Инновационные
методы и формы обучения иностранным языкам
На современном этапе развития науки, техники, международной торговли, различных видов деловой коммуникации знание иностранных языков является не только необходимостью, но и потребностью для специалистов. Существует множество традиционных методик обучения иностранным языкам, которые достаточно эффективны. Однако современное развитие общества требует поиска и использования более продвинутых методов и технологий. Знание нескольких языков становится нормой жизни. Для быстрого и эффективного обучения иностранным языкам необходимы инновационные методики, направленные на формирование практических навыков квалифицированного специалиста, способного решать профессиональные задачи на уровне иноязычной коммуникативной компетенции. При обучении студентов иностранным языкам наиболее эффективными методами являются следующие: мультимедийная презентация, метод проектов, тестирующие интерактивные программы on-line (например, TOEFL), on-line модули, интерактивные доски, мультимедийные программы, создание языкового портфеля студента, кейс-метод (основан на ситуационной методике обучения), компетенционный анализ (представляет оценку игровых участников по компетенциям, построение профессиограмм по специальности), дистанционное обучение и др
Инновационные методы позволяют достичь следующих целей:
1) доступность восприятия учебного материала,
2) систематизация знаний;
3) развитие творческих способностей обучаемых;
4) самообразование;
5) снятие
психологического барьера (боязнь общаться, сделать ошибку);
6) осмысление
учебного материала, анализ усвоенного материала. Одной из современных методик
обучения иностранным языкам является использование компьютерной техники.
Компьютерные языковые программы вносят разнообразие в процесс обучения,
способствуют созданию благоприятной творческой атмосферы и, вместе с тем,
индивидуализируют процесс обучения и облегчают осуществлять текущий
контроль. Мультимедийные программы повышают эффективность обучения, интерес
к изучению иностранных языков, расширяют возможности восприятия
и усвоения учебного материала (с помощью видео, графики, тестирования
и т. п.), а также позволяют распределять задания в группе
по степени сложности. Важным моментом в обучении иностранному языку
является этап рефлексии. С помощью компьютера обучающиеся имеют
возможность анализировать результаты своей деятельности.
Таким образом, мультимедийные программы мотивируют студентов изучать
иностранный язык, дают возможность эффективно отработать и самостоятельно
проконтролировать фонетические, лексические и грамматические навыки.
Компьютерные программы развивают познавательную деятельность обучающихся, их
интеллектуальные способности, логическое мышление, память, внимание,
воображение. Метод проектов — один из наиболее эффективных способов организации
самостоятельной работы студентов, который применяется на заключительной стадии
изучения темы, т. е. в качестве закрепления или в процессе
повторения. Метод проектов позволяет индивидуализировать процесс обучения,
предоставляет возможность обучающимся самостоятельно планировать, осуществлять
и контролировать свою деятельность. Используя проектную методику, студенты
могут самостоятельно выбирать источники информации, формы презентации материала
и проявить в полной мере свои творческие способности. Проектная работа
включает несколько этапов. На первом этапе обсуждается содержание
и характер проекта, источники и способы нахождения информации,
распределяются индивидуальные задания или задания для микрогрупп. Группы
формируются согласно уровню владения языком, психологическим особенностям,
творческим способностям. На втором этапе ведется работа непосредственно
с проектами, а именно: сбор, резюмирование и анализ информации;
обмен информацией; составление активного словаря; написание личного проекта;
создание слайдов, рисунков, плакатов и т. п. Третий этап —
презентация проекта. В процессе презентации студенты демонстрируют
свободное владение иностранным языком, демонстрируют как подготовленную, так
и спонтанную речь, особенно после презентации при обсуждении проекта.
Работа над проектом, безусловно, повышает интерес к изучению иностранных
языков. Мотивация помогает студентам активизировать свои когнитивные
и коммуникативные способности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.