О.Г.Дей
ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – РОБОТОТЕХНИКА.
Аннотация: В статье говориться о исследовании нового направления в сфере образования – робототехнике. Данное направление направленно на развитие интеллектуального и творческого потенциала детей разного возраста. Приведен перечень наиболее востребованных наборов для данного направления.
Ключевые слова: образование, робототехника.
O. G. Dei.
AREA OF INNOVATION ROBOTICS.
Abstract: the article talks about the study a new direction in education – robotics. This area is aimed at development of intellectual and creative potential of children of all ages. A list of the most popular sets of the destination.
Keywords: education, robotics.
Модернизация системы образования России идет в условиях перехода на рыночные механизмы функционирования, парадигмальных изменений в ценностно-смысловых и духовно-нравственных компонентов личности, что сопряжено с инновационностью образовательной практики [1].
Введение стандартов второго поколения в школах вызывает много вопросов, один из которых связан с организацией и развитием инновационных направлений в общеобразовательных учреждениях. Одно из направлений, которое стремительными темпами развивается в общеобразовательных учреждениях, является робототехника.
Робототехника – прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных систем. Робототехника опирается на такие дисциплины, как физика, электроника, информатика и математика [2].
В свою очередь образовательная робототехника – это новое актуальное междисциплинарное направление обучения школьников, который вводится в учебный процесс и интегрирует знания о физике, технологии, математике, кибернетике и ИКТ, позволяющее вовлечь в процесс инновационного научно-технического творчества учащихся разного возраста. Она направлена на популяризацию научно- технического творчества и повышение престижа инженерных профессий среди молодежи, развитие у молодежи навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с техникой [3]. Данное направление позволит учащимся задуматься не только о технологиях, но и учит применять полученные знания и умения в жизни.
Робототехнику, как самостоятельную технологию обучения анализируется в трудах Н.А. Боголюбова, Д.А.Никитина, А.П. Алексеева, В.А. Серенко и другие.
В настоящее время данное направление получило большую поддержку со стороны государства. Реализация программ по робототехнике осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2014-2020 годы с комплексной программой «Развитие образовательной робототехники и непрерывного IT- образования в Российской Федерации», разработанной в 2014 г. автономной некоммерческой организацией «Агентство инновационного развития» [4]. Проводится множество всероссийских конкурсов, мастер-классов, фестивалей, олимпиад, общероссийских соревнований, где учащиеся могут не только посоревноваться между собой, но и обменяться опытом.
Однако для того, чтобы данное направление развивалось в общеобразовательных учреждениях, были разработаны различные комплексы (наборы или конструкторы для создания обычных и программированных роботов):
1. «Lego Education»;
2. «Роботрек»;
3. «Robotis Bioloid»;
4. «Технолаб»;
5. «fischertechnik» и многие другие.
Предлагаемые комплекты предназначены для детей разных возрастов, а именно от дошкольников до старшеклассников.
В образовательной робототехнике выделяют два вида интегрированных связей с учебными предметами:
1. Элементы предметных знаний, необходимые для изучения робототехники.
2. Элементы межпредметных знаний, необходимые для изучения робототехники. Раскроем данные понятия в таблице 1.
Таблица 1 – Интегрированные связи образовательной робототехники.
Предмет |
Знания, умения, навыки |
Информатика – создание и отладка алгоритмов для робота. |
Использование переменных, математических вычислений при создании программ. |
Математика – решение задач с градусами, углами, коэффициенты и пропорциями. |
Решение задач движения робота, способы изменения и расчета величин. |
Физика – датчик как средство измерения, понятие механизм, электричество, оптика. |
Программирование датчиков и моторов. |
Занятия по данному направлению является неким стартом для современного ребенка, ведь робототехника пока не является обязательной составляющей ФГОС общеобразовательных организаций. Данные занятия проводятся в общеобразовательном учреждении как внеклассная работа.
Таким образом, робототехника набирает обороты по всей стране. Однако стоит заметить, что общеобразовательные учреждения стремятся к тому, чтобы данное направление реализовалось, так как данные занятия позволят воспитать технически грамотных, гармонично развитых людей, способных смело выдвигать новые идеи. Непосредственно все положительные моменты внедрения данного направления в современную систему образования сопровождается рядом трудностей. Во-первых, недостаток комплектов оборудования для каждого ученика и в частичном представлении образовательных программ. Во-вторых немаловажной проблемой является сложности с подготовкой учителей, способных преподавать робототехнику. Поэтому необходимо приложить все усилия для разработки учебных материалов и программ, с помощью которых деятельность учителя была бы еще более плодотворной.
Список литературы.
1.Анисимова Т.С., Маслак А.А., Лукьяненко М.А. Стратегия антиципативной педагогики и образовательной практики. Монография, ИД Академии Естествознания. М, 2016 с.205.
2.Тарапата В. В. Пять уроков по робототехнике //Информатика-Первое сентября.-2014.-№11.-С.12-25.
3.Тузикова И. В. Изучение робототехники - путь к инженерным специальностям / И. В. Тузикова// Школа и производство. - 2013. - № 5. - С. 45-47.
4.Российская ассоциация образовательной робототехники. URL: http://raor.ru/about/ (дата обращения: 13.01.2017).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.