ГБДОУ НАО «ЦРР – ДС «Умка»
Аптекарский огород
Экскурсия по экологической тропе
(для детей подготовительной группы)
Разработала воспитатель:
Татьяна Андреевна Иксанова
Нарьян – Мар, 2020 г.
Цель: познакомить детей с некоторыми видами лекарственных растений, произрастающих на экологической тропе ГБДОУ НАО «ЦРР – ДС «Умка».
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
· способствовать улучшению эмоционально – психического состояния детей во время общения с природой;
· продолжать работу по обогащению словаря детей;
· развивать у детей умение выполнять движения по сигналу в ходе подвижной игры.
Воспитательные:
· воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
· воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм;
Материалы и оборудование: костюм сороки для воспитателя, маска волка, обручи, лист бумаги, фломастер, термос с ромашковым чаем, пластиковые стаканчики, корзинка с муляжами грибов, мяч.
Предварительная работа: разучивание стихов про берёзу - (2, 3 ребёнка); разучивание считалок; разучивание пальчиковой гимнастики. Познакомить детей с правилами поведения во время экскурсии на экологической тропе.
Словарная работа: аптекарский огород – это огород, на котором растут лекарственные растения.
Ход мероприятия:
В группу прилетает сорока (воспитатель).
СОРОКА:
- Здравствуйте, ребята! Я услышала, что вы отправляетесь на прогулку по экологической тропе, но вам не сообщили, к какой точке вы должны прийти.
- Хотите, я вам помогу?
- Чтобы узнать, как называется нужная нам точка, необходимо разгадать кроссворд, а задания – подсказки для кроссворда мы будем находить на экологической тропе.
- Готовы? Отправляемся в путь!
У начала тропы (точка №1), сорока загадывает детям загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
(Выслушиваются варианты детей)
СОРОКА:
- Это время года – осень.
- Скажите, а какой первый звук мы слышим в слове ОСЕНЬ?
- Звук (О)
о |
|
о |
|
о |
|
- Звук (О) в нашем кроссворде живёт в нескольких окошках, давайте заселим этот звук. (Воспитатель вписывает в кроссворд буквы)
СОРОКА:
- Отправляемся дальше
(Приходят к точке №4 – «Берёзы»)
- Ребята, что это за деревья? (Берёзы)
СОРОКА:
- Очень красивые, стройные, белоствольные берёзы.
- Сейчас ребята нам расскажут стихи про берёзу
(Выступление детей)
1 ребёнок
Белая
берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.
А.Кулагина
2 ребёнок
Всем
береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол ,густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят.
Н.Субботина
СОРОКА:
- Молодцы, ребята!
- Давайте мы для наших берёзок покажем пальчиковую гимнастику
(Дети встают в круг, и проводится пальчиковая гимнастика)
Пальчиковая гимнастика
Я природу берегу!
Про деревья расскажу:
(движения руками – «фонарики»)
Чтоб не сохнуть никогда
Корешкам нужна вода.
(кисти руки опущены вниз, шевелим пальчиками)
В небе тучки набегают,
Дождем деревья поливают.
(указательным пальчиком стучим по ладошке другой руки)
Ветер в зеленой листве зашумит,
(складываем ладошки друг на друга в виде листа)
Утром на ветках роса заблестит.
(шевелим пальчиками)
Лучики солнца теплом согревают,
(скрещиваем вытянутые пальчики обеих рук в замочек)
Деревцу сильным расти помогают.
(соединяем обе руки вместе от локтя до запястья,
а пальчиками свободно шевелим имитируя дерево)
СОРОКА:
- Посмотрите, под берёзой стоит корзинка. А что в корзинке лежит? (Грибы)
- Ребята, а какой первый звук в слове (ГРИБЫ)?
- Звук (Г)
о |
г |
о |
|
о |
|
- И во второе окошко нашего кроссворда мы заселяем звук (Г).
- Молодцы, вы и с этим заданием справились.
- Продолжаем дальше наше путешествие по экологической тропе
(Приходят к точке №6 – «Следы зверей»)
СОРОКА:
- Ребята, посмотрите, сколько здесь много разных следов
(Рассматривают следы на стенде)
- Давайте мы с вами поиграем в игру «Чей это след?»
(Проводится игра)
Игра «Чей это след?»
У медведя – медвежий, у волка – волчий, у лисы – лисий, у зайца – заячий, у белки – беличий, у лося – лосиный, у оленя – олений.
СОРОКА:
- А сейчас в круг скорее становитесь, поиграем в игру «Зайцы и волк».
(Один из детей рассказывает считалочку и выбирается водящий – волк)
Считалочка
Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать,
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щёлк-щёлк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди,
Как попрячемся — иди!
(Проводится подвижная игра: «ЗАЙЦЫ И ВОЛК»)
Описание: Одного из играющих назначают по считалке волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки раскладываются обручи – домики для зайцев. В начале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в логове. Дети - зайцы выпрыгивают из кружков и говорят слова: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из логова, рычит и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит к себе в логово. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.
СОРОКА:
- Молодцы, ребята, отлично поиграли.
- Когда рычит волк, то какой звук он произносит? (Р)
о |
г |
о |
р |
о |
|
- И этого звука как раз не хватает в нашем кроссворде (Сорока вписывает звук (Р) в кроссворд)
СОРОКА:
- Двигаемся дальше.
(Приходят к точке №14 «Одуванчик»)
- Ребята, отгадайте загадку:
На лужайке, возле леса,
Расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко.
На зеленой ножке.
А как только подрастут
Шапочки наденут-
Мягкие, воздушные-
Ветерку послушные!
(Одуванчики)
СОРОКА:
- Представьте, что в руках вы держите одуванчик, а для того чтобы слетели все пушинки, нужно подуть на одуванчик.
(Проводится дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»)
- Делаем глубокий вдох через нос, затем длинный выдох через рот, как будто хотим сдуть с одуванчика пух.
- Представьте что, полетели пушинки, как маленькие парашюты.
-Молодцы, ребята. А давайте разделим слово одуванчик на слоги (Дети прохлапывают слово о-ду-ван-чик)
- Сколько слогов? (4)
- С какого звука начинается второй слог (Д)
о |
г |
о |
р |
о |
д |
-Давайте заселим этот звук в последнее окошко.
-Получилось слово (ОГОРОД)
СОРОКА:
- Мы с вами пойдём к огороду, но это не простой огород. Он называется -аптекарский. Почему же он так называется и что там растёт? Сейчас узнаем.
(Приходят к точке №16 «Аптекарский огород»)
СОРОКА:
- Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров - лекарства от всех болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться.
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, которые растут на территории нашего детского сада.
- Может, кто-то из вас знает какое-нибудь лекарственное растение? (Выслушиваются ответы детей)
СОРОКА:
- Рассмотрите внимательно, что здесь растёт?
(Дети рассматривают цветы: ромашка, тысячелистник, лютик)
- Но это не просто цветы, они обладают лечебными свойствами.
- Растёт в этом огороде - тысячелистник.
(Педагог обращает внимание детей на тысячелистник)
- Как вы думаете, почему его так назвали?
(Выслушиваются ответы детей)
СОРОКА:
-Каждый лист тысячелистника, как пёрышки птицы, собран из многих листиков-пушинок. Таких листиков-пушинок у одного растения действительно может быть чуть ли не целая тысяча. Вот и назвали это растение – тысячелистником.
- Мелкие белые или светло-розовые цветы собраны в букетик, словно зонтики раскрылись над зелёной травой.
-Тысячелистник - это лекарственная трава и обладает кровоостанавливающим и заживляющим средством. В народе про него говорят:
«Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук».
- А чай из тысячелистника повышает аппетит.
СОРОКА:
- Чуть дальше пройдём, ещё одно интересное растение найдём.
- Послушайте загадку:
-Стоят в поле сестрички,
Жёлтый глазок, белые реснички (Ромашка).
(Педагог обращает внимание детей на ромашку)
СОРОКА:
-Это цветок ромашка, его белые лепестки обвивают ярко-жёлтый глазок.
Ромашки прекрасно впитывают все токсичные вещества из окружающей среды и тем самым очищают воздух.
- Очень много лекарственных свойств находится в этом цветке. Ромашки растут на солнечных лесных опушках, на полянках.
- Своей красотой ромашка привлекает и насекомых. Бабочки и шмели видят ромашку из далека и летят к ней за нектаром.
- А что же лечит ромашка?
(Выслушиваются ответы детей)
СОРОКА:
- Ромашка снимает воспаления, поэтому при простуде настоем ромашки можно полоскать горло. Она обладает противомикробным эффектом, помогает при головной боли, Ромашка помогает при повышенной температуре, улучшает пищеварение. Из-за большого количества микроэлементов ромашка помогает бороться с простудой и гриппом.
- А ещё у ромашки есть другое
название – «пупавка», поскольку в центре соцветия возвышается желтый «пупок».
- Спасибо тебе, ромашка, за целебные свойства.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Замри, ромашка»
(Выбирается водящий, с помощью считалки)
Считалочка:
В поле мы нашли ромашку,
Василек, гвоздику, кашку,
Колокольчик, мак, вьюнок...
Начинай плести венок!
(Проводится игра «Замри, ромашка»)
Описание игры: Водящий стоит в центре круга и держит в руках ромашку. Игроки как угодно двигаются, прыгают, танцуют, разговаривают. Как только водящий опускает цветок на пол, нужно замереть в одной позе, не двигаться и не улыбаться. Тот, кто не успеет вовремя замереть, выбывает из игры.
СОРОКА:
- Присмотритесь ребята, и вы увидите в траве жёлтые огоньки, да это ж не огоньки, а маленькие, нежные цветы. «Солнцем налитой - Лютик золотой»
(Педагог обращает внимание детей на лютики)
СОРОКА:
- Хрупкий, нежный цветок с маленькими жёлтыми лепестками, с красивыми узорными листочками. Их используют для обезболивания, лечения ран, ожогов и для снижения температуры.
- Но важно знать, что в лютике содержится ядовитое вещество, которое имеет резкий запах и даже ее пары для человека опасны. При попадании на слизистую, они вызывают раздражение оболочек дыхательных путей, кашель, выделения из носа.
- Поэтому, для того чтобы заниматься сбором лечебных трав нужно знать про эти растения всё.
- Мы сегодня с вами познакомились только с некоторыми лекарственными растениями, которые растут на нашем аптекарском огороде.
- И все растения требуют к себе бережного отношения. Давайте вспомним правила поведения на экологической тропе, которые помогут защитить эти хрупкие создания:
(Выслушиваются ответы детей)
· ходить только по дорожкам, чтобы не топтать растения и травы;
· найденный на территории детского сада мусор нужно убирать;
· нельзя рвать цветы, ломать ветки;
· если кто-то идет навстречу, надо уступить дорогу, чтобы не топтать то, что растет.
СОРОКА:
- Молодцы! А сейчас я предлагаю вам пройти к зоне отдыха, и угостится вкусным, полезным ромашковым чаем.
(Приходят к точке №25 – «Зона отдыха», дети рассаживаются на скамейки, педагог разливает чай из термоса в пластиковые стаканчики).
СОРОКА:
- Давайте вспомним, какими лечебными свойствами обладают растения, с которыми мы с вами сегодня познакомились?
-Я буду вам по очереди кидать мяч и называть растение, а вы его ловить и рассказывать полезные свойства.
(Проводится игра: «Полезные свойства лекарственных растений»)
Ромашка - снимает воспаления, помогает при головной боли, помогает при повышенной температуре, улучшает пищеварение. Помогает бороться с простудой и гриппом.
Тысячелистник - кровоостанавливающее и заживляющее средство. Чай из тысячелистника повышает аппетит.
Лютик - обезболивает, заживляет раны и ожоги. Снижает температуру.
СОРОКА:
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, очень внимательно слушали и мы с вами отлично провели время. Но пора возвращаться в детский сад.
(Возвращение в детский сад. Сорока прощается с детьми).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.