Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе
Оценка 4.7

Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе

Оценка 4.7
docx
23.06.2023
Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе
СТАТЬЯ3 Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе.docx

Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе

 

    Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса.

Одной из главных задач школьного образования является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.

Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

Интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

  • личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
  • содержания учебного материала;
  • применения современных обучающих технологий.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков нами уже используются следующие современные образовательные технологии:

1. Технология проблемного обучения.

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся.

2. Исследовательская работа.

Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

3. Здоровьесберегающие технологии.

Они включают в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для всех учащихся, серию встреч с врачом общей практики, организацию подвижных игр на переменах.

4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа) .

Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе.

Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.

Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища.

5. Игровые технологии.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету.



Все вышеизложенные приёмы, технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески.

Современные инновационные технологии в образовании 

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные ппедагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и сстатусности учреждения. Тем не менее, можно выделить  следующие наиболее характерные инновационные технологии.

1. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной ообразовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, без кконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных по-о ттенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и ссубъект приоритетный. Проявляется в освоении учащимися индивидуальныхх ообразовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

2. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.

 Применение такой инновационной технологии позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога. 

3.   Мониторинг интеллектуального развития.

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости. 

4Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.

Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.

5. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. 

Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые.  Это   - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения   - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

6. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы

Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области,

способствуют развитию любознательности, повышают и формируют у ребёнка желание учиться.

Для развития и совершенствования инновационного процесса необходим глубокий анализ всех проблем образовательных технологий, обобщение огромного опыта педагогических инноваций, авторских школ и новаторов учителей.

Прогресс в отдельных направлениях работы школы может осуществляться только как инновационный процесс: замена устаревших и неэффективных средств новыми для данных условий и более эффективными, использование новых идей, технологий

Наиболее прогрессивными, эффективными и интересными из них являются следующие.

1. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. Она имеет следующие целевые ориентации:

способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

облагораживание души и сердца ребенка;

развитие и становление познавательных сил ребенка;

обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;

идеал воспитания – самовоспитание

Концептуальные положения данной технологии включают в себя следующие позиции:

- ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить;

- ребенок – высшее творение жизни и космоса и несет в себе все их черты;

- целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

2. Технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко содержит следующие концептуальные положения:

ученик – субъект, а не объект процесса обучения;

обучение приоритетно по отношению к развитию;

обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью – формированием самоуправляющих механизмов личности.

ведущая роль теоретических, методологических знаний.

3. Известные технологии развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Они имеют различные цели.

У Альтшуллера Г.С.- это обучить творческой деятельности; научить решать изобретательские задачи.

У Иванова И.П.- это воспитать общественно-активную творческую личность.

У Волкова И.П.- это выявить, учесть и развить творческие способности; приобщить учащихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

Теория решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера построена на следующих основах:

теория – катализатор творческого решения проблем;

знания – инструмент, основа творческой интуиции;

творческими способностями наделен каждый;

творчеству, как любой деятельности можно учиться.

4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова имеет следующие целевые ориентации:

формирование знаний, умений и навыков;

обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными;

ускоренное обучение.

Основными принципами данной технологии являются:

многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками, динамический стереотип деятельности, применение опор, ориентировочной основы действий;

личностно-ориентированный подход;

гуманизм (все дети талантливы);

ученье без принуждения;

бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха;

соединение учения и воспитания.

5. Технология авторской школы самоопределения А.Н. Тубельского.

Ее целевые ориентации:

обретение учащимся своего «Я», самоопределение;

обеспечение пробы сил молодым человеком в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской и физкультурной деятельности;

усвоение круга обязательных в данной школе предметов;

умение выражать себя в письменном и устном слове, в словесности;

умение владеть своим телом;

трудовая подготовка.

6. Технология вероятностного образования имеет следующие целевые ориентации:

сформировать авторскую позицию учащегося в культуре;

помочь учащемуся обрести способность заявить себя в мире культуры и вести диалог с культурой;

развить потребности самореализации в различных сферах и формах культуры.

Концептуальными положениями данной технологии являются:

во главу угла поставлен индивидуальный мыслеобраз, а не стандарты программ;

учащийся ценен своим индивидуальным своеобразием;

образование – это мир, стоящий между личностью ученика и учителя; это древнейшее порождение цивилизации есть насилие над личностно-индивидуальным бытием человека.

7. Система эффективных уроков А.А. Окунева имеет целеполаганием усвоение стандартных знаний, умений и навыков; математических способов умственных действий, а также развитие способных детей.

Концептуальными положениями данной технологии являются следующие аспекты:

движущая сила учебного процесса – это противоречие между теми задачами, которые стоят перед учащимися и их знаниями, умениями;

в каждый урок должен быть положен принцип интереса;

хороший урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий.

8. Теория поэтапного формирования умственных действий М.Б. Волович имеет своей целью эффективное усвоение программных знаний, умений и навыков. Основными ее концепциями являются следующие положения:

ориентировочный инстинкт всегда предшествует появлению знания;

мышление – результат интериоризации практических действий и свойственной им логики;

понятие ориентировки переносится во внутренние психические процессы, мышление рассматривается как «свернутый в языке процесс внешней предметной деятельности.

9. Коллективный способ обучения А.Г. Ривина и В.К. Дьяченко предусматривает такую организацию учебного процессе, при котором обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Целевой ориентацией этого способа является усвоение знаний, навыков и умений; развитие коммуникативных качеств личности; создание интернациональной трудовой школы. Основными принципами данного способа являются:

завершенность, или ориентация на высшие конечные результаты;

непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу;

сотрудничество и взаимопомощь между учащимися;

разнообразие тем и заданий (разделение труда);

разноуровневость (разновозрастность) участников педаго-гического процесса;

обучение по способностям индивида;

педагогизация деятельности каждого участника.

10. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова предполагает введение двух стандартов: а/ для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому ученику); б/ стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый).

11. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении имеет следующие целевые ориентации:

усвоение знаний, умений и навыков; ориентир на стандарты;

успешное обучение всех.

Концептуальными положениями данной технологии являются:

личностный подход педагогики сотрудничества;

успех – главное условие развития детей в обучении;

комфортность в классе: доброжелательность и взаимопомощь;

предупреждение ошибок, а не работа над ними;

последовательность, системность содержания учебного материала;

дифференциация, доступность заданий для каждого;

к полной самостоятельности – постепенно;

через знающего ученика учить незнающего.

Анализ перечисленных и других технологий показывает, что каждая из них в большей степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому можно сделать вывод о том, что каждая педагогическая технология имеет определенную структуру. В нее входят:

1.   концептуальная основа;

2. содержательная часть обучения (цели обучения, содержание учебного материала);

3. процессуальная часть (технологический процесс):

А) организация учебного процесса,

Б) методы и формы учебной деятельности обучаемых,

В) формы и методы работы преподавателя,

Г) деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала,

Д) диагностика учебного процесса.

Изучение инновационных технологий также позволяет классифицировать их по области применения и объекту применения.

Области применения:

1.     общая – включена в образовательный процесс в определенном регионе (районе), учебном заведении, или на конкретном этапе обучения;

2.     частная – используется как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения в рамках одного предмета, класса, преподавателя;

3.     дифференцированная - применяется в отдельных частях учебно-воспитательного процесса, при решении узких дидактических задач.

Объекты применения:

1.     массовое обучение – рассчитанное на усредненного учащегося;

2.     специализированное обучение – углубленное изучение предметов или использование в специальных учебных заведениях (лицеях, спецшколах, гимназиях);

3.     компенсирующее обучение – использование коррекционных методик и тренингов;

4.     неординарное обучение – применяется в работе с трудными или одаренными детьми.

При детальном анализе педагогических технологий становится очевидным, что большинство из них не выходят за рамки определенного содержания и структуры инновационной педагогической деятельности. Поэтому, чтобы лучше понимать сущность той или иной технологии, нужно иметь представление о структурных компонентах, содержании и связанными с ними особенностями инновационной деятельности.

       Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.

                                                                                   


 

Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе

Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе

Все вышеизложенные приёмы, технологии , применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески

Все вышеизложенные приёмы, технологии , применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески

Для развития и совершенствования инновационного процесса необходим глубокий анализ всех проблем образовательных технологий, обобщение огромного опыта педагогических инноваций, авторских школ и новаторов учителей

Для развития и совершенствования инновационного процесса необходим глубокий анализ всех проблем образовательных технологий, обобщение огромного опыта педагогических инноваций, авторских школ и новаторов учителей

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Система эффективных уроков А.А

Система эффективных уроков А.А

Анализ перечисленных и других технологий показывает, что каждая из них в большей степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами,…

Анализ перечисленных и других технологий показывает, что каждая из них в большей степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами,…

Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения

Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2023