Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса.
Одной из главных задач школьного образования является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.
Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
Интересный урок можно создать за счёт следующих условий:
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков нами уже используются следующие современные образовательные технологии:
1. Технология проблемного обучения.
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся.
2. Исследовательская работа.
Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.
При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.
3. Здоровьесберегающие технологии.
Они включают в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для всех учащихся, серию встреч с врачом общей практики, организацию подвижных игр на переменах.
4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа) .
Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе.
Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.
Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища.
5. Игровые технологии.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету.
Все вышеизложенные приёмы, технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески.
2. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников. Применение такой инновационной технологии позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога. 3. Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости. 4. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика. Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др. 5. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов. 6. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области, |
способствуют развитию любознательности, повышают и формируют у ребёнка желание учиться.
Для развития и совершенствования инновационного процесса необходим глубокий анализ всех проблем образовательных технологий, обобщение огромного опыта педагогических инноваций, авторских школ и новаторов учителей.
Прогресс в отдельных направлениях работы школы может осуществляться только как инновационный процесс: замена устаревших и неэффективных средств новыми для данных условий и более эффективными, использование новых идей, технологий
Наиболее прогрессивными, эффективными и интересными из них являются следующие.
1. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. Она имеет следующие целевые ориентации:
способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
облагораживание души и сердца ребенка;
развитие и становление познавательных сил ребенка;
обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
идеал воспитания – самовоспитание
Концептуальные положения данной технологии включают в себя следующие позиции:
- ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить;
- ребенок – высшее творение жизни и космоса и несет в себе все их черты;
- целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.
2. Технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко содержит следующие концептуальные положения:
ученик – субъект, а не объект процесса обучения;
обучение приоритетно по отношению к развитию;
обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью – формированием самоуправляющих механизмов личности.
ведущая роль теоретических, методологических знаний.
3. Известные технологии развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Они имеют различные цели.
У Альтшуллера Г.С.- это обучить творческой деятельности; научить решать изобретательские задачи.
У Иванова И.П.- это воспитать общественно-активную творческую личность.
У Волкова И.П.- это выявить, учесть и развить творческие способности; приобщить учащихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
Теория решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера построена на следующих основах:
теория – катализатор творческого решения проблем;
знания – инструмент, основа творческой интуиции;
творческими способностями наделен каждый;
творчеству, как любой деятельности можно учиться.
4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова имеет следующие целевые ориентации:
формирование знаний, умений и навыков;
обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными;
ускоренное обучение.
Основными принципами данной технологии являются:
многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками, динамический стереотип деятельности, применение опор, ориентировочной основы действий;
личностно-ориентированный подход;
гуманизм (все дети талантливы);
ученье без принуждения;
бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха;
соединение учения и воспитания.
5. Технология авторской школы самоопределения А.Н. Тубельского.
Ее целевые ориентации:
обретение учащимся своего «Я», самоопределение;
обеспечение пробы сил молодым человеком в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской и физкультурной деятельности;
усвоение круга обязательных в данной школе предметов;
умение выражать себя в письменном и устном слове, в словесности;
умение владеть своим телом;
трудовая подготовка.
6. Технология вероятностного образования имеет следующие целевые ориентации:
сформировать авторскую позицию учащегося в культуре;
помочь учащемуся обрести способность заявить себя в мире культуры и вести диалог с культурой;
развить потребности самореализации в различных сферах и формах культуры.
Концептуальными положениями данной технологии являются:
во главу угла поставлен индивидуальный мыслеобраз, а не стандарты программ;
учащийся ценен своим индивидуальным своеобразием;
образование – это мир, стоящий между личностью ученика и учителя; это древнейшее порождение цивилизации есть насилие над личностно-индивидуальным бытием человека.
7. Система эффективных уроков А.А. Окунева имеет целеполаганием усвоение стандартных знаний, умений и навыков; математических способов умственных действий, а также развитие способных детей.
Концептуальными положениями данной технологии являются следующие аспекты:
движущая сила учебного процесса – это противоречие между теми задачами, которые стоят перед учащимися и их знаниями, умениями;
в каждый урок должен быть положен принцип интереса;
хороший урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий.
8. Теория поэтапного формирования умственных действий М.Б. Волович имеет своей целью эффективное усвоение программных знаний, умений и навыков. Основными ее концепциями являются следующие положения:
ориентировочный инстинкт всегда предшествует появлению знания;
мышление – результат интериоризации практических действий и свойственной им логики;
понятие ориентировки переносится во внутренние психические процессы, мышление рассматривается как «свернутый в языке процесс внешней предметной деятельности.
9. Коллективный способ обучения А.Г. Ривина и В.К. Дьяченко предусматривает такую организацию учебного процессе, при котором обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Целевой ориентацией этого способа является усвоение знаний, навыков и умений; развитие коммуникативных качеств личности; создание интернациональной трудовой школы. Основными принципами данного способа являются:
завершенность, или ориентация на высшие конечные результаты;
непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу;
сотрудничество и взаимопомощь между учащимися;
разнообразие тем и заданий (разделение труда);
разноуровневость (разновозрастность) участников педаго-гического процесса;
обучение по способностям индивида;
педагогизация деятельности каждого участника.
10. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова предполагает введение двух стандартов: а/ для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому ученику); б/ стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый).
11. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении имеет следующие целевые ориентации:
усвоение знаний, умений и навыков; ориентир на стандарты;
успешное обучение всех.
Концептуальными положениями данной технологии являются:
личностный подход педагогики сотрудничества;
успех – главное условие развития детей в обучении;
комфортность в классе: доброжелательность и взаимопомощь;
предупреждение ошибок, а не работа над ними;
последовательность, системность содержания учебного материала;
дифференциация, доступность заданий для каждого;
к полной самостоятельности – постепенно;
через знающего ученика учить незнающего.
Анализ перечисленных и других технологий показывает, что каждая из них в большей степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому можно сделать вывод о том, что каждая педагогическая технология имеет определенную структуру. В нее входят:
1. концептуальная основа;
2. содержательная часть обучения (цели обучения, содержание учебного материала);
3. процессуальная часть (технологический процесс):
А) организация учебного процесса,
Б) методы и формы учебной деятельности обучаемых,
В) формы и методы работы преподавателя,
Г) деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала,
Д) диагностика учебного процесса.
Изучение инновационных технологий также позволяет классифицировать их по области применения и объекту применения.
Области применения:
1. общая – включена в образовательный процесс в определенном регионе (районе), учебном заведении, или на конкретном этапе обучения;
2. частная – используется как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения в рамках одного предмета, класса, преподавателя;
3. дифференцированная - применяется в отдельных частях учебно-воспитательного процесса, при решении узких дидактических задач.
Объекты применения:
1. массовое обучение – рассчитанное на усредненного учащегося;
2. специализированное обучение – углубленное изучение предметов или использование в специальных учебных заведениях (лицеях, спецшколах, гимназиях);
3. компенсирующее обучение – использование коррекционных методик и тренингов;
4. неординарное обучение – применяется в работе с трудными или одаренными детьми.
При детальном анализе педагогических технологий становится очевидным, что большинство из них не выходят за рамки определенного содержания и структуры инновационной педагогической деятельности. Поэтому, чтобы лучше понимать сущность той или иной технологии, нужно иметь представление о структурных компонентах, содержании и связанными с ними особенностями инновационной деятельности.
Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.