Доклад на тему: "Инновационные процессы в образовании"
Введение
В природе не существует статики. Жизнь не стоит на месте. Развиваясь, любое общество всегда находится в состоянии движения и реформирования.
Система образования, являясь неотъемлемой частью современного социума, проецирует все процессы, происходящие в нем. Создаваемые в образовательных учреждениях интеллектуальные и духовные ресурсы играют роль в обеспечении поступательного развития промышленного и сельскохозяйственного производства, технического прогресса, возрождении нравственности, расцвете национальной культуры. Поэтому реформы, происходящие в обществе, всегда вызывают нововведения в образовании.
Целью моей работы является ознакомление с теоретической базой инновационных процессов в современной российской системе образования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить категориально-понятийный аппарат исследования инновационных процессов;
- познакомиться с основными этапами внедрения инноваций в российскую систему образования в конце XX начале XXI веков;
- выявить специфику теоретико-методологической основы исследований инновационных процессов в системе российского образования.
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского и американского экономиста. В литературе насчитываются сотни определений инновации. Большой толковый словарь издания 2003 года определяет понятие «инновация» как модернизацию, новшество, изменение, нововведение. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. По мнению В.И. Волынкина, инновация – вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, в том числе научные, знания с целью удовлетворения общественных потребностей и (или) получения прибыли. [3]
Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций инновацию предлагают трактовать инновацию как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности, специфическое содержание инновации составляют изменения, главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. (С. Агарков, Е. Кузнецова, М. Грязнова) [1]
Большое внимание уделено в современной науке классификации инноваций. Например, виды инновация, предложенные Ю.В. Яковцом:
- базисные инновации (крупнейшие изобретения, основа революционных переворотов, парадигмальных сдвигов)
- улучшающие инновации (база для создания новых моделей и модификацией, существенно видоизменяющих используемые технологии);
- микроинновации (изменение отдельных частей, компонентов, модулей);
- псевдоинновации (улучшение бесперспективных технологий и моделей, представляющих вчерашний день). [9]
Понятие «нововведение» можно считать синонимом понятия «инновация», но отличать от понятия «новшество». Если под новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества.
Создать новшество мало. Новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Инициаторы нововведений неизбежно столкнутся с проблемами, порождаемыми нововведениями и вынуждены будут искать пути их решения. Для внедрения новых форм, технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать. Поэтому и появились понятия «инновационное мышление» и «инновационная культура». Инновационное мышление – это высшая ступень познания, постижения возникающих в общественных отношениях противоречий, творческого их разрешения на основе осознания соответствия или несоответствия нового потребностям и интересам человека. (Холодкова Л.А.) Инновационная культура человека – это область его духовной жизни, отражающая его ценностную ориентацию, закрепленную в мотивах, ЗУН, в образцах и нормах поведения и обеспечивающая восприимчивость им новых идей, готовность и способность к поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни (Холодкова Л.А.) [16]
Инновационный процесс имеет структуру и характеристики, описанные в многочисленных исследованиях по экономике, социологии, технических монографиях (В.Л. Аношкина, Л.В. Илюхина, Г.А. Полубедова, Н.М. Савина, Г.Ю. Хабибуллина, Н.М. Чегодаев и мн. др.). Мы рассмотри структуру инновационного процесса, предложенного в монографии «Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика» С.А. Агарковым, Е.С. Кузнецовой, М.О. Грязновой:
- Создание инновации.
- Распространение инновации.
- Диффузия инновации (распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). [1]
Имеющиеся условия могут способствовать, либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств – это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений.
Кроме инновационного процесса исследователи обратили внимание на стадии жизненного цикла инноваций. В этой же монографии предлагается рассматривать следующие стадии:
- исследования;
- разработки;
- создание, производство;
- маркетинг;
- диффузия;
- рутинизация;
- угасание.
Еще одно системное понятие – инновационная деятельность – комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом. (А.В. Хуторской) [18]
Таким образом, мы убедились в том, что категориально-понятийный аппарат инновационных процессов разрабатывается, пополняется, модернизируется в соответствии с требованиями технического прогресса и законов развития общества.
Теоретическая основа педагогической инноватики
Инновационная деятельность в образовании – это целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то их компонентов (Лазарев В.С.). [10] Инновационными могут быть цели, содержание, методы, формы обучения и воспитания, система управления образованием или ее компоненты.
Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании. Под инновациями здесь понимаются нововведения – целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы, и вызывающие его переход из одного состояния в другое. Образование рассматривается как социально, культурно и личностно детерминированная образовательная деятельность, в процесс изменения (обновления) которой включен субъект этой деятельности.
Предмет педагогической инноватики – система отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности, направленной на становления личности субъектов образования (учащихся, педагогов, администраторов). [10]
Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят.
К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п. Инновационная деятельность должна характеризоваться системностью, интегральностью, целостностью.
Инновационные процессы следует отличать от локального эксперимента или внедрения отдельных новшеств. Например, введение дополнительного элективного курса в школу ещё не делает её инновационной.
3.2. Типология педагогических нововведений
1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.
2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.
3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.
4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.
5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).
6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.
7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.
8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
9. По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.
10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.
В предложенной типологии одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своё место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением. [18]
3.3. Факторы, препятствующие нововведениям
Существует множество причин нашего молчаливого сопротивления инновациям. Открытых противников прогресса, частью которого являются инновации, чаще всего нет. Многие считают инновации желательными вообще, но в данном конкретном случае скорее неуместными. К причинам сопротивления инновациям можно отнести:
- экономические: боязнь безработицы, боязнь изменения социального статуса, боязнь интенсификации труда и пр.;
- личностные: восприятие критики современных методов работы как личной обиды, боязнь того, что потраченные силы и приобретенные навыки останутся ненужными, нежелание расходовать силы на обучение, страх перед неопределенностью;
- социальные: нежелание приспосабливаться к новому оргклимату в коллективе, стремление сохранить старые социальные связи, неприязнь к внешнему вмешательству в личные дела, недовольство незначительностью роли по внедрению нововведений, уверенность в том, что нововведения выгодны только администрации. [15]
А.И. Пригожин обозначил одну из проблем управления преобразованиями в возникновении феномена сопротивления изменениям. В качестве аргументов против введения новшеств часто приводят суждения, построенные как набор вариаций на тему: «Да, но...»; «Это у нас уже есть»; «Это у нас не получится»; «Это не решает главных проблем» и др. [11]
В психологии имеется классификации субъектов инноваций, составленная Э. Роджерсом:
1 группа – новаторы, обычно это 2,5% коллектива, они всегда открыты новому, поглощены новшествами, характеризуются некоторым авантюрным духом, интенсивно общаются с локальными группами.
2 группа – ранние реализаторы (13,5%). Они следуют за новаторами, однако более интегрированы в свое местное объединение, оказывая влияние, часто оказываются лидерами мнений. Ценятся, как разумные реализаторы.
3 группа – предварительное большинство (34%). В роли лидеров выступают редко, осваивают новшества после «ранних реализаторов», но значительно раньше так называемых «средних». Для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам.
4 группа – позднее большинство (34%). Относясь к новшествам с изрядной долей скепсиса, приступают к их освоению иногда под давление социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда коллектив явно и однозначно высказывается в их пользу («Средние реализаторы»).
5 группа – колеблющиеся, (обычно – 16%). Основной их характеристикой является ориентация на традиционные ценности. Решение о приятии новшества принимают с большим трудом, последними, являясь, по сути, тормозом в распространении инноваций. [12]
Каждому руководителю, задумавшему перемены, придется проанализировать причины, вызывающие противостояние инновациям. При знании причин можно применять средства их нейтрализации:
- привлечение подчиненных к разработке и планированию инноваций, что поможет им понять и возможно принять цели и средства реформ;
- обеспечение полноты и точности информации обо всех шагах реформы в целях пресечения слухов и недоверия;
- открытое обсуждение возможных неприятных последствий;
- демонстрация поддержки и заинтересованности в переменах;
- уменьшение нагрузки работникам, которым предстоит иметь дело с нововведениями;
- доказательство того, что новации не отразятся на зарплате или статусе подчиненных в худшую сторону;
- подбор энтузиастов нового дела и создание им режима наибольшего благоприятствования;
- проявление терпимости к неудачам;
- периодическое напоминание, что нововведения выгодны всем.
Заключение
Мир сегодня объединен заботой о воспитании гражданина всей планеты. Интенсивно развивается международное образовательное пространство. Поэтому мировое сообщество стремится к созданию глобальной стратегии образования человека независимо от места его проживания и образовательного уровня.
В наше время прогнозируют тенденции развития мирового образовательного пространства, выделяют типы регионов по признаку взаимодействия образовательных систем и их реагирования на интеграционные инновационные процессы.
Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Инновация является следствием инновационной деятельности. Специфическое содержание инновации составляют изменения. Главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Инновации классифицируются по следующим признакам:
1. значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации);
2. направленность (заменяющие, рационализирующие, расширяющие);
3. место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления);
4. глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род);
5. разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами);
6. масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях);
7. место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические);
8. характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности);
9. степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям);
10. время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи);
11. причина возникновения (реактивные, стратегические);
12. область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т.д.).
Список использованной литературы
1. Агарков С.А. Кузнецова Е.С. Грязнова М.О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. – М.: Академ. естествознания, 2011. – 345 с.
2. Алексанина, Н.С. Инновационная деятельность в образовании // Мир образования – образование в мире. – 2006. – № 4. – С. 119-124.
3. Волынкин В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. – 152 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.