Урок окружающего мира во 2 классе.
Тема: «Россия – наша Родина»
Цель - познакомить с природой своей страны, особенностями климата и рельефа, главными достопримечательностями.
Задачи:
-Познакомить с символами России;
-Познакомить с природными зонами своей страны, животным и растительным миром;
-Углубить и уточнить представление о Родине – России;
-Воспитывать чувство гордости за свою страну;
- Беречь богатства природы в повседневной жизни.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно и осознанно читать.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Научить использовать карты для получения информации.
Личностные результаты
1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
2. Формировать умение определять свое отношение к миру.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент.
|
Дан был на урок звонок – Ты проверь скорей, дружок: Все ль на месте, Все ль в порядке: Букварь, пенал, дневник, тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начнем.
|
Приветствие учителя, самоорганизация |
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы |
- Ребята, чем мы занимались на прошлых уроках окружающего мира?
- Предлагаю вам вспомнить некоторые из них. - На ваших партах есть листы с описанием стран. - Соотнесите описание страны, название, столицу и флаг.
- Ребята, давайте проверим. Проверка на слайде. - Эта страна на островах. Её жители любят футбол. А время они сверяют с главными часами страны на башне Биг-Бен. В этой стране писатель Конан Дойл придумал знаменитого сыщика Шерлока Холмса. И народная сказка про трёх поросят тоже здесь родилась.
-Это страна восходящего солнца. Она расположена на островах, на краю Тихого океана. Её жители первыми встречают начало нового дня. В стране много гор и вулканов, а вот полей мало. Национальные блюда готовят из даров моря. Народ очень изобретателен. Их компьютеры, телевизоры, автомобили известны во всём мире.
- В эту страну издавна стремились купцы. Эта страна пряностей. Народ очень давно научился делать ткани из хлопка и сахар из сахарного тростника. Они изобрели шахматы и впервые стали изображать цифры привычными для нас знаками. По улицам столицы свободно гуляют коровы и обезьяны. Религия этого народа не позволяет им обижать животных.
- На ваших партах лежат листы оценивания. - Сегодня вы будете оценивать свою работу (1 столбик) и умение работать в парах и группах (2 столбик). - На первом этапе «Страны» вы работали индивидуально. - Оцените себя, закрасьте кружок зеленым, желтым или красным цветом.
- Что заметили, когда работали с описанием стран?
- Может кто - то уже догадался, о какой стране здесь идет речь?
- Значит, какая тема урока?
- Какую цель поставим?
-Когда мы характеризуем страну, что мы о ней узнаем?
- На что это похоже? Как назвать, одним словом?
-Что мы сейчас с вами делали?
|
Путешествовали по странам, изучали страны
Соотносят карточки и приклеивают в таблицу на листе формата А4.
Страна - Лондон, столица - Великобритания.
Страна - Токио, столица - Япония
Страна – Индия, столица – Дели.
Оценивают себя на листе оценивания
Осталось описание страны.
О России
Россия
Познакомиться с особенностями страны
1. Символы 2.Климат 3.Животный и растительный мир 4.Удивительное
План работы
Планировали свою деятельность |
Совместное открытие знаний.
|
- Как звучит полное название нашей страны?
- Что означает слово «федерация»? - Где мы можем узнать?
- Откройте учебник на стр. 82. Кто нашел значение этого слова? Прочитайте.
- Назовите столицу нашей страны?
- Допишите на карточках название страны и столицу.
- Как и другие государства, наша страна имеет свои символы. Какие символы вы знаете?
- А что вы знаете о символах нашей страны?
- Послушаем ребят, которые подготовили сообщения о символах нашей страны
Сообщения учеников. Флаг - Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос. Белая – мир, чистота Синяя – вера и верность Красная – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество - Нарисуйте на карточках флаг нашей страны. Герб В поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток. Крылья орла подняты – показывают свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна.
Гимн Гимн – это торжественная хвалебная песня. Эта песня объединяет и сближает граждан всей страны. Государственный гимн исполняют в особо торжественных случаях. Выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов. - Послушаем гимн РФ.
- Посмотрите, как велика наша страна, раскинулась от полей до полярного края? Как вы это понимаете?
- Какой следующий пункт нашего плана?
- Предлагаю вам поработать в парах. Вспомним правила работы в парах.
- У вас на партах есть карты России и карточки с названием природных зон. Поработаем с ними и узнаем, в каких природных зонах расположена наша страна.
- Угадайте, о какой природной зоне идет речь. -Основная особенность климата - малое количество тепла. Температура воздуха зимой -40 С, а летом воздух прогревается до 0 С. Из-за природных условий растительный мир очень скудный, лишь кое-где встречаются мхи и лишайники. Да и животный мир не отличается большим разнообразием.
- Куда разместили карточку с названием зоны?
- Какая зона расположена ниже? Что характерно для этой зоны?
- Какая зона располагается ниже? Угадайте по описанию. Зима холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу. Растительный мир представлен, в основном, представителями хвойных растений. Верхний ярус занимают сосна, ель, лиственница, пихта, кедр.
- Следующая зона это?
- Какие признаки этой природной зоны вы знаете?
- Какая следующая зона? Что можете рассказать о зоне степей.
- Посмотрите ребята, сколько природных зон в нашей стране. Это все из- за того, что наша страна самая великая в мире - она так велика, что когда на одном её краю наступает ночь, то на другом - уже утро. Если кто –нибудь захотел всю страну с Запада на Восток пройти пешком, то на это ему потребовалось бы не меньше года. Она занимает первое место в мире по территории. Территория РФ— 17 млн. км².
- Что мы сейчас с вами делали?
-А для чего?
- Оцените свою работу на листе оценки. - В первом столбике оцените свою работу на этом этапе, а во втором столбике умение работать в паре. - Очень богат животный мир нашей страны. - Предлагаю продолжить работать в парах. Не забывайте про правила работы. - У вас в конвертах карточки с изображением животных. Расположите их по природным зонам, там, где обитают эти животные. Проверка. - Какие животные обитают в зоне ледяных пустынь? В зоне тайги? И т.д. - Ребята, разнообразный растительный и животный мир нашей страны.
- Предлагаю вам посмотреть фильм про растительный мир нашей страны.
- Что же нужно для того, чтобы сохранить его?
- Уже много животных и растений занесены в Красную книгу, нам необходимо заботиться, охранять, защищать их, чтобы сохранить богатство нашей страны. - Оцените себя на этом этапе урока. Свою работу и умение работать в паре.
- Какой пункт плана остался?
- Предлагаю вам разделиться на группы. Вспомним правила работы в группе.
- Вам необходимо собрать информацию об одном из 7 чудес России по следующему плану: 1. Название 2. Где находиться 3. Описание 4. Удивительное Что вам поможет в работе?
- Оформить ваши ответы необходимо на листах, в виде небольшого проекта.
- Посмотрите на ваши мини- проекты. Какие чувства они у вас вызывают?
-Что значит для вас Россия? - Продолжите каждую букву названия страны до слова, с которым у вас ассоциируется Россия.
- Посмотрите, с какими словами вы связали слово Россия? Родная, родина…
-Значит, что для вас Россия?
- Что для вас значит Родина?
— Наша Родина – это леса, поля, моря и реки и т.д. Посмотрите
на тему урока Россия – наша Родина. - А что значит любить свою Родину?
- Вы учитесь в школе, а можете ли вы уже сейчас приносить пользу людям и своей стране? Как?
- Оцените себя на этапе «Удивительное». Оцените свою работу и умение работать в группе. |
Российская Федерация
Предположения детей. В учебнике, словаре, интернет и т.д.
Читают определение в учебнике.
Москва
Дописывают на листе название страны и столицу.
Флаг, герб, гимн
Ответы детей
Дети читают свои сообщения.
Рисуют флаг на листе.
Прослушивают гимн РФ.
Обширная территория, много природных зон
Климат.
Учащиеся вспоминают работу в парах. ü Работать должен каждый на общий результат. ü Один говорит, другой слушает. ü Свое несогласие высказывай вежливо. ü Если не понял, переспроси.
Прикрепляют название природной зоны.
Это зона ледяных пустынь
На севере нашей страны.
Зона тундр. Ответы детей.
Лесотундра.
Смешанные и широколиственные леса. Ответы детей.
Зона степей. Ответы детей.
Узнали, в каких природных зонах располагается Россия. Увидели насколько она велика.
Прикрепляют карточки
Просмотр фильма про растительность России (2 мин.)
Охранять природу, не мусорить, не убивать зверей и птиц и т.д.
Удивительное
Вспоминают правила работы в группах.
Энциклопедии, словари, раздаточный материал на парте, сплоченность в работе.
Работают в группах, составляют мини- проекты. Темы: 1.Мамаев курган и Родина-мать в Волгограде 2. Собор Василия Блаженного в Москве 3. Столбы выветривания на плато Мань-Пупу-нёр 4. Озеро Байкал
Чувство гордости за нашу страну, восхищение
Р- Родина, родная, О- очаровательная, С- самая – самая и т.д.
Россия- наша Родина.
Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
Открывается
вторая часть темы Защищать Родину, охранять природу, его богатства, приносить пользу стране, приносить пользу людям
Соблюдать чистоту в классе, во дворе, в городе, посадить растения во дворе для всех, помогать пожилым людям и больным, уважительно относиться к людям и их труду, а чтобы получить профессию и приносить пользу людям, надо сейчас учиться и т.д.
Оценивают себя. |
Рефлексия
|
- Ребята, какую цель урока ставили?
- Достигли ли цели?
- Многое узнали о России? - А зачем вам эти знания?
Родина - это самое дорогое у человека. Каждый из нас – частичка России. Любите свою родину, берегите ее, ведь именно от вас зависит будущее нашей страны, будущее России!
- Посмотрите, все ли пункты плана мы разобрали.
Вернемся к листам, где вы себя оценивали.
- Сегодня вы оценивали свою работу на уроке. Посмотрите, на первый столбик и сделайте вывод. Учитель на выбор спрашивает несколько учеников.
- Во втором столбике вы оценивали умение взаимодействовать друг с другом. Сделайте вывод.
|
Познакомиться с особенностями России
Да, достигли.
Мы не сможем защищать, охранять, если не будем знать ее.
Да.
Несколько учеников высказываются, что у них лучше всего получилось на уроке, на каком этапе работа получилась, а где нужно будет еще поработать. Ученики высказывают, что у них получилось лучше всего при работе в парах и группе и в чем были затруднения. |
Домашнее задание. |
Предлагаю домашнее задание на выбор. 1. Найти пословицы о Родине 2. Найти удивительные сведения о нашей стране. 3. Выполнить на выбор 2 задания в рабочей тетради по данной теме. |
Выбирают и записывают домашнюю работу в дневник. |
|
Молодцы! Спасибо за работу. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.