Инновационные методики работы с обучающимися с ОВЗ
1.Метод сказкотерапии, очень кстати позволяет использовать сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Эти сказки не совсем обычные и называются «Умные сказки». Мы сказку не просто демонстрируем с помощью наглядного материала - она служит инструментом для разнообразных развивающих упражнений, действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний протекает более интересно, живо и без утомления. Стихотворный текст сказки является ритмической основой для выполнения движений, а двигательный компонент помогает лучше запомнить текст самого стихотворения. Ритм стихотворной строки согласовывается с движениями рук, ног, туловища, с помощью чего нормализуется темп и ритм речи, развивается словарь. Задания, которые детивыполняют, подбираются с учетом ранее отработанного речевого материала.
2.Метод мнемотехники, обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
На этапе автоматизации звуков во фразах и предложенияхя активно использую метод МНЕМОТЕХНИКИ.Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. У меня подобран материал по мнемотехнике: стихи, пословицы, поговорки, составление рассказов и сказок в цветном и черно-белом варианте. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, елочка - зеленая. С помощью мнемотаблиц, дети быстрее запоминают предложенный материал, при этом концентрируя свое внимание не на запоминании (потому что им кажется, что это легко), а на правильном произношении звуков речи.
3.Элементы кинезотерапии, позволяющие улучшить работу головного мозга, тем самым повысить уровень речемыслительной деятельности.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Все начинается с детства. Учеными и практиками было замечено, что речевые способности ребенка зависят не только от строения и функционирования артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. И чем раньше эта работа будет начата, тем результат будет успешнее. Если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость. Как следствие повысить уровень РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Сначала мы с воспитанниками разучиваем упражнения, отрабатывая технику. А затем, используем их в сюжете подобранных сказок. В результате чего улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, развивается воображение, мышление.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.