ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС по русскому языку и литературе: АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ
Корбова Марина Александровна,
преподаватель
г.Нижневартовск
Бюджетное учреждение
профессионального образования
«Нижневартовский политехнический колледж»
Смена образовательных парадигм и новые приоритеты образования фиксируют переход от массово-репродуктивных к индивидуально-творческим формам и методам преподавания. С изменением социально-экономических условий возрастают требования к уровню общекультурной и специальной подготовки выпускников среднего профессионального образования.
Образовательные системы неизбежно переходят на гуманистические способы обучения и воспитания. Определился целый ряд проблемных вопросов, требующих комплексного решения. К их числу относятся: организационное переустройство учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей обучаемых; совершенствование методических принципов, связанных с внедрением вариативного содержания обучения, индивидуализацией усвоения знаний, развитием познавательных интересов обучаемых, реализацией их творческого потенциала; рационализация процессуальных основ обучения и воспитания, позволяющая сделать приоритетным саморазвитие личности.
Смена образовательных парадигм и новые приоритеты образования фиксируют переход от массово-репродуктивных к индивидуально-творческим формам и методам преподавания. С изменением социально-экономических условий возрастают требования к уровню общекультурной и специальной подготовки выпускников среднего профессионального образования.
Образовательные системы неизбежно переходят на гуманистические способы обучения и воспитания. Определился целый ряд проблемных вопросов, требующих комплексного решения. К их числу относятся: организационное переустройство учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей обучаемых; совершенствование методических принципов, связанных с внедрением вариативного содержания обучения, индивидуализацией усвоения знаний, развитием познавательных интересов обучаемых, реализацией их творческого потенциала; рационализация процессуальных основ обучения и воспитания, позволяющая сделать приоритетным саморазвитие личности.
Успешная реализация задач по подготовке высококвалифицированных кадров основывается на использовании активных и интерактивных форм и методов обучения. В Федеральных государственных образовательных стандартах предписывается ограничить удельный вес занятий лекционного типа. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий.
К активным формам относятся такие методы работы, когда студент переходит из роли «объекта» в роль «субъекта» обучения. Методы активного обучения являются основой современных педагогических технологий и построены на принципах индивидуализации, гибкости, элективности, сотрудничества, практической ориентированности. Интерактивные методы в отличие от активных предполагают более широкое взаимодействие студентов с преподавателем и между собой. «Интерактивный» происходит от английских слов «inter» -между и «active» – действующий, активный, то есть это формы обучения, основанные на взаимодействии. Современные трактовки интерактивного подхода в обучении отражают такие его особенности как возможность реализовать индивидуальные способности студента, формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность; усиливать мотивацию к изучению предмета; исключать монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации; развивать коммуникативные компетенции студентов.
Необходимость подготовки будущих специалистов
к
профессиональному компетентному вхождению в рынок труда требует постоянной
работы преподавателя по профессиональному самосовершенствованию. Современный
преподаватель с учетом запросов времени должен владеть умениями организации
учебного процесса, располагающего к диалогу. Он способен создавать
нестандартные ситуации
с целью интеграции усилий студентов и преподавателя, поощряет проявления
самостоятельности студентов, использует приемы общения, поддерживающие
доброжелательные интонации, конструктивные вопросы, деловой обмен информацией и
т.д.
Использование активных и интерактивных форм не является абсолютно новым для образовательных учреждений. В работе педагогов нашего из активных и интерактивных форм обучения используются:
− решение профессионально-педагогических задач на практических занятиях. Данный метод базируется на индивидуальных и коллективных упражнениях, представляющих собой многократное обращение в течение одного занятия к тем или иным аспектам профессиональной деятельности для выполнения все более сложных заданий;
− деловые игры, моделирующие определенные профессиональные ситуации, воссоздающие в аудиторных условиях те или иные ситуации профессиональной деятельности и ставящие участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих задач. При этом каждая деловая игра сопровождается глубоким анализом профессионального поведения ее участников, формируя у них способность к рефлексии и самосовершенствованию;
− интенсивное обучение в условиях реальной деятельности, которое ориентировано на закрепление необходимых моделей профессионального поведения (организация экскурсий, беседы со специалистами, занятия на производстве и т.д.).
- внеаудиторные методы обучения (выставки, проекты, научные исследования), обсуждение сложных вопросов и проблем путем проведения заседаний «круглых столов», конференций, интеллектуальных турниров и разнообразных форм обучающих игр.
Сочетание данных методов позволяет построить работу таким образом, чтобы она давала студентам системное знание о профессиональной деятельности, естественным образом соединяла теорию и практику и была наиболее результативной. Имеющийся опыт работы каждого педагога может содержать и негативные моменты, ошибочные суждения, в частности, может иметь место превышение значимости собственного опыта, наличие у педагогов иллюзии «все уже давно известно». Среди недостатков активных форм обучения преподаватели отмечают затраты большего количества времени как для работы студентов, так и самого преподавателя при подготовке учебных и внеаудиторных мероприятий. Пассивные формы учебных занятий позволяют за тот же период времени представить студентам больший объем материала, но уровень усвоения материала существенно повышается при активных формах работы.
Ограниченность
опыта самого преподавателя в отдельных случаях, вызывает потребность критически
пересмотреть его. Учитывая поставленные цели и задачи, особенности дисциплины и
микроклимат в группе, преподаватель имеет возможность грамотно сочетать разные
формы
и методы изучения материала, контролируя уровень и качество освоения.
В современных условиях преподавателю необходимо определить собственную позицию
в условиях выбора педагогических концепций, вариантов, подходов, творческих
поисков, выработать определенную стратегию деятельности в той или иной
педагогической ситуации.
Список литературы:
1. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. Ч.1.– Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. – 156с.
2. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. Ч.2.– Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 20010. –232с.
3. Климова Н.В. Роль, принципы и формы активного и интерактивного обучения студентов. //Компетентностный подход в высшем экономическом
образовании /Материалы межвузовской методической конференции. - М., «Альфа-М», 2010. -224с. ISBN 978- 5-982813-213-1.
4. Корвяков, В.А. Формирование самообразовательной деятельности студента: монография / В.А. Корвяков. – М.: Университетская книга, 2010. –140 с.
5. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М.: Школа-пресс, 2010. - 383 с.
6. Фролов, Н. Кредитно-рейтинговая система: опыт ТулГУ / Н. Фролов,
В. Жигунов // Высшее образование в России. – 2006.- №5. – С. 8-11.
7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Педагогика, 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.