ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Подлабошникова С.Г. (Электросталь)
Согласно «Положению о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. «Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда» [1].
В настоящее время в примерных образовательных программах дошкольного образования система работы по ранней профориентации строится, в основном, на ознакомлении дошкольников с профессиями.
Актуальность задачи изменения традиционной системы профориентации дошкольников на основе интеграции научной и образовательной деятельности, учета научно-технического прогресса продиктована возросшим интересом к техническим профессиям, сфере высоких технологий.
Наш город Электросталь – промышленный город. Для его стабильного экономического развития необходимы профессионалы, способные эффективно работать на предприятиях машиностроительного, металлургического, химического комплексов, высокоинтеллектуальные инженерные кадры, умеющие изобретать, совершенствовать и придумывать материалы и технологии, автоматизировать операции и управлять процессами. Для создания и развития такого кадрового потенциала необходимо с раннего возраста заинтересовать детей техническим творчеством и инженерной деятельностью.
В нашем детском саду реализуется инновационный проект по ранней профориентации «Шаг в будущее». Цель проекта: разработать и внедрить в практику работы модель ранней профориентации дошкольников, адаптированной к уровню развития науки и техники будущего, с учетом муниципального рынка труда.
Предлагаемая модель ранней профориентации соответствует современным требованиям, предполагает решение задач по ранней профориентации:
Наши воспитанники начнут свою профессиональную деятельность лет через 20. Какие профессии будут востребованы в это время? Какие надпрофессиональные навыки им потребуются? Изучая Атлас новых профессий, можно выделить навыки и умения, которые будут необходимы для многих профессий: системное мышление, управление проектами, экологическое мышление, навыки программирования, робототехники, коммуникативные навыки.
Дошкольный возраст – время, когда закладываются основы личностных качеств. И это время нельзя упускать. Именно в это время необходимо начинать формирование надпрофессиональных навыков ребенка. Каким образом это делать?
Поддерживая современное движение Baby Skills – многоступенчатое получение детьми дошкольного и младшего школьного возраста начальных навыков (Skills) профессионального мастерства в разных профессиях и сферах деятельности, мы создаем полигон ранних профориентационных проб, даем детям возможность попробовать себя в профессии. Благодаря социальному партнерству с Электростальским колледжем наши дети пробуют себя в профессиональной деятельности каменщика, ветеринара, парикмахера, пекаря.
Но как организовать профориентационные пробы таких профессий, как инженер, робототехник, химик? И здесь на помощь приходит игра. Проект предусматривает решение задач по ранней профориентации через организацию интегрированной игровой деятельности: сюжетно-ролевых игр, игр с конструкторами, игр с экологической цифровой лабораторией.
Конструкторы нового поколения имеют тематическую направленность и дают уникальную возможность знакомить детей с промышленными предприятиями, обыгрывать заводские профессии, проектировать профессии будущего, а также развивать надпрофессинальные навыки. В сюжетно-ролевой игре дети отражают свои знания о профессиональной деятельности взрослых, об использовании орудий труда.
Наша система ранней профориентации не отрицает традиционных форм и методов работы (экскурсии, беседы, рассматривание иллюстраций, чтение книг), но построена на расширении использования активных методов (исследовательские проекты, квест-игры, игровое проектирование и др.)
Важное значение в системе ранней профориентации играет предметно-пространственная среда. Мы создали в детском саду развитую техносферу: оборудована экологическая лаборатория, мини-музеи, мастерская технического творчества, мультипликационная студия. Во всех группах имеются Центры технического творчества, компьютеры, проекторы. Детям доступны интерактивные столы и доски, конструкторы нового поколения, в том числе для овладения основами механики и робототехники, оборудование для обучения детей основам программирования. У детей, живущих в такой среде, в совместной и самостоятельной игровой деятельности развиваются надпрофессиональные навыки будущих ученых, инженеров, конструкторов, химиков.
Взаимодействие с семьями воспитанников организуется через непосредственное участие в занятиях, конкурсах, выставках детско-родительских работ; встречи в Клубе юных конструкторов; мастер-классы по профессиям родителей; представление обобщенного опыта по конструированию, робототехнике в семье и др.
Выбор профессии во многом зависит от психофизиологических, умственных возможностей, творческих способностей, интересов, склонностей человека. Задача взрослых - увидеть, рассмотреть в ребенке его задатки, природные способности и попытаться их развивать.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», утв. Постановлением Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1.
2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.