Инновационные подходы к моделированию и совершенствованию развивающей предметно – пространственной среды в детском саду
Оценка 5

Инновационные подходы к моделированию и совершенствованию развивающей предметно – пространственной среды в детском саду

Оценка 5
Мероприятия
docx
другое
Детсад
10.01.2021
Инновационные подходы к моделированию и совершенствованию развивающей предметно – пространственной среды в детском саду
Семинар для педагогов.docx

Семинар для педагогов

Инновационные подходы к моделированию и совершенствованию развивающей предметно – пространственной среды в детском саду

 

                          Подготовил:

                         Ю. В. Просвирнина, воспитатель

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Ведущим фактором и условием развития личности ребенка исторически признана окружающая среда – среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представления о красоте, вкусе, ценностных ориентирах.

Поэтому одним из необходимых условий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста становится создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Развивающая предметно - пространственная среда (далее - РППС) - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

В каждом детском саду РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся, способной к корректировке и развитию.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования РППС должна обеспечивать:

        максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

        наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

        охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

        возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;

        двигательную активность детей, а также возможность для уединения.    

Принципы конструирования РППС в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой детского сада РППС создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть следующей.

        Содержательно - насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Насыщенность РППС должна быть разумной и педагог должен четко понимать, какие игрушки и предметы он готовит для детей. В групповом пространстве не должно быть перегруженности предметного материала, это затрудняет ребенку сделать выбор, рассеивает внимание, а так же не позволяет педагогу продуктивно реализовать образовательный процесс.

        Трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.

        Полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности. Задачу полифункциональности в группе можно решить наличием предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления.

        Доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Доступность среды группы позволяет детям самостоятельно выбирать материал и заниматься различными видами деятельности, не прибегая к помощи взрослого.

        Безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, таким как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

        Вариативной - наличие в помещении различных пространств. Планировка группы предполагает, что каждый воспитанник может найти место для различных видов деятельности. Дети имеют возможность объединяться небольшими группами или побыть в спокойствии в уголке уединения.

Определяя наполняемость РППС, педагогу следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности.  

Также при организации РППС взрослым участникам образовательных отношений следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов, в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям. Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно, сообразно педагогической ценности. Предметы, игрушки, пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность. Вместе с тем традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе.

При организации РППС дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:

        Конституция Российской̆ Федерации;

        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

        Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

        Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

        Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

        Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;

        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпиде-миологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;

        Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;

        Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);

        Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;

        Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

В рамках нашего семинара предлагаем рассмотреть следующие элементы РППС:

        многофункциональная ширма и съемные чехлы на стулья. 

 

 

Многофункциональная развивающая ширма и съемные чехлы на стулья.  

Многофункциональная ширма — оригинальная разработка для детского сада, которая поможет организовать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Ширма – элемент интерьера группы, небольшая складная перегородка напольная или настольная, состоящая из рам, затянутых материей, и имеющая разное количество секций: от одной до четырех. Может разбивать пространство комнаты или стола на две не вполне изолированные части, использоваться для различных видов детской деятельности.

Изготовить ширму можно самостоятельно или с помощью родителей.

Наиболее легкие и мобильные получаются ширмы, рамы которых изготовлены из пропиленовых труб. Главное, чтобы они отвечали требованиям безопасности, были не токсичны, легки и гигиеничны. На одну ширму можно сшить несколько тематических чехлов, которые могут  быть закреплены с помощью разнообразных способов (кнопки, карманы, резинки, крючки, прищепки, завязки, липучка).

Многофункциональность подразумевает увеличение числа функций ширмы.

            Задачи многофункциональной ширмы:

        формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты как в единый игровой сюжет, так и по отдельности, в зависимости от интересов и увлечений дошкольников;

        развивать умение детей самостоятельно готовить обстановку для игры (подбирать предметы, атрибуты);

        развивать умение использовать в различных видах деятельности (самостоятельной, игровой, познавательной, для эмоциональной разгрузки и т. п.).

Многофункциональная ширма — это возможность зонирования пространства в группе, наполнение прозрачных карманов меняется в зависимости от сюжета игры.

Варианты использования ширмы: оформление кукольного уголка, сюжетно-ролевые игры разнообразной тематики: «Семья», «Больница», «Салон красоты», «Автосервис», «Мастерская».

С помощью ширмы можно реализовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста.

Сюжетно — ролевые игры для детей станут более реалистичными и интересными, а компактная игровая зона не доставит неудобств в использовании. Ширма складывается и легко убирается при необходимости хранения или переноса в сложенном виде. Для поддержания интереса дошкольников и для новых возможностей оформление ширмы легко можно поменять, учитывая возраст и увлечения детей.

Части ширмы можно использовать для театрализованной деятельности, здесь же можно организовать « Центр безопасности дорожного движения», который интересен, в первую очередь, мальчикам.

Также ширму можно использовать как уголок уединения, где ребёнок может  отдохнуть, побыть один, посмотреть книжку.

Съемные чехлы на стулья и столики.

В ходе игры дети часто «выгораживают» индивидуальное игровое пространство с помощью подручных средств – стульев, коробок, зонтов. Можно сшить для стульев и столиков съемные чехлы и дать возможность детям применять эту мебель в игре. На чехлы можно нашить аппликации из ткани, которые будут обозначать разные предметы, например, – пожарную машину. С помощью такого решения каждый ребенок сможет реорганизовать игровое пространство по своему желанию.     

Использование игровых чехлов позволяет решать в интеграции задачи всех образовательных областей:

        игровые чехлы из ткани позволяют обеспечивать максимальную реализацию образовательного пространства;

        организация возможности общения и совместной деятельности детей, предоставляют детям возможность для уединения.

Наличие разнообразных чехлов на детскую мебель позволяет обеспечивать насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность РППС в группах.

Игровые чехлы изготавливаются из ткани разнообразной фактуры и качества, дополняются элементами на развитие мелкой моторики в соответствии с образом. Легко обрабатываются и стираются.

Игровые чехлы на стулья – это легкий способ создать ребёнком игровое пространство вокруг себя. Они имеют большую популярность во время сюжетно - ролевых игр, т.к. каждый чехол имеет свою тематику, а ещё они легко одеваются и снимаются со стульев.

Во время игры чехлы помогают детям быстро создать игровую среду, активно взаимодействовать и объединяться в группы. Дети играют более уверенно и самостоятельно.

Таким образом, использование многофункциональных ширм и съемных чехлов на стулья в РППС группы – это необходимая составляющая образовательного процесса в современном детском саду. Необходимо помнить, что для ребенка важно, чтобы его услышали и поняли, приняли таким, какой он есть, с его особенностями и интересами. Поэтому, чтобы помочь дошкольнику вырасти творческим, инициативным и самостоятельным человеком, взрослым членам семьи и педагогам нужно поощрять его за инициативность, создавать условия для проявления ребенком своей индивидуальности.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Семинар для педагогов Инновационные подходы к моделированию и совершенствованию развивающей предметно – пространственной среды в детском саду

Семинар для педагогов Инновационные подходы к моделированию и совершенствованию развивающей предметно – пространственной среды в детском саду

Насыщенность РППС должна быть разумной и педагог должен четко понимать, какие игрушки и предметы он готовит для детей

Насыщенность РППС должна быть разумной и педагог должен четко понимать, какие игрушки и предметы он готовит для детей

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная

Варианты использования ширмы: оформление кукольного уголка, сюжетно-ролевые игры разнообразной тематики: «Семья», «Больница», «Салон красоты», «Автосервис», «Мастерская»

Варианты использования ширмы: оформление кукольного уголка, сюжетно-ролевые игры разнообразной тематики: «Семья», «Больница», «Салон красоты», «Автосервис», «Мастерская»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2021