Литературное чтение во 2 классе (технология продуктивного чтения)
Тема раздела: «Сказка мудростью богата».
Тема урока: Где правда, там и счастье (корейская сказка «Честный мальчик»).
Тип урока – открытие новых знаний
Цель: создать условия для формирования читательской компетентности учащихся.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с особенностями содержания корейской сказки, её языком;
2. Работать над навыками чтения, вырабатывать умения работать с текстом;
3. Развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную доказательную речь;
4. Формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности.
5. Воспитывать личность, способную оценивать поступки героев, с точки зрения нравственности и этики
6. Воспитывать ценностное отношение к чтению и литературе в целом.
Планируемые результаты
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
4. Ориентироваться на развороте учебника. .
5.Умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности.
6. Умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные УУД
1. Умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
5. Планировать учебное сотрудничество с преподавателем и со сверстниками.
Регулятивные УУД
1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2.Умение соотносить результат своей деятельности с задачей.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4.Учиться работать по предложенному учителем плану.
5. Волевая саморегуляция.
Личностные результаты
1. Умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Комментарии |
||||||||||||||||
Самоопределение к деятельности. |
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, концентрация внимания, наличие общей установки. |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, их настроя на работу |
Проверка готовности обучающихся с прогнозированием своих действий на уроке. |
Личностные: умение слушать учителя. Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность |
||||||||||||||||
Актуализация знаний
|
Организовать деятельность по повторению пройденного материла, признаков сказки. |
-Мы с вами вновь отправляемся в мир сказок. -С каким разделом мы работали на последних уроках? -Назовите признаки сказки. - С какими сказками этого раздела уже познакомились? - Предлагаю поработать в парах. Вспомните правила. - Поработаем с таблицей. Подберите к данным сказкам автора, иллюстрацию и чему она учит.
На карточках: мудрость, трудолюбие, честность. Работа с таблицей. Самопроверка с доски. - В чем отличие этих сказок? - А что у них общего? Что же объединяет все эти сказки? О чем они? - Они все входят в раздел «Сказка мудростью богата». - Зачем мы выполняли эту работу? - Что заметили, выполняя работу? (осталась иллюстрация) - Как вы думаете почему? - Да действительно, это иллюстрация к произведению, которое мы будем сегодня читать. |
-Сказка мудростью богата.
Работают в парах, сопоставляют автора, иллюстрацию. Выясняют, что одна иллюстрация лишняя.
|
На данном этапе урока происходит формирование коммуникативных УУД, а именно: -сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность
- участие в коллективном обсуждении проблем; Познавательные:
|
||||||||||||||||
Целеполагание |
Формулирование темы урока, цели и задач урока. |
- Откройте учебник на стр. … Сопоставьте иллюстрации. Подходит ли эта иллюстрация? Предлагаю отправится в
путешествие по этому произведению.
|
О мудрости Это сказка о честном мальчике
Узнать, как сказка «Честный мальчик» связана со сказками о мудрости, с разделом «Сказка мудростью богата». Почему отнесли к этому разделу?
|
Регулятивные: |
Открытие новых знаний. Работа с текстом до чтения.
|
Организовать деятельность учащихся по прогнозированию содержания сказки “Честный мальчик” по иллюстрации, заголовку. |
- Отправимся в путь по этой сказке. Поможет нам наш путеводитель. Прочитаем 1 этап - предполагаю. - А что нам поможет предположить, о чем произведении? . Кто автор данной сказки? - А кто из вас знает, как называется страна, в которой живёт корейский народ? Совершенно
верно, страна называется Корея. Слайды (труд корейцев) -Что можно узнать из заглавия?
- А что такое честность. Подберите синонимы к слову честный.
Запишите в путеводитель по тексту. - Где происходит действие? - Что необычного видите на иллюстрации? Что у старика в руках? - Какой топор изображен? Почему он золотой? Впишем наши предположения в путеводитель. - Предположите по иллюстрации, заглавию и опорным словам, что будет происходить в сказке. - Что мы делали? - Какое умение развивали? Оцените себя на этом этапе. Закрасьте кружок зеленым, желтым или красным цветом в путеводителе
|
Рассматривают план работы в виде путеводителя. -поможет автор, заглавие, иллюстрация
Сказка
народная, корейского народа корейцы -
очень трудолюбивый народ.
Описывают внешность На берегу озера
Старик похож на водяного, борода из волн Добрые. Улыбка на лице старика добрая и взгляд ласковый. Он по дружески обнял мальчика.
|
Коммуникативные:
-умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; -умение задавать вопросы, - слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения Регулятивные: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: - Развиваем умения извлекать информацию из текста, делать выводы. Личностные: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Физкультминутка |
Проводит инструктаж обучающихся. Напоминает о значении зарядки и физминутки. |
Выполняют упражнения, делают гимнастику для глаз. |
Проводит инструктаж обучающихся. Напоминает о значении зарядки и физминутки. |
Снятие усталости и напряжения, эмоциональная разрядка. |
Открытие новых знаний. Работа с тестом во время чтения. |
формирование правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы |
- Ребята прочитаем сказку и посмотрим, оправдаются ли наши предположения. -Но не просто прочитаем, а постараемся понять, почему ее отнесли к этому разделу. Ведь это цель нашего урока. -Что нам поможет при чтении понять смысл сказки? - Посмотрите на название 2 этапа. - Начнем чтение. Ведение диалога с автором.
- Понравилась ли сказка? Оправдались ли предположения. - Какую мы сейчас с вами выполняли работу? - Зачем мы это делали? - А в чем заключается основная мысль сказки? Найдите в тексте - Молодцы, оцените себя в путеводителе.
|
Слушают сказку, следят, ведут диалог с автором |
Работа в группе– развивается умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. |
Открытие новых знаний. Работа с текстом после чтения. |
|
- Что произошло бы, если бы мальчик
сказал старику, что золотой или серебряный топор принадлежат ему?
Почему эта сказка помещена в разделе «Сказка мудростью богата»? Кто в ней носитель мудрости? В чём проявилась его мудрость?
А за что наградил старичок мальчика? Выберите наиболее точную формулировку в тексте. - Так чему же учит эта сказка?
-Когда мы учимся, что мы приобретаем? - А жизненные знания называются жизненным опытом. - А как называют людей с большим жизненным опытом? - То есть они обладают таким качеством, как мудрость. - Почему сказка находится в разделе «Сказка мудрость богата»? Сделайте вывод и напишите в карту - путеводитель. Предлагаю вам заполнить путеводитель по тексту и оценить себя на данном этапе работы с произведением. |
Старик не стал бы ему помогать. − Он похож на волшебника. Хотел убедиться в честности мальчика.
- Мальчик был мудрым, т.к. он не взял золотой и серебряный топор, понимал, что с помощью железного топора он всегда сможет заработать себе на жизнь.
За честность. - Учит быть честным, трудолюбивым. - Мудрость заключается не только в уме, но и на трудолюбии, честности.
- Мальчик был мудрым, т.к. он не взял золотой и серебряный топор, понимал, что с помощью железного топора он всегда сможет заработать себе на жизнь. |
Коммуникативные: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Уметь формулировать собственное мнение. Уметь слушать других |
Первичное закрепление и беседа о жанре произведения |
Принятие материала урока, самооценка учащимися собственной учебной деятельности. Формирование умений работать в парах и в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, находить ответы на поставленные вопросы, оценивать свою работу и работу товарищей |
- Как вы думаете, мы сегодня приобрели жизненный опыт? Мы стали мудрее? Благодаря чему? - Ребята, но мудрость народа отражается не только в сказках, но и в пословицах. Поработаем с пословицами разных народов о честности в группах. Дороже правды ничего нет. (коми пословица) Честность - самая лучшая привычка. (индийская пословица) Честность ум рождает. (Русская пословица) Коль живешь честно, всякая беда проходит. (Вьетнамская пословица) - Можно ли их отнести к прочитанной сказке? - Оказывается, честность ценится у разных народов на протяжении многих веков, что показывает мудрость этих народов. - Ребята! Из сказок мы узнаем, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы где ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов (в том числе сказках) мы видим, что в человеке всегда ценился ум, доброта и честность!
|
Работают с пословицами в группах |
Регулятивные: |
Рефлексия |
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Организация самооценки учащимися собственной учебной деятельности. |
Учитель, задавая вопросы, организует обсуждение результатов работы, уровень усвоения нового знания, оценку деятельности групп. Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. Учитель возвращает детей к цели, плану урока, побуждает учащихся к высказыванию мнения. Назовите главную мысль сказки. - О чем эта сказка? Чему она нас учит? - Почему сказка находится в разделе «Сказка мудрость богата»? - Какая была цель урока? - Достигли ли цели? - Какие задачи реализовали? - Заполните путеводитель по тексту. - У мальчика в этой сказке главная черта – честность. У каждого из вас есть тоже главная положительная черта характера, которая помогает вам поступать всегда правильно, значит мудро. - Я предлагаю вам вырастить сейчас «дерево мудрости», на нём будут расти ваши положительные черты характера, которые помогают нам каждый день. Для этого возьмите лист дерева и напишите на нём свою лучшую черту характера. |
О честности, трудолюбии − Учит быть честным, трудолюбивым. − Мудрость заключается не только в уме, но и на трудолюбии, честности. – Мальчик был мудрым, т.к. он не взял золотой и серебряный топор, понимал, что с помощью железного топора он всегда сможет заработать себе на жизнь. Узнать, как сказка «Честный мальчик» связана со сказками о мудрости, с разделом «Сказка мудростью богата».
Из текста я понял … Я хочу поделиться своими мыслями
|
Регулятивные: оценка —выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Личностные:
смыслообразование- установление связи между результатом учения и
тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. рефлексия мотивации, способов деятельности общения -рефлексия мотивации, способов деятельности общения
|
Самооценка
|
Создание условий для формирования адекватной оценки. |
- Оцените свою работу на уроке. Раскрасьте последний кружок на путеводителе? - Оцените себя за урок? У кого все кружки зеленые? У кого есть разных цветов? - Что помогло вам в работе с данным произведением? - Нужно ли всегда читать осмысленно и вдумчиво? - Молодцы, хорошо поработали! Спасибо за урок!
|
Отвечают на вопросы, анализируют свою работу на основе путеводителя. |
Формируется умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Домашнее задание |
Закрепить знания. |
Перечитать сказку Нарисовать по желанию иллюстрацию к фрагменту сказки. Пересказать понравившийся отрывок по желанию |
Дети выбирают сами себе домашнее задание. |
Регулятивные: Прогнозировать предстоящую работу Личностные: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.