ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.7

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.7
docx
13.10.2021
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Инновационные подходы к системе ранней профориентации дошкольников.docx

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Подлабошникова С.Г. (Электросталь)

 

Согласно «Положению о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. «Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда» [1].    

В настоящее время в примерных образовательных программах дошкольного образования  система работы по ранней профориентации строится, в основном, на ознакомлении дошкольников с профессиями.

Актуальность задачи изменения традиционной системы профориентации дошкольников на основе интеграции научной и образовательной деятельности, учета научно-технического прогресса продиктована возросшим  интересом к техническим профессиям, сфере высоких технологий.

Наш город Электросталь – промышленный город. Для его стабильного экономического развития необходимы профессионалы, способные эффективно работать на предприятиях машиностроительного, металлургического, химического комплексов, высокоинтеллектуальные инженерные кадры, умеющие изобретать, совершенствовать и придумывать материалы и технологии, автоматизировать операции и управлять процессами. Для создания и развития такого кадрового потенциала необходимо с раннего возраста заинтересовать детей техническим творчеством и инженерной деятельностью.

В нашем детском саду  реализуется инновационный проект по ранней профориентации «Шаг в будущее». Цель проекта: разработать и внедрить в практику работы модель  ранней профориентации дошкольников, адаптированной к уровню развития науки и техники будущего, с учетом муниципального рынка труда.

Предлагаемая модель ранней профориентации соответствует современным требованиям, предполагает решение задач  по ранней профориентации:

·                    профессиональное информирование: знакомство с профессиями настоящего (на основе анализа потребностей муниципального рынка труда) и будущего (на основе Атласа новых профессий, разработанного в Бизнес - школе Сколково);

·                    профессиональное развитие: развитие надпрофессиональных навыков, необходимых специалистам будущего;

·                    профессиональное воспитание: формирование позитивных установок к трудовой деятельности, уважительного отношения к людям труда и результатам труда.

Наши воспитанники начнут свою профессиональную деятельность лет через 20. Какие профессии будут востребованы в это время? Какие надпрофессиональные навыки им потребуются? Изучая Атлас новых профессий, можно выделить навыки и умения, которые будут необходимы для многих профессий: системное мышление, управление проектами, экологическое мышление, навыки программирования, робототехники, коммуникативные навыки.

Дошкольный возраст – время, когда закладываются основы личностных качеств. И это время нельзя упускать. Именно в это время необходимо  начинать формирование надпрофессиональных навыков ребенка. Каким образом это делать?

Поддерживая современное движение   Baby Skills – многоступенчатое получение детьми дошкольного и младшего школьного возраста начальных навыков (Skills) профессионального мастерства в разных профессиях и сферах деятельности, мы создаем полигон ранних профориентационных проб, даем детям возможность попробовать себя в профессии. Благодаря социальному партнерству с Электростальским колледжем наши дети пробуют себя в профессиональной деятельности  каменщика, ветеринара, парикмахера, пекаря.

Но как организовать профориентационные пробы  таких профессий, как инженер, робототехник, химик? И здесь на помощь приходит игра. Проект предусматривает решение задач по ранней профориентации через организацию интегрированной игровой деятельности: сюжетно-ролевых игр, игр с конструкторами, игр с экологической цифровой лабораторией.

Конструкторы нового поколения имеют тематическую направленность и дают уникальную возможность знакомить детей с промышленными предприятиями, обыгрывать заводские профессии, проектировать профессии будущего, а также развивать надпрофессинальные навыки. В сюжетно-ролевой игре дети отражают свои знания о профессиональной деятельности взрослых, об использовании орудий труда.

Наша система  ранней профориентации  не отрицает традиционных форм и методов работы (экскурсии, беседы, рассматривание иллюстраций, чтение книг), но построена на расширении использования активных  методов (исследовательские проекты, квест-игры, игровое проектирование  и др.)

Важное значение в системе ранней профориентации играет предметно-пространственная среда. Мы создали в детском саду развитую техносферу: оборудована экологическая лаборатория, мини-музеи, мастерская технического творчества, мультипликационная студия. Во всех группах имеются Центры технического творчества, компьютеры, проекторы. Детям доступны интерактивные столы и доски, конструкторы нового поколения, в том числе для овладения основами механики и робототехники, оборудование  для обучения детей основам программирования. У детей, живущих в такой среде, в совместной и самостоятельной игровой деятельности развиваются надпрофессиональные навыки будущих ученых, инженеров, конструкторов, химиков.

Взаимодействие с семьями воспитанников организуется через непосредственное участие в занятиях, конкурсах, выставках детско-родительских работ; встречи в  Клубе юных конструкторов; мастер-классы по профессиям родителей; представление обобщенного опыта по конструированию, робототехнике в семье и др.

 Выбор профессии во многом зависит от психофизиологических, умственных возможностей, творческих способностей, интересов, склонностей человека. Задача взрослых -  увидеть, рассмотреть в ребенке его задатки, природные способности и попытаться их развивать.

"Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" ставит задачу «…в развитии личности, способной реализовать свой потенциал» [2]. Работа по реализации проекта  позволяет создать образовательное пространство с учетом интересов и индивидуальных особенностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы на основе сотрудничества со взрослыми.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», утв. Постановлением Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1.

2. «Стратегия  развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.


 

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ

В нашем детском саду реализуется инновационный проект по ранней профориентации «Шаг в будущее»

В нашем детском саду реализуется инновационный проект по ранней профориентации «Шаг в будущее»

Поддерживая современное движение

Поддерживая современное движение

Во всех группах имеются Центры технического творчества, компьютеры, проекторы

Во всех группах имеются Центры технического творчества, компьютеры, проекторы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2021