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная школьная библиотека должна:
помогать в отборе качественной информации;
научить оценивать достоверность и полноту источников;
развивать информационную компетентность обучающихся;
поддерживать и продвигать чтение, обеспечивая духовное развитие читателей
Модернизация БИЦ школы позволит:
повысить оперативность, полноту и точность получаемой информации при
обслуживании пользователей; сократить трудозатраты на выполнение технологических операций (комплектования и
использования библиотечного фонда;
оптимально использовать документальные и информационные ресурсы БИЦ;
удовлетворить потребность педагогов и обучающихся для самостоятельной работы по
учебным предметам и различным аспектам воспитательного процесса
Хорошая школьная библиотека – это качество образования – а качество образования это
качество жизни.
Проект библиотечно- информационного центра ( для библиотек)
Проект библиотечно- информационного центра ( для библиотек)
Проект библиотечно- информационного центра ( для библиотек)
Проект библиотечно- информационного центра ( для библиотек)
Проект библиотечно- информационного центра ( для библиотек)
Проект библиотечно- информационного центра ( для библиотек)
Проект библиотечно- информационного центра ( для библиотек)
Проект библиотечно- информационного центра ( для библиотек)
Проект библиотечно- информационного центра ( для библиотек)
Проект библиотечно- информационного центра ( для библиотек)
Проект библиотечно- информационного центра ( для библиотек)
Проект библиотечно- информационного центра ( для библиотек)
Проект библиотечно- информационного центра ( для библиотек)
Проект библиотечно- информационного центра ( для библиотек)
Проект библиотечно- информационного центра ( для библиотек)
Проект библиотечно- информационного центра ( для библиотек)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.