Занятие № 5
«День Конституции»
ОДИ
Инновационное занятие модуля «Люблю Отчизну я!»
для детей подросткового и старшего школьного возраста
Цель: формирование коллективной интеллектуальной деятельности
воспитанников
Задачи: формировать навыки воспитанников в умении осваивать новые способы деятельности с анализом последствий; формировать умения не просто отработать набор правильных операций, но и научиться действовать в нестандартных ситуациях; формировать представления о важности соблюдения законов государства; формировать активную гражданскую позицию и правовое сознание; развивать умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.
Участники: воспитатели и воспитанники
Оборудование: чёрный ящик, Конституция (брошюра), листы ватмана, маркеры, доска магнитная, магниты, на листах А3 напечатаны: статья 43 Конституции РФ; задания для групповой работы, флешка с записью музыки, ноутбук
Ход организационно-деятельностной игры:
1. Организационный момент
Ребята, сегодня наше очередное занятие по программе «Люблю Отчизну я!» пройдёт в необычной форме. Мы попытаемся построить его на подобии организационно-деятельностной игры. Тема игры будет связана с тем, что находится в этом чёрном ящике. Ваша задача – определить, с помощью моего рассказа, что же там лежит?
Это слово произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве она есть своя. В ней рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нём власть, какие у нас – его граждан, есть права и обязанности.
Что это такое? (ответы детей)
2. Конституция Российской Федерации
Всем известно, что Конституция является Основным Законом государства. А когда же была принята Конституция? (ответы)
А когда же была принята ныне действующая Конституция?
Да, ребята, 12 декабря 1993 года была принята действующая Конституция Российской Федерации. В связи с этим 12 декабря объявлен Днём Конституции. Главные вопросы содержания Конституции – это вопросы о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства.
Каждому гражданину, которому небезразлична судьба Родины, кто заинтересован, чтобы все поколения россиян испытывали гордость за свою великую страну, близок этот праздник.
А сейчас я хочу предложить вашему вниманию одну легенду, послушайте, пожалуйста!
«Давным-давно, было два государства: «Можно» и «Нельзя». Они жили по разным законам. В государстве «Можно» всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь оскорблять – оскорбляй. Можно всё. В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, нельзя грубить.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя».
Что тут началось! В городах и сёлах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, убивать, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» попросили помощи у государства «Нельзя». Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство «Законию».
В государстве установился порядок, а все жители стали жить счастливо»
Как вы думаете, ребята, почему страна стала процветающей? Почему её жители стали счастливы? И почему все стали чувствовать себя в безопасности?
(Ответы детей)
А сейчас переходим к игре!
3. Основная часть
(Игра - распределение)
Я попрошу всех встать в круг. Пока играет музыка, вы должны распределиться на группы по времени года, в котором вы родились, по окончании должно получиться 4 группы (распределяются).
Следующее задание – распределиться по оттенкам одежды (распределяются).
А сейчас постройтесь друг за другом по длине волос, начиная от самых коротких (строятся).
Распределитесь по дате рождения – чётные и нечётные числа (распределяются).
У нас образовалось две группы. Займите, пожалуйста, места вместе со своей группой.
Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. Преамбула - это введение, в котором говорится о принципах жизни и целях народа. Первый раздел не имеет общего заголовка и состоит из 9 глав, которые делятся на статьи; второй раздел «Заключительные и переходные положения» содержит 9 пунктов, предусматривающих необходимые меры для реализации Конституции.
Главные вопросы содержания Конституции – это вопросы о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.
Мы с вами сейчас обратимся к главе 2 ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА и попытаемся изменить в этой главе одну статью (перед участниками статья 43).
Обратите внимание, перед вами статья 43.
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Сейчас каждая группа будет работать отдельно, но задание будет для всех одинаково.
Задание для групповой работы:
· Вам необходимо в каком-то пункте этой статьи изменить хотя бы одно слово
· Составить проект, как изменится наша привычная жизнь с изменившимся пунктом
· Представить свой проект, аргументируя выбранные положения
4. Практическая часть
(группы получают листы ватмана и маркеры).
На задание отводится 15 минут (группы расходятся в разные кабинеты и выполняют задания)
5. Представление проектов
(Каждая группа представляет проект изменения жизни в связи с изменением пункта в «Законе», аргументируя выбранные положения)
Спасибо большое!
У второй группы есть возможность поделиться своим мнением. Задайте, пожалуйста, вопросы (высказываются, задают вопросы)
Как вы думаете, нужны ли частые изменения в Конституции РФ? (ответы)
6. Рефлексия
Сегодня мы провели организационно-деятельностную игру. Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества - создание правового государства. Путь этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как мы знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее.
Ребята, каковы ваши впечатления об игре? (ответы)
Что вам дала сегодняшняя игра? (ответы)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.