Родной язык как средство нравственного воспитания народа
Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи.
Н. Лесков
Язык
– бесценный дар, которым наделён человек. В нём отражается, как в зеркале, весь
народ и вся его история. Родной язык – это хранитель знаний и мудрости, потому
что помнит о человеке всё с самого первого звука, произнесённого им когда-то в
далёкие-предалёкие времена. Знание и понимание языка, его законов и правил,
любого и, особенно, родного языка – это первое и самое важное, что необходимо
человеку для общения со своей семьей и друзьями. Мой родной язык —
русский язык. Это самый замечательный и богатый язык в мире! Классика русской
литературы насчитывает огромное количество прекрасных и, поистине великих
произведений, известных во всём мире. Россия — огромная страна, на территории
которой проживает большое количество национальностей, каждая из которых знает русский
язык, и общается на нём. Это делает наш родной язык — одним из мировых. С
самого детства, из уст матери мы слышим колыбельные песни, сказки, рассказы обо
всём. Мы постигаем мир через слово, которое является основой языка. Став чуть
постарше, в школе, мы начинаем изучать правила языка, его грамматику, лексику,
тем самым отдавая дань его величию, и преклоняясь перед его безмерным
богатством. «Судьба каждого народа органически сплетена с судьбой его языка.
Хранить и лелеять родной язык могут только его носители. Ведь каждый народ —
это неповторимая культура, история и традиции. И, конечно же, язык».
Родной язык, он для нас всегда живой… Он бывает неповторимый, мелодичный и
певучий, так как вобрал в себя гул дубрав и лугов, полей и лесов, ароматный, пьянящий
запах родной земли. Русский язык — один из
величайших языков, на котором разговаривает огромное количество людей. Русский
язык — самый распространенный славянский язык, также это самый распространенный
язык в Европе. Русский язык — государственный язык Российской Федерации, один
из двух государственных языков Белоруссии, один из официальных языков некоторых
стран, один из шести рабочих языков ООН и ЮНЕСКО и других международных
организаций. В России русским языком владеют более 146 млн человек, в мире
около 215 млн. Русский язык настолько велик и разнообразен, что его изучают по
всему миру. Многие ученые занимались и занимаются изучением русского языка,
который подобно живому организму не стоит на месте, а постоянно развивается и
изменяется. Актуальность изучения русского родного языка обусловлена множеством
факторов. Речь подростков во все времена наполнена самобытным сленгом, который
состоит из слов, которые кажутся молодежи актуальными, интересными, а также
объединяют в единый коллектив, с одним общим языком. Современное
интернет-пространство пестрит словами из современного сленга, с основном это
иноязычные фразы, так молодежь часто употребляет слово «изи» (англ. Easy —
легко) в значении «легкость», «простота». Англицизмы давно и прочно вошли в нашу
жизнь, но в речи современной молодежи встречаются и более оригинальные фразы,
такие как «спулаё-мулаё» — переиначенная фраза из известной «Spotlight
moonlight», которые становятся «мемами» — так же с свою очередь этот термин
также пришел в нашу речь из интернет-пространства. Таким образом мы видим
глобальную наполненность речи интернет-сленгом. На второй план уходит красота и
разнообразие речи, современный ритм жизни заставляет людей помещать свои
размышления в ограниченное количество символов, данное создателями социальных
сетей и гаджетов, так рождается сленг, в который все больше внедряются
иностранные слова. Лингвист А. П. Сумароков, внесший огромный вклад в русский
литературный язык на раду с М. В. Ломоносовым. был ярым противником иностранных
слов в русском языке, которые сейчас мы активно употребляем в своей речи.
Возможно, в будущем современный сленг так же прочно войдет в разговорную речь и
русский литературный язык, но на данном этапе развития языка остро ощущается
недостаточность литературной наполненности. Язык Пушкина все дальше уходит в
историю, но невозможно создать будущее не помня прошлого, а это значит, что
актуальность развития русского языка, как языка, на котором говорит молодежь,
умения использовать его и применять его возможности высока как никогда. 3
августа 2018 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин
подписал закон «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 25 июля
2018 года и одобренный Советом Федерации 28 июля 2018 года. Министерство
образования и науки России разработало примерную программу курса «Русский
родной язык». В пояснительной записке программы главной целью предмета
обозначено углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и
категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его
нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях
общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского
литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых
единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной
семантикой; о русском речевом этикете. Преподавание русского языка как родного
будет вестись параллельно с обязательным курсом русского языка. Важно, что
время, отведенное на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как
время для углубленного изучения основного курса «Русский язык», таким образом с
5 по 9 класс будет изучаться отдельный предмет, направленный на развитие
знаний, умений и навыков, обращенных к родному языку. Таким образом курс
«Русский родной язык» актуализирует цели воспитания активной гражданской
позиции, патриотизма, любви к родному языку и культуре, популяризация родного
языка. Благодаря этому курсу будет совершенствоваться культура речи,
коммуникативные умения, а также, что важно, будет обеспечено свободное владение
русским литературным языком в различных ситуациях. Проектная деятельность в
рамках изучаемого предмета подразумевает развитие исследовательского мышления,
развитие самостоятельности в приобретении знаний. Все цели, поставленные в
пояснительной записке к рабочей программе, пути и способы их достижения,
помогут современной молодежи проникнуться красотой родного языка, пополнить
словарный запас, использовать родную речь соответственно представившейся
ситуации с актуальной позиции и с соответствующей эмоциональной окраской и
стилистическим оформлением. Как же помогут уроки русского родного языка
достигнуть целей повышения интереса к литературной речи в свете Федерального
государственного образовательного стандарта? Изначально перед обучающимися
может быть поставлена задача подобрать определенное количество синонимов к
какому-либо слову, количество должно быть таким, чтобы обучающиеся не смогли
его заполнить, используя сленг в такой мере, в которой синонимы останутся
понятными. Пополнить свои знания и выполнить поставленную задачу можно будет
при помощи исследовательской деятельности. Обучающимся могут быть предложены
словари, классические художественные произведения, тематические выставки и
подборки материала, который будет изучен и путем мозгового штурма найдены
необходимые синонимы. Обучающиеся отметят красоту и разнообразие родного
русского языка. Каждый урок курса будет на шаг приближать обучающихся к
литературному языку, осознанию его величия и красоты. Как писал И. С. Тургенев:
«…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Частью великого
народа должен ощущать себя каждый подросток, говорящий на русском языке,
стремиться к овладению именно тем уровнем речи, который позволит ему
чувствовать себя достойным гражданином своей страны. Таким образом можно прийти
к выводу, что русский язык важно и необходимо изучать не только с точки зрения
государственности. Русский язык как родной язык поможет узнать и раскрыть
предмет с новой для обучающихся стороны, со стороны культуры речи, восприятия,
ценности богатств языка. Помимо русского родного языка следовало бы
рассматривать историю родного языка, где обучающиеся могли бы узнавать о
становлении и развитии, а также родного диалекта, который в современном ритме
жизни утрачивается и его сохранение особенно актуально в отдельных регионах
России. В настоящее время все эти знания даются в рамках предметов русский язык
и литература, а также элективных курсов.
В народе нет большего сокровища, чем его язык. Так как именно язык – это
характер народа, его память, история и духовное могущество. Не уметь грамотно
говорить и писать на родном языке — это высшее невежество. Не зная родного
языка, человек навсегда утрачивает свою Родину, а человек без Родины, это
человек, не имеющий ничего того, что бы могло его радовать, человек не знающий
родного языка — одинокий человек. Но все мы когда-то были невеждами, потому что
были малы и еще не умели говорить. Потом мы подрастали, и он помогал нам
познавать мир, открыть для себя большой и волшебный мир жизни. Без языка не
может существовать и развиваться общество, так как он помогает людям
обмениваться мнениями, высказывать свои чувства, достигать взаимопонимания,
создавать духовные ценности. Слово очень много означает в жизни. Как известно,
оно может влиять на судьбу, оно вмиг изменяет расположение духа, делает человека
счастливым или несчастным.
Терентьева Надежда Владимировна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.