Целевая прогулка "Аптекарский огород"
Оценка 4.8

Целевая прогулка "Аптекарский огород"

Оценка 4.8
docx
09.04.2020
Целевая прогулка "Аптекарский огород"
конспект аптекарский огород.docx

ГБДОУ НАО «ЦРР – ДС «Умка»

 

 

 

 

 

 

 

Аптекарский огород

Экскурсия по экологической тропе

(для детей подготовительной группы)

 

 

 

 

Разработала воспитатель:

Татьяна Андреевна Иксанова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нарьян – Мар, 2020 г.

Цель: познакомить детей с некоторыми видами  лекарственных растений, произрастающих на экологической тропе ГБДОУ НАО «ЦРР – ДС «Умка».

 

Задачи:

Образовательные:

  • расширять представления детей о некоторых лекарственных растениях,  произрастающих на территории детского сада (тысячелистник, ромашка, лютик);
  • познакомить детей с целебными свойствами лекарственных растений;
  • закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;
  • продолжать учить детей согласовывать движения со словом в ходе динамических упражнений;
  • учить отличать следы диких животных по следу;
  • совершенствовать умения детей различать звуки на слух и в произношении, а так же делить слово на слоги;
  • закреплять умение отгадывать загадки;
  • упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в ловле.

Развивающие:

  • развивать память, умение слушать, анализировать, делать выводы, сравнивать;
  • развивать наблюдательность;

·         способствовать улучшению эмоционально – психического состояния детей во время общения с природой;

  • развивать речевое дыхание в ходе выполнения дыхательной гимнастики;
  • развивать мелкую моторику в ходе выполнения пальчиковой гимнастики;

·         продолжать работу по обогащению словаря детей;

·         развивать у детей умение выполнять движения по сигналу в ходе подвижной игры.

Воспитательные:

·        воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

·        воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм;

  • воспитывать ответственное отношение к окружающей природной среде;
  • воспитывать чувственное восприятие красоты природы;
  • воспитывать желание играть в подвижные игры на свежем воздухе.

Материалы и оборудование: костюм сороки для воспитателя, маска волка, обручи, лист бумаги, фломастер, термос с ромашковым чаем, пластиковые стаканчики, корзинка с муляжами грибов, мяч.

Предварительная работа:  разучивание стихов про берёзу - (2, 3 ребёнка); разучивание считалок; разучивание пальчиковой гимнастики. Познакомить детей с правилами поведения во время экскурсии на экологической тропе.

 

Словарная работа: аптекарский огород – это огород, на котором растут лекарственные растения.

 

Ход мероприятия:

В группу прилетает сорока (воспитатель).

СОРОКА:

- Здравствуйте, ребята! Я услышала, что вы отправляетесь на прогулку по экологической тропе, но вам не сообщили, к какой точке вы должны прийти.

- Хотите, я вам помогу?

- Чтобы узнать, как называется нужная нам точка, необходимо разгадать кроссворд, а задания – подсказки для кроссворда мы будем находить на экологической тропе.

- Готовы? Отправляемся в путь!

 

У начала тропы (точка №1), сорока загадывает детям загадку:

 

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

(Выслушиваются варианты детей)

 

СОРОКА:

- Это время года – осень.

- Скажите, а какой первый звук мы слышим в слове ОСЕНЬ?

- Звук (О)

о

 

о

 

о

 

- Звук (О) в нашем кроссворде живёт в нескольких окошках, давайте заселим этот звук. (Воспитатель вписывает в кроссворд буквы)

 

СОРОКА:

- Отправляемся дальше

(Приходят к точке №4 – «Берёзы»)

- Ребята, что это за деревья? (Берёзы)

СОРОКА:

- Очень красивые, стройные, белоствольные берёзы.

- Сейчас ребята нам расскажут стихи про берёзу

 

(Выступление детей)

 

 

1 ребёнок

 

Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.

А.Кулагина

 

2 ребёнок

 

Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол ,густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят.

Н.Субботина

 

СОРОКА:

- Молодцы, ребята!

- Давайте мы для наших берёзок покажем пальчиковую гимнастику

(Дети встают в круг, и проводится пальчиковая гимнастика)

 

Пальчиковая гимнастика

Я природу берегу!

Про деревья расскажу:

(движения руками – «фонарики»)

Чтоб не сохнуть никогда

Корешкам нужна вода.

(кисти руки опущены вниз, шевелим пальчиками)

В небе тучки набегают,

Дождем деревья поливают.

(указательным пальчиком стучим по ладошке другой руки)

Ветер в зеленой листве зашумит,

(складываем ладошки друг на друга в виде листа)

Утром на ветках роса заблестит.

(шевелим пальчиками)

Лучики солнца теплом согревают,

(скрещиваем вытянутые пальчики обеих рук в замочек)

Деревцу сильным расти помогают.

(соединяем обе руки вместе от локтя до запястья,

а пальчиками свободно шевелим имитируя дерево)

 

СОРОКА:

- Посмотрите, под берёзой стоит корзинка. А что в корзинке лежит? (Грибы)

- Ребята, а какой первый звук в слове (ГРИБЫ)?

- Звук (Г)

о

г

о

 

о

 

- И во второе окошко нашего кроссворда мы заселяем звук (Г).

- Молодцы, вы и с этим заданием справились.

- Продолжаем дальше наше путешествие по экологической тропе

 

 (Приходят к точке №6 – «Следы зверей»)

СОРОКА:

- Ребята, посмотрите, сколько здесь много разных следов

(Рассматривают следы на стенде)

- Давайте мы с вами поиграем в игру «Чей это след?»

(Проводится игра)

Игра «Чей это след?»

У медведя – медвежий, у волка – волчий, у лисы – лисий, у зайца – заячий, у белки – беличий, у лося – лосиный, у оленя – олений.

СОРОКА:

- А сейчас  в круг скорее становитесь, поиграем в игру «Зайцы и волк».

(Один из детей рассказывает считалочку и выбирается водящий – волк)

 

Считалочка  

Раз, два, три, четыре, пять,

Негде зайчику скакать,

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами щёлк-щёлк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты.

Ты, волчище, погоди,

Как попрячемся — иди!

 

(Проводится подвижная игра: «ЗАЙЦЫ И ВОЛК»)

 

Описание: Одного из играющих назначают по считалке волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки раскладываются обручи – домики для зайцев. В начале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в логове. Дети - зайцы выпрыгивают из кружков и говорят слова: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из логова, рычит и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит к себе в логово. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

 

СОРОКА:

- Молодцы, ребята, отлично поиграли.

- Когда рычит волк, то какой звук он произносит? (Р)

о

г

о

р

о

 

- И этого звука как раз не хватает в нашем кроссворде (Сорока вписывает звук (Р) в кроссворд)

 

СОРОКА:

- Двигаемся дальше.

(Приходят к точке №14 «Одуванчик»)

- Ребята, отгадайте загадку:


На лужайке, возле леса,
Расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко.
На зеленой ножке.
А как только подрастут
Шапочки наденут-
Мягкие, воздушные-
Ветерку послушные!


(Одуванчики)

 

СОРОКА:

- Представьте, что в руках вы держите одуванчик, а для того чтобы слетели все пушинки, нужно подуть на одуванчик.

 

(Проводится дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»)

- Делаем глубокий вдох через нос, затем длинный выдох через рот, как будто хотим сдуть с одуванчика пух.

- Представьте что, полетели пушинки, как маленькие парашюты.

-Молодцы, ребята. А давайте разделим слово одуванчик на слоги (Дети прохлапывают слово о-ду-ван-чик)

- Сколько слогов? (4)

- С какого звука начинается второй слог (Д)

о

г

о

р

о

д

-Давайте заселим этот звук в последнее окошко.

 

-Получилось слово (ОГОРОД)

 

СОРОКА:

- Мы с вами пойдём  к огороду, но это не простой огород. Он называется -аптекарский. Почему же он так называется и что там растёт? Сейчас узнаем.

 

(Приходят к точке №16 «Аптекарский огород»)

 

 

СОРОКА:

- Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров - лекарства от всех болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться.  

- Сегодня мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, которые растут на территории нашего детского сада.

- Может, кто-то из вас знает какое-нибудь лекарственное растение? (Выслушиваются ответы детей)

 

СОРОКА:

- Рассмотрите внимательно, что здесь растёт?

(Дети рассматривают цветы: ромашка, тысячелистник, лютик)

- Но это не просто цветы, они обладают лечебными свойствами.

 

- Растёт в этом огороде - тысячелистник.

(Педагог обращает внимание детей на тысячелистник)

- Как вы думаете, почему его так назвали?

(Выслушиваются ответы детей)

СОРОКА:

-Каждый лист тысячелистника, как пёрышки птицы, собран из многих листиков-пушинок. Таких листиков-пушинок у одного растения действительно может быть чуть ли не целая тысяча. Вот и назвали это растение – тысячелистником.

- Мелкие белые или светло-розовые цветы собраны в букетик, словно зонтики раскрылись над зелёной травой.

-Тысячелистник - это лекарственная трава и обладает кровоостанавливающим и заживляющим средством. В народе про него говорят:

                   «Нам он – как хороший друг,

                     Лечит ранки ног и рук».

 

- А чай из тысячелистника повышает аппетит.

 

СОРОКА:

- Чуть дальше пройдём, ещё одно интересное растение найдём.

- Послушайте загадку:

-Стоят в поле сестрички,

 Жёлтый глазок, белые реснички (Ромашка).

 

(Педагог обращает внимание детей на ромашку)

СОРОКА:

-Это цветок ромашка, его белые лепестки обвивают ярко-жёлтый глазок.

Ромашки прекрасно впитывают все токсичные вещества из окружающей среды и тем самым очищают воздух.

- Очень много лекарственных свойств находится в этом цветке. Ромашки растут на солнечных лесных опушках, на полянках.

- Своей красотой ромашка привлекает и насекомых. Бабочки и шмели видят ромашку из далека и летят к ней за нектаром.

- А что же лечит ромашка?

 (Выслушиваются ответы детей)

СОРОКА:

- Ромашка снимает воспаления, поэтому при простуде настоем ромашки можно полоскать горло. Она обладает противомикробным эффектом, помогает при головной боли, Ромашка помогает при повышенной температуре, улучшает пищеварение. Из-за большого количества микроэлементов ромашка помогает бороться с простудой и гриппом.

- А ещё у ромашки есть другое название – «пупавка», поскольку в центре соцветия возвышается желтый «пупок».
- Спасибо тебе, ромашка, за целебные свойства.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Замри, ромашка»

(Выбирается водящий, с помощью считалки)

 

Считалочка:

В поле мы нашли ромашку,

Василек, гвоздику, кашку,

Колокольчик, мак, вьюнок...

Начинай плести венок!

 

(Проводится игра «Замри, ромашка»)

 

Описание игры: Водящий стоит в центре круга и держит  в руках ромашку. Игроки как угодно двигаются, прыгают, танцуют, разговаривают. Как только водящий  опускает цветок на пол, нужно замереть в одной позе, не двигаться и не улыбаться. Тот, кто не успеет вовремя замереть, выбывает из игры.

 

СОРОКА:

- Присмотритесь ребята, и вы увидите в траве жёлтые огоньки, да это ж не огоньки, а маленькие,  нежные цветы.    «Солнцем налитой - Лютик золотой»

(Педагог обращает внимание детей на лютики)

 

СОРОКА:

- Хрупкий, нежный цветок с маленькими жёлтыми лепестками, с красивыми узорными листочками. Их используют для обезболивания, лечения ран, ожогов и для снижения температуры.

- Но важно знать, что в лютике содержится ядовитое вещество, которое имеет резкий запах и даже ее пары для человека опасны. При попадании на слизистую, они вызывают раздражение оболочек дыхательных путей, кашель, выделения из носа.

- Поэтому, для того чтобы заниматься сбором лечебных трав нужно знать про эти растения всё.

- Мы сегодня с вами познакомились только с некоторыми лекарственными растениями, которые растут на нашем аптекарском огороде.

- И все растения требуют к себе бережного отношения. Давайте вспомним правила поведения на экологической тропе, которые помогут защитить эти хрупкие создания:

(Выслушиваются ответы детей)

·         ходить только по дорожкам, чтобы не топтать растения и травы;

·         найденный на территории детского сада мусор нужно убирать;

·         нельзя рвать цветы, ломать ветки;

·         если кто-то идет навстречу, надо уступить дорогу, чтобы не топтать то, что растет.

СОРОКА:

- Молодцы! А сейчас я предлагаю вам пройти к зоне отдыха, и угостится вкусным, полезным ромашковым чаем.

(Приходят к точке №25 – «Зона отдыха», дети рассаживаются на скамейки, педагог разливает чай из термоса в пластиковые стаканчики).

СОРОКА:

- Давайте вспомним, какими лечебными свойствами обладают растения, с которыми мы с вами сегодня познакомились?

-Я буду вам по очереди кидать мяч и называть растение, а вы его ловить и рассказывать полезные свойства.

(Проводится игра: «Полезные свойства лекарственных растений»)

 

Ромашка - снимает воспаления, помогает при головной боли, помогает при повышенной температуре, улучшает пищеварение. Помогает бороться с простудой и гриппом.

Тысячелистник - кровоостанавливающее и заживляющее средство. Чай из тысячелистника повышает аппетит.

Лютик - обезболивает, заживляет раны и ожоги. Снижает температуру.

 

СОРОКА:

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, очень внимательно слушали и мы с вами отлично провели время. Но пора возвращаться в детский сад.

(Возвращение в детский сад. Сорока прощается с детьми).

 

 


 

ГБДОУ НАО «ЦРР – ДС «Умка»

ГБДОУ НАО «ЦРР – ДС «Умка»

Цель: познакомить детей с некоторыми видами лекарственных растений, произрастающих на экологической тропе

Цель: познакомить детей с некоторыми видами лекарственных растений, произрастающих на экологической тропе

Предварительная работа: разучивание стихов про берёзу - (2, 3 ребёнка); разучивание считалок; разучивание пальчиковой гимнастики

Предварительная работа: разучивание стихов про берёзу - (2, 3 ребёнка); разучивание считалок; разучивание пальчиковой гимнастики

Белая берёза косы распустила,

Белая берёза косы распустила,

Ребята, а какой первый звук в слове (ГРИБЫ)? -

Ребята, а какой первый звук в слове (ГРИБЫ)? -

СОРОКА: - Молодцы, ребята, отлично поиграли

СОРОКА: - Молодцы, ребята, отлично поиграли

СОРОКА: - Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров - лекарства от всех болезней

СОРОКА: - Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров - лекарства от всех болезней

Своей красотой ромашка привлекает и насекомых

Своей красотой ромашка привлекает и насекомых

Мы сегодня с вами познакомились только с некоторыми лекарственными растениями, которые растут на нашем аптекарском огороде

Мы сегодня с вами познакомились только с некоторыми лекарственными растениями, которые растут на нашем аптекарском огороде
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020