ИННОВАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • docx
  • 26.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПАВЛОВ А.К. ИННОВАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ..docx

Павлов Александр Константинович,-

Заслуженный деятель науки, доктор педагогических наук, академик,

директор, профессор НИО АНИУ ИДСНИА

«МАПИ» имени академика А.К.Павлова

(Российская Федерация, Северо-Западный регион,

республика Карелия, г. Петрозаводск)

ИННОВАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Термин «образование» в литературе имеет множество значений, что отражает несовпадение различных подходов, разных точек зрения; многообразие, неоднородность требований к образованию в современном обществе.

     Не претендуя на всеобъемлющий анализ содержания данного термина, зафиксируем несколько его распространённых значений.

·        Образование – специальная сфера социальной жизни людей, обеспечивающая освоение ими ценностей культуры, сохранение и развитие цивилизованных форм жизни посредством овладения различными видами деятельности.

·        Образование – процесс обмена, развития существующих в обществе различных культур (национальных, этнических), ценностей, норм, традиций, всё многообразие которых отражает закономерную эволюцию множества человеческих сообществ путём их взаимопереплетения и взаимообогащения.

·        Образование способствует становлению в отдельном индивиде социокультурных свойств, качеств, обеспечивающих ему полноценное включение в жизнь общества, самовыражение и самореализацию; образование в этом смысле может отражать специально организованную деятельность отдельных людей, инициативных групп, сообществ, самоуправляемых ассоциаций, выражать их особые цели и задачи по отношению к обществу [См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1988. – С. 349].

     В нашем понимании, образование – условие развития личности каждого ребёнка, обеспечивающее проявление его активности, самостоятельности, инициативности на основе подлинного уважения к его индивидуальным интересам, потребностям, стремлениям к творчеству и успеху в современном, быстро меняющемся мире. Именно такое образование мы называем современным, инновационным, личностно ориентированным, компетентностным. Основная его функцияраскрыть индивидуальность каждого его участника, создать условия для их развития, обеспечить становление средствами образования критичности, самостоятельности, инициативы, творчества, их проявление в мышлении, поведении. Овладение научной системой знаний (познание) является не целью, а средством развития, а обучающийся изначально является субъектом познания.

     Мы исходим из того, что современное инновационное образование есть активная, разносторонняя деятельность человека любого возраста, в которой происходит становление и развитие личности в многообразии её способностей, имеющих общественную ценность. Образование в рамках личностно-ориентированной, компетентностной модели есть единство обучения как индивидуальной деятельности субъекта. Оба вида деятельности представляют собой взаимосвязанный процесс, обеспечивающий взаимодействие индивидуального и общественно-исторического опыта. При этом учение развивается как процесс, основным результатом которого является развитие личности с его индивидуальными потребностями, жизненными установками, стремлениями, интересами. Соотношение обучения и учения не может быть однозначным, линейным. Конечно, хорошо организованное обучение, - важная составляющая инновационного образования. Но его полноценность во многом будет зависеть от того, используется ли учение как индивидуальная деятельность субъекта, источники которой разнообразны (обучение – важный, но не единственный его источник).

     Соотношения обучения и учения, как довольно сложные, неоднозначные, порой хорошо разнонаправленные, на наш взгляд, выражены известным афоризмом: «Войдём в Мир образования вместе, а выйдем каждый – в свой Мир». Результатом современного инновационного образования должна быть не только обученность (информированность), хотя это необходимая составляющая образования, а становление личности – самобытной, уникальной, творческой, имеющей и реализующей собственные цели и ценности в жизни. Обученность и образованность разны по содержанию.

     В современной инновационной личностно-ориентированной школе (при всех её альтернативных формах) хорошо разработаны и функционируют критерии обученности. Они заданы нормативными документами, входят в планируемые результаты, их конкретное содержание отражается отметкой. Что касается критериев образованности, то они используются зачастую интуитивно; их чаще всего ассоциируют с такими понятиями, как самостоятельность, инициативность, креативность, гибкость мышления. Нам думается, что понятие «образованность» должно включать и включает в себя не только знания (характер их приобретения), но и внутреннее побуждение к их использованию на основе выработанных личностью нравственных установок, индивидуально-значимых ценностей, личностных смыслов. В практике обучения хорошо известна ситуация, когда ученик «понимает», но не «принимает». Формализм в усвоении знаний возникает там и тогда, когда ученик заучивает задаваемые обучением правила, образцы, формулы, законы и т.п., но они активно не вовлечены в содержание его жизненных интересов, смыслов, значений, а потому теряют свою познавательную и развивающую функцию. Образованность в большей степени характеризует развитие личности, чем обученность, хотя последняя есть важное условие личностного развития.