"Использование межпредметной интеграции в дополнительном образовании детей (статья из опыта работы)"
Оценка 4.6

"Использование межпредметной интеграции в дополнительном образовании детей (статья из опыта работы)"

Оценка 4.6
docx
экология
29.10.2022
"Использование межпредметной интеграции в дополнительном образовании детей (статья из опыта работы)"
Известно, как труден наш путь познания окружающего мира и себя в нём. Какие использовать средства, способы, методы изучения, познания? Одной из тенденций современного образования является реализация интегративного подхода. В обучении по программам общего и дополнительного образования вновь востребована межпредметная интеграция, которая рассматривается сегодня как важный фактор развития образования, одно из средств достижения его эффективности.
Интеграция в ДОД -опыт. Новикова ТИ.docx

Новикова Татьяна Ивановна,

методист отдела образовательных программ,

педагог дополнительного образования.

 

Краевое государственное бюджетное 

нетиповое образовательное учреждение

«Краевой  детский центр «Созвездие»  

 (КГБОУ ДО ХКЦВР Созвездие),

город Хабаровск, Хабаровский край

 

 

 

  Использование  межпредметной  интеграции 

в  дополнительном  образовании детей

(статья из опыта работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          «Хотел бы я знать,

зачем звёзды светятся…

У каждого есть своя звезда»

(Антуан де Сент-Экзюпери)

 

«Ведь если звёзды зажигают -                             

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет,

 чтобы они были?..»  

(В.В. Маяковский)

                                                        

         Как ответить на эти  вечные  вопросы? И как найти  «свою звезду»?

Известно, как труден  наш путь познания окружающего мира и себя в нём.  Какие  использовать средства, способы, методы  изучения, познания? Одной из тенденций современного образования является  реализация интегративного  подхода.  В обучении  по программам  общего и дополнительного образования вновь востребована межпредметная интеграция, которая рассматривается  сегодня как важный фактор развития образования, одно из средств  достижения его эффективности.  

         Межпредметная интеграция - понятие в педагогике не новое. О необходимости межпредметных связей в обучении говорили  Жан-Жак Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. Сама идея межпредметных связей появилась в ходе поиска путей отражения целостности  природы в содержании учебного материала и комплексного подхода к воспитанию и обучению. «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи», - утверждал классик педагогики  Ян Амос Коменский. Интеграция – объединение в целое каких-либо элементов; взаимосвязь отдельных компонентов системы; процесс и результат создания  неразрывно связанного единства с целью решения общей задачи. Такой задачей является развитие личности, способной к самореализации в современных условиях. Актуальность межпредметной интеграции в образовании обусловлена  таким уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция общественно-гуманитарных, естественнонаучных и технических знаний -  именно на  стыке наук делаются многие открытия. Современный мир всё больше требует от человека знаний и умений универсальных, глобальных, интегрированных, вариативности мышления.  Узкий специалист, владеющий знаниями только в одной области, не способен взглянуть  на них с другой стороны, по-новому осмыслить.  Межпредметная интеграция способствует   формированию у обучающихся целостного взгляда на мир в его единстве и многообразии, развивает умение оперировать общенаучными познавательными методами (абстрагирование,  моделирование, аналогия, анализ, синтез, обобщение), позволяет пройти путь познания от «немногого обо всём» - до «всего о немногом».   Одним из вызовов нашего времени, предъявляемых к человеку, является уровень сформированности универсальных учебных действий, метапредметных компетенций. Эта  задача  заложена в образовательных стандартах  общего образования (ФГОС), где значительное место в процессе развития обучающихся отводится и дополнительному образованию. Межпредметная интеграция – естественное направление  в реализации этой задачи.    

         При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих  программ исхожу из того, что мир  многообразен и в то же время  целостен.  И человек в этом мире, как существо биологическое и социальное, тоже многогранен. Интересы человека, растущего и познающего  мир, выходят за рамки одной направленности, которую нам предлагается обозначить в программе.  В условиях работы во временном детском коллективе это особенно актуально (территория, возраст, образование, интересы, потребности, планы подростков – разные).  Как помочь каждому ребёнку не потеряться, проявить и развить  себя в данном образовательном пространстве, как научить детей видеть многогранность и   целостность мира, взаимосвязь всех его компонентов,   как научить  ориентироваться в нём – эти вопросы в центре  моего внимания.

       Как помочь детям понять смысл и взаимосвязь Экологии, Природы и Человека? В связи с Годом экологии в России мною разработаны и  успешно реализованы на краевых профильных сменах в 2017-2022 годах  дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы: «ЭкоЗнайка» (дети 7-10 лет), «ЭкоДрайв» (дети 11-13 лет), «ЭкоПерезагрузка» (дети 14-17 лет). В 2022 году на краевых профильных сменах «Экспедиция», «Мастерград» также успешно реализованы эти программы. В сущности, эти программы   комплексные, сочетают естественнонаучную и социально-гуманитарную  направленности.  Они основаны на межпредметной интеграции гуманитарных и естественнонаучных дисциплин: литературы, языка, культуры, краеведения,  социологии, искусства, этики, эстетики, истории, экологии, окружающего мира, биологии, растениеводства, физики, химии, астрономии, технического и художественного творчества. Кроме того, значительное место уделяется  знаниям и умениям по обеспечению безопасности жизнедеятельности  в природе и приобщению к здоровому образу жизни.  Познавательный компонент  программ составляют сведения о природе и экологии, о взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы, о культуре  поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе и к людям. Природа изучается как носительница эстетических, материальных, культурных  ценностей и  как среда обитания.       Практическая направленность программ  осуществляется через решение кейсов, игровые,  творческие, задания, исследования, опыты,  экскурсии в природу и наблюдения, реализацию своих проектов, через создание на занятиях проблемных ситуаций,  ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации самостоятельного  выбора поступка по отношению к природе. Так, во время экскурсии по территории  дружины участники программы «ЭкоЗнайка» (дети 7-10 лет)  знакомились с растениями и насекомыми из «Красной книги Хабаровского края» и  поймали сачком бабочку «павлиний глаз». Первое желание – засушить для коллекции; потом ребята  внимательно рассмотрели эту живую красоту и отпустили в природу. Когда же они посмотрели видеосюжет «Самые красивые бабочки мира», изучили материалы в журналах и книгах, сами нарисовали, смастерили  бабочек из бумаги и пластилина - убедились в правильности своего выбора и в том, насколько красив и хрупок этот мир и как он зависит от каждого из нас. После этого дети стали обращать внимание  и на «вертолётики»  стрекоз,  и на гудящих над цветами пчёл,  и на спешащих по своим делам муравьёв... А для изучения под микроскопом крыла насекомого нашли засушенных природой мотыльков. В процессе активной познавательной деятельности  происходит не только  расширение и углубление знаний, развитие интеллекта и вариативности мышления, но и  проявление, развитие нравственных качеств и  пробуждение чувств подростков.

        Казалось бы, как могут быть связаны экология и литература,  экологические проблемы и  сказка-притча  французского писателя, лётчика Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»? Использование литературного материала – сказки-притчи Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» - позволило создать игровое пространство, в котором дети были вовлечены в активную познавательную и практическую деятельность. Ребята решали кейсы: «Приведи в порядок свою планету»,  «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Можно было наблюдать, как повышается познавательный  и читательский интерес детей, их активность на занятиях, раскрываются творческие способности.  Использование различных источников информации (книг и журналов, видеоматериалов, фильмов, презентаций), дидактических и подвижных игр поддерживает и развивает  интерес ребят к познанию и мотивацию к практической деятельности. Проведение экологических  исследований, в том числе на основе интерактивных программ «Лабдиск» и «Наураша», позволило обучающимся  приобщиться к методам научного познания  окружающего мира, открыло возможности для саморазвития, дальнейшего определения  подростков в данной области и свободного ориентирования в мире.

       Освоение программ происходило в процессе решения кейсов, и ребята активно включались в решение ситуаций.

Ситуация 1

Во время пребывания на территории дружины «Созвездие»  внимание наших гостей привлекает удивительная картина на стене 4 корпуса. На ней изображен маленький путешественник по планетам, посетивший и  Землю.  Наша планета   показалась ему сначала  неприветливой и «странной»: «Какая странная планета. Совсем сухая, вся в иглах и солёная. И у людей не хватает воображения. Они повторяют лишь то, что скажут».

А может,  это будущее нашей планеты, если…  Что произойдёт?  Каковы причины?  Что сделать, чтобы не настало это «если»? И какими должны быть мы – люди? А вы, ребята, видели эту картину? Раскроем   тайну  загадочной картины и  ещё - тайну …  баобабов. 

Ситуация 2

На территории  дружины «Созвездие» реализуется проект «Экологическая тропа». Какое участие мы можем принять в этом проекте? Изучите условия, возможности и предложите варианты решения проблемы.

Ситуация 3

В клавиатуре  вашего компьютера стали «западать» клавиши, и вы заменили её новой. Осталось только выбросить старую «клаву»,  вы посмотрели на неё,  невольно вздохнули: такая привычная, родная, жаль расставаться…  А тут и «мышка» стала «тормозить», придётся купить другую. Выбросить «клаву» и «мышь»  не составит труда.  А что если… попытаться дать им  новую жизнь и хотя бы немного уменьшить количество компьютерного мусора на «своей планете»? Как можно использовать отслужившие компьютерные детали? Предложите  ваше решение проблемы.

         При выполнении практических заданий детям потребовались полученные знания.  Участники программы  проращивали семена цветов, высаживали рассаду в горшочки и на клумбу, наблюдали и ухаживали за растениями. Предварительно изучили, какие условия необходимы, чтобы из зернышка появился росточек, а затем вырос цветок. Попутно узнали, как вторично можно использовать одноразовые стаканчики.  Наблюдали, сравнивали, делали выводы, почему так отличается результат, если посадить семена сухие или пророщенные, поместить их на свету или в тени, поливать или нет.  Какое растение получится? От кого и от чего это зависит? Прочитали в   сказке, как Маленький принц ухаживал за своей розой.  Нашли в различных источниках (журналы, энциклопедии, Интернет-ресурсы) и изучили  материал о высаженных  растениях, о том,  как они будут выглядеть, когда зацветут. Надо было видеть, с каким  интересом ребята занимались «растениеводством»,  ежедневно  вели наблюдения (сразу бежали смотреть «свои росточки», насколько они  подросли, поливали и рыхлили землю), радовались  новому листочку и огорчались, если растение «замирало» или погибало. Многие впервые учились  выращивать цветы из семян и рассады,   ухаживать за  ними. И с каким удовольствием и гордостью они после смены повезли домой  будущий красивый цветок, выращенный своими руками,  в качестве подарка родным, а часть цветов  сами высадили на клумбу. Дети  видели результат  труда и чувствовали свою причастность к реальному, полезному общему делу. На основе этих знаний и практических умений у ребят сформирована мотивация к  продолжению  занятий после смены: высадят  цветы дома, будут ухаживать,  наблюдать, узнавать новое, смогут  сами  выращивать цветы из семян и рассады,   научат этому  других – значит,  смогут делать мир и себя лучше.  В процессе такой деятельности  происходит взаимосвязь (интеграция)  и предметных областей,  и  важных понятий: экология природы – экология человека – экология души.

        Убеждена, что достижению большей эффективности при реализации   программ  способствует  сотрудничество с  другими учреждениями   и участие в  проведении  занятий   приглашённых специалистов. Продуктивным, интересным  оказалось взаимодействие с «Детским эколого-биологическим центром» Хабаровска, участие в проведении занятий педагогов центра, использование в работе с детьми интерактивных научно-познавательных программ «Наураша», «Лабдиск», с помощью которых проводились научные исследования окружающего мира на основе использования  знаний и методов из различных предметов: химии, физики, биологии, экологии, астрономии, истории, географии.  Межпредметная интеграция осуществилась также  при взаимодействии с другими локациями (мастерскими).  Во время взаимодействия с локациями «Мир вокруг нас», «Экологическая лаборатория», «Лаборатория химического анализа» – это экология, биология, химия, растениеводство. Участники локаций «ЭкоЗнайка», «ЭкоДрайв», «ЭкоПерезагрузка»  с помощью имеющегося оборудования  изучали состав почвы и воды, строение листа растений, крыла мотылька, мха и лишайника.   Дети узнали о профессиях  лаборанта и эколога, ознакомились с оборудованием (микроскоп, лупа, реактивы и др.) и поработали с ним под руководством специалистов «лаборатории». При взаимодействии с локацией «Робототехника» осуществлялась интеграция областей знаний: экология, технология, почвоведение и  робототехника; это убедило ребят в технических возможностях использования роботов в процессе исследования  окружающей среды, например, почвы. Они участвовали в настройке  роботов для проведения исследований на местности.  Сотрудничество с локацией «Ландшафтный дизайн» позволило ребятам узнать о профессии, занятиях  специалистов в данной области, принять участие в реализации  проекта экологической тропы. В этой совместной работе интегрировались экология и ландшафтный дизайн, биология, растениеводство, краеведение, литература, язык, художественное творчество.

        Использование в программах межпредметной интеграции позволило детям и  подросткам осмыслить понятие «экология» с разных сторон, уйти от привычного представления об экологии только как об «охране природы»,   увидеть взаимосвязь  экологии природы – экологии человека – экологии души,  по-другому взглянуть на  себя – человека в этом мире и на  других  людей. Ребята с разными знаниями и умениями (и разного возраста) смогли реализовать себя, дополнить и развить  свои представления  о мире, успешно взаимодействовать в группе, чувствовать себя  комфортно. При этом созданы условия для формирования у детей предметных и метапредметных компетенций,  для проявления и развития личностных качеств детей,   общей и экологической  культуры,   воспитания  гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к  природе и к людям. У подростков сформирована положительная  мотивация к  «последействию» в социуме, к практическому участию в решении экологических проблем. Ребята участвовали в реализации проекта «Экологическая тропа» на территории дружины «Созвездие». При решении проблемы полезного использования «компьютерного мусора» дети изготовили сувениры и  поделки, с которыми успешно участвовали  в выставках и конкурсах; совместно с «Медиа-центром» создали лайфхак «Как сделать сувенир из «клавы» и «мышки» своими руками». Во всероссийском конкурсе «Новые достижения» в номинациях «Чудеса своими руками» и «Моделирование, конструирование, робототехника» приняли участие 18 детей, все стали победителями и награждены дипломами лауреатов 1 степени. Автор программ является победителем и призёром  педагогических конкурсов всероссийского и краевого уровней.

       Таким образом, использование межпредметной  интеграции в современных условиях является одним из условий успешной реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. 

       Надеюсь, у ребят сохранится стремление к познанию  мира и себя в этом мире, желание  узнать,  «зачем звёзды светятся», к поиску своей звезды.


 

Новикова Татьяна Ивановна, методист отдела образовательных программ, педагог дополнительного образования

Новикова Татьяна Ивановна, методист отдела образовательных программ, педагог дополнительного образования

Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся…

Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся…

Эта задача заложена в образовательных стандартах общего образования (ФГОС), где значительное место в процессе развития обучающихся отводится и дополнительному образованию

Эта задача заложена в образовательных стандартах общего образования (ФГОС), где значительное место в процессе развития обучающихся отводится и дополнительному образованию

ЭкоЗнайка» (дети 7-10 лет) знакомились с растениями и насекомыми из «Красной книги

ЭкоЗнайка» (дети 7-10 лет) знакомились с растениями и насекомыми из «Красной книги

А вы, ребята, видели эту картину?

А вы, ребята, видели эту картину?

Продуктивным, интересным оказалось взаимодействие с «Детским эколого-биологическим центром»

Продуктивным, интересным оказалось взаимодействие с «Детским эколого-биологическим центром»

Медиа-центром» создали лайфхак «Как сделать сувенир из «клавы» и «мышки» своими руками»

Медиа-центром» создали лайфхак «Как сделать сувенир из «клавы» и «мышки» своими руками»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2022