Описание инновационного проекта
1. «Технология формирование естественно-научной грамотности через реализацию программы дополнительного образования «Практическая биология» в центре естественно-научной и технологической направленности «Точка роста».
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени В.С. Богатырева рабочий поселок Охотск.
2. Период реализации проекта 2023-24 учебный год.
3. Актуальность проекта.
В 2015 году международные исследования PISA показали неэффективность существующей долгие годы предметной модели содержания образования, ориентированной на знания. Так, в 2015 году, по читательской грамотности россияне заняли 26 место, по математической грамотности – 23 место, по естественнонаучной грамотности – 32 место из 70 стран-участниц. В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим функционально грамотный человек. Академик А.А. Леонтьев определяет «функционально грамотным» человека, который «способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
На ступени общего образования функциональная грамотность рассматривается как метапредметный образовательный результат. Уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия.
Грамотный в данной области человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и доказательства, делать соответствующие выводы.
Уровень качества жизни, образованности социума, его готовность к инновациям во многом зависит от уровня естественнонаучной грамотности его граждан. Естественнонаучная грамотность школьников, наряду с читательской и математической грамотностью, оценивается в международном исследовании PISA. Естественнонаучная грамотность в PISA – это набор определенных компетенций. Компетентность можно определить, как способность обучающихся применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях.
Установлено, что российские школьники слабо справляются с заданиями:
- содержащие большой объем как текстовой информации, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
- составленные на материале из разных предметных областей, для выполнения которых надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения, самостоятельно определить способ действий или информацию, необходимые для постановки и решения проблемы;
- требующие привлечения дополнительной информации или, напротив, содержащие избыточную информацию и лишние данные;
- комплексные и структурированные, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов.
Следует помнить, что для эффективного формирования естественнонаучной грамотности необходимо больше внимания и времени уделять выполнению заданий, мотивирующих обучающихся не столько запоминать и действовать по образцу, сколько мыслить критически, анализировать, сравнивать, экспериментировать. Необходимо как можно чаще организовывать следующие виды деятельности обучающихся:
- объяснение своих идей;
- выполнение практических работ;
- планирование исследования в ходе эксперимента;
- применение естественнонаучных знаний для решения проблем, взятых из жизни;
- формулирование выводов на основе проведенных экспериментов, практических работ;
- планирование собственных исследований или экспериментов с оборудованием цетра «Точка роста»;
- проведение обсуждений или дискуссий.
4. Цель и задачи проекта.
Основной целью программы является повышение качества образования, подразумевающее сохранение ведущих позиций России в международных исследованиях качества чтения и понимания текстов, математического и естественнонаучного образования, а также улучшение показателей России в международной программе оценки образовательных достижений учащихся (PISA). Особое внимание будет уделено естественнонаучной грамотности в исследовании PISA в 2024 году.
Современная школа нацелена на развитие функциональной грамотности, которая позволяет ученику самостоятельно решать задачи, критически мыслить и эффективно использовать информацию с помощью новейшего цифрового оборудования «Точка роста». Важной компетенцией личности школьника является умение учиться, поэтому образование должно стимулировать творческое мышление и способность обновлять свои знания. Образовательный процесс должен основываться на практическом применении полученных знаний. Активное использование теоретических знаний в повседневной жизни способствует формированию естественнонаучной грамотности. Под этим понимается не только обладание традиционными умениями и навыками, но и умение применять эти знания на практике.
5. Обоснование значимости проекта для развития системы образования.
Естественнонаучная грамотность отображает уровень культуры общества, охватывая его способность к поддержке научной и инновационной деятельности. Поставляемые в школы современные средства обучения, в рамках проекта центра «Точка роста», содержат как уже известное оборудование, так и принципиально новое. Прежде всего, это цифровые лаборатории с наборами датчиков, позволяющие проводить измерения физических, химических, физиологических параметров окружающей среды и организмов. В основу образовательной программы заложено применение цифровых лабораторий.
Ключевые слова: Естественно-научная грамотность, функциональная грамотность, PISA, международные исследования, метапредметный метод, биология, Точка роста, цифровые лаборатории.
В рамках национального проекта «Образование» стало возможным оснащение школ современным оборудованием центра «Точка роста». Внедрение этого оборудования позволяет качественно изменить процесс обучения биологии. Появляется возможность количественных наблюдений и опытов для получения достоверной информации о биологических процессах и объектах.
На основе полученных экспериментальных данных в центре «Точка роста» обучаемые смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что на мой взгляд, способствует повышению мотивации обучения школьников. Высокая сложность работы с современным цифровым оборудованием, обеспечение его работоспособности, недостаточность методического обеспечения — всё это зачастую вступает в противоречие с недостаточностью информационных и инструментальных компетенций педагога.
Разрешение данного конфликта возможно в практической деятельности, в выполнении демонстрационных и лабораторных работ, организации лабораторного эксперимента, в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся. В процессе экспериментальной работы учащиеся в «Точке роста» приобретают опыт познания реальности, являющийся важным этапом формирования у них убеждений, которые, в свою очередь, составляют основу научного мировоззрения. В то же время отрабатывается методика постановки эксперимента. Именно поэтому уроки, лабораторные и практические работы снабжены методическим комментарием, матрицей для собственного профессионального поиска, для адаптации материалов к условиям конкретного образовательного учреждения. Тематика рассматриваем экспериментов, количественных опытов, соответствует структуре примерной образовательной программы по биологии, содержанию Федерального государственного образов тельного стандарта (ФГОС) основного общего образования.
Поставляемые в школы современные средства обучения, в рамках проекта центра «Точка роста», содержат как уже известное оборудование, так и принципиально новое. Прежде всего, это цифровые лаборатории с наборами датчиков, позволяющие проводить измерения физических, химических, физиологических параметров окружающей среды и организмов. В основу образовательной программы заложено применение цифровых лабораторий. Практика использования цифровых лабораторий и микроскопической техники в школе показала, что современные технические средства обучения нового поколения позволяют добиться высокого уровня усвоения знаний, формирования практических навыков биологических исследований, устойчивого роста познавательного интереса школьников и, как следствие высокого уровня учебной мотивации.
В настоящее время в сфере образования «функциональная грамотность» - одна из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию.
Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, тридцать лет назад. Это требует нового подхода к образованию и педагогике, так как все «сложности» связаны с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики, с социально-психологическими изменениями самого человека. Эти подходы должны измениться с аналогово-текстологических на визуально-цифровые, такая трансформация требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня акцент переносится на умения применять эти знания.
В педагогической науке последнего десятилетия сформировалось направление разработки теории методики компетентностно-ориентированного обучения, признаками которого являются:
- интеграция в мировое образовательное пространство;
- фундаментальность;
- практическая ориентированность образования;
- изменение знаниевой парадигмы на личностно-ориентированную;
- непрерывность (образованием через всю жизнь);
- здоровье сберегающий характер образования;
-субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса.
Формирование функциональной грамотности школьника – это задача, которую не может решить отдельно взятый учитель, для достижения хороших результатов должны работать школьные команды руководителей и учителей.
В вопросе формирования функциональной грамотности следует выделить два главных направления.
Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения (метапредметный – так как формируется при изучении различных предметных областей).
Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов/заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.
Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.
Второе – это дополнительное и предпрофессиональное образование школьников.
Рассмотрим в качестве примера предметы естественно-научного цикла. По школьным учебникам осваивается основной понятийный аппарат, законы природы, алгоритмы применения этих законов в модельных (учебных) ситуациях. Но параллельно в мире происходит развитие технологий, конвергенция наук, появляются новые материалы, новые устройства, приборы, гаджеты, возникают новые вызовы. И все это - сферы для применения учебных знаний во внеучебных ситуациях. Здесь обучающимся должны помогать ресурсы дополнительного образования, доступность которого необходимо обеспечить всем детям, независимо от места их проживания.
Естественнонаучная грамотность отображает уровень культуры общества, охватывая его способность к поддержке научной и инновационной деятельности. Понимание, умение объяснять или описывать естественнонаучные явления, сделать вывод, проанализировать и оценить достоверности являются основными компетенциями естественнонаучной грамотности. Она оценивается в тестах ВОУД, ЕНТ, в заданиях PISA, TIMSS и других международных исследованиях.
Информационная карта программы
Проекта «Технология формирование естественно-научной грамотности через реализацию программы дополнительного образования «Практическая биология» в центре естественно-научной и технологической направленности «Точка роста».
Учреждение
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение среджняя общеобразовательная школа №1 р.п. Охотск
|
Полное название программы |
«Технология формирование естественно-научной грамотности через реализацию программы дополнительного образования «Практическая биология» в центре естественно-научной и технологической направленности «Точка роста».
|
Сведения об авторе: Ф.И.О |
Болдакова Татьяна Анатольевна |
Должность |
учитель биологии
|
Квалификация
|
высшая квалификационная категория
|
Сроки реализации |
2023-2024 учебный год |
Область применения |
Дополнительное образование |
Направленность |
Естественно-научная |
Уровень усвоения программы |
Углубленный |
Вид программы |
общеразвивающая |
Возраст обучающихся |
13-15 лет |
Продолжительность обучения |
1 год |
Количество часов |
34 |
Количество учащихся |
13-18 |
Нормативная база:
- Приказ Мин просвещения России от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказ Мин просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»);
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка»- приложение к протоколу заседания комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 №3;
- Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 09 ноября 2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)
- Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от
«Технология формирование естественно-научной грамотности через реализацию программы дополнительного образования «Практическая биология» в центре естественно-научной и технологической направленности «Точка роста».
Пояснительная записка
Цель курса:
Развитие индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном
совершенствовании биологической направленности.
Задачи курса:
1. Системное и сознательное усвоение содержание курса биологии углубленного уровня, творческого применения знаний, необходимых для понимания научной картины мира;
2. формирование системы теоретических знаний и практических умений в области биологических исследований;
3. изучение техники биологического эксперимента;
4. вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность; 5. выработка умений и навыков решать различные типы биологических
задач, умений работать с различными типами микроскопов, самостоятельно изготавливать срезы;
6. овладение методологией биологического познания, умением объяснять и прогнозировать биологические явления, решать конкретные проблемы.
Основная концепция курса – это комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярно -клеточного до организменного).
Эксперимент является источником знаний и критерием их истинности в науке. Концепция современного образования подразумевает, что в учебном эксперименте ведущую роль должен занять самостоятельный исследовательский ученический эксперимент.
Современные экспериментальные исследования по биологии уже трудно представить без использования не только аналоговых, но и цифровых измерительных приборов. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) прописано, что одним из универсальных учебных действий, приобретаемых учащимися должно стать умение «проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов».
Цифровая лаборатория, поставляемая «Точкой роста», дополняет методику и содержание экспериментальной деятельности. Датчики помогают учащимся знакомиться с параметрами биологического эксперимента не только на качественном, но и на количественном уровне.
В процессе формирования экспериментальных умений ученик обучается представлять информацию об исследовании в четырёх видах:
в вербальном: описывать эксперимент, создавать словесную модель эксперимента, фиксировать внимание на измеряемых величинах, терминологии;
1. в табличном: заполнять таблицы данных, лежащих в основе построения графиков (при этом у учащихся возникает первичное представление о масштабах величин);
2. в графическом: строить графики по табличным данным, что даёт возможность перехода к выдвижению гипотез о характере зависимости между величинами (при этом учитель показывает преимущество в визуализации зависимостей между величинами, наглядность и многомерность);
3. в виде математических уравнений: давать математическое описание взаимосвязи величин, математическое обобщение.
Сравнительно – эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях. Важно показать, что в процессе эволюции,у организмов на основе единых фундаментальных законов строения и функционирования клеток сложились различные варианты организации тканевых и органных систем.
Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем организма.
Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак), стрессы, серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные молекулярно - генетические основы жизнедеятельности клеток.
Большой объем практических и семинарских занятий предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, электронные фотографии), а также изучение микроскопических препаратов тканей.
Новизна программы.
Зачастую в основных общеобразовательных программах предусматривается недостаточное количество часов на проведение практических работ. Данный курс позволяет расширить возможность учащихся изучать биологические науки через самостоятельное исследование; закрепить основной материал, отработать технику биологического эксперимента.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- Принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;
- Основные этапы построения биологического эксперимента;
- Особенности прокариотической и эукариотической клеток;
- Жизнедеятельность различных групп растений и животных, особенности их физиологических процессов;
Анатомию, физиологию и гигиену человека факторы, влияющие на здоровье.
Учащиеся должны уметь:
- Работать со цифровыми микроскопами; Узнавать и описывать микропрепараты;
- Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
- Составлять алгоритм действий при биологическом эксперименте;
- Уметь выявлять причинно – следственные связи между биологическими процессами;
- Работать с современной биологической и медицинской литературой;
- Составлять краткие рефераты;
- Применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;
- Использовать полученные знания для ведения здорового образа жизни.
Планируемые результаты обучения:
1) формирование ценностного отношения к живой природе, к собственному организму; понимание роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;
2) умение применять систему биологических знаний:
раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой природы, эволюционного развития органического мира, в его единстве с неживой природой;
3) владение основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использование изученных терминов, понятий, теорий, законов и закономерностей для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
4) понимание способов получения биологических знаний; наличие опыта использования методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов;
5) умение характеризовать основные группы организмов в системе органического мира (растения, животные): строение, процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека;
6) умение описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие биологические процессы в организмах растений, животных и человека;
7) умение решать учебные задачи биологического содержания, в том числе выявлять причинно-следственные связи, проводить расчёты, делать выводы на основании полученных результатов;
8) умение создавать и применять словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой природы;
9) владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее достоверности;
10) умение планировать под руководством наставника и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии; с учетом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы для их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты;
11) умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов;
12) умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; неприятие вредных привычек и зависимостей;
Условия реализации программы
Материально-технические обеспечение программы:
Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима.
Поставляемые в школы современные средства обучения, в рамках проекта «Точка роста», содержат как уже хорошо известное оборудование, так и принципиально новое. Это цифровые лаборатории и датчиковые системы.
Датчики цифровых лабораторий по биологии, экологии и физиологии: рН, Температуры, удельной проводимости, напряжения
Дополнительные материалы (переходники, чувствительные элементы, методические материалы, зарядное устройство и др.)
Гербарные материалы Влажные препараты Технические ресурсы:
• компьютер
•экран
•проектор.
Методическое обеспечение:
Методические виды продукции: разработки проблемных вопросов, тестов, немых рисунков.
Дидактический материал: памятки, инструктивные карточки по проведению лабораторных и практических работ, рекомендации по разработке и защите реферативных и исследовательских работ.
Кадровое обеспечение:
педагоги, организующие образовательный процесс по данной программе, должны иметь высшее или среднее профессиональное образование.
Формы аттестации:
Для оценки результативности учебных занятий применяется:
- предварительный контроль - проводится перед началом изучения учебного материала для определения исходного уровня универсальных учебных действий /анкетирование, тесты, беседы с детьми и родителями;
- текущий - проверка универсальных учебных действий, приобретенных в ходе изучения нового материала, его повторения, закрепления и практического применения /тестирование/;
- тематический - после изучения темы, раздела для систематизации знаний.
Оценочные материалы.
Методики, позволяющие определить достижение учащимися планируемых результатов: карта личностного роста.
Формы организации занятий:
На теоретических занятиях разбираются основные сведения о строении и функционировании клетки, об анатомических и физиологических особенностях живых организмов.
На практических занятиях учащиеся приобретают умения работать с разными видами микроскопов, развивают навыки самостоятельного изготовления растительных срезов, описывают готовые микропрепараты, отрабатывают технику биологического эксперимента, используют датчики цифровых лабораторий.
К учащимся предъявляются определенные требования по мерам безопасности при обращении с предметными и покровными стеклами, опасными лезвиями.
Методы и методические приемы:
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учащимися проблемы и указать пути их решения. Используемые приемы: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия,
лекция, работа с научной литературой, рецензирование.
Наглядные методы. При этом усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Иллюстрации процессов, демонстрации опытов, практические и лабораторные работы.
Формы обучения:
индивидуальная, парная, групповая.
Содержание курса
Тема 1. Биология как наука
Задачи современной биологии. Использование увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. Ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Принципы и правила работы с микроскопами, методика создания микропрепаратов.
Практическая работа №1. Устройство и принципы работы с микроскопами.
Практическая работа№2. Изготовление растительного микропрепарата. Практическая работа№3. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений.
Тема 2. Растения.
Растения. Отличительное свойства растений. Значение фотосинтеза. Строение клеток растений. Систематика растений: особенности водорослей , папоротников, х Строение растений. Корень и побег. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.
Практическая работа №4. Испарение воды листьями до и после полива. Практическая работа №5. Основные группы растений.
Практическая работа №6. Сельскохозяйственные растения.
Тема 3. Животные.
Органы и системы органов, особенности строения и функций. Типы симметрии животного, их связь с образом жизни. Простейшие животные: многообразие и роль. Моллюски. Особенности строения. Насекомые. Многообразие, формы развития и особенности строения. Рыбы: особенности внешнего строения, связанные с обитанием в воде. Характерные черты строения систем внутренних органов земноводных. Черты приспособленности пресмыкающихся к жизни на суше. Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности птиц к полёту. Млекопитающие как высокоорганизованная группа животных.
Практическая работа №7. Строение раковин моллюсков. Практическая работа №8. Многообразие насекомых.
Практическая работа№9. Особенности внутреннего строения представителей классов типа Хордовые.
Тема 4. Человек.
Общие сведения об организме человека. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Питание, Пищеварение. Обмен веществ и превращение энергии в организме. Строение и функции органов зрения и слуха, нарушения зрения и слуха, их предупреждение.
Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство. Нервная система. Эндокринная система. Нервная система.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Лабораторная работа № 10. Измерение артериального давления. Определение систолического и минутного объемов крови расчетным методом.
Практическая работа №11. Определение основных характеристик артериального пульса на лучевой артерии.
Практическая работа №12. Определение амилазной активности слюны Практическая работа №13. Глазо-сердечная проба Г. Данини — Б. Ашнера Практическая работа №14. Диагностика функционального состояния дыхательной системы у людей.
Практическая работа №15. Измерение объема грудной клетки у человека при дыхании.
Учебно-тематический план:
№ |
Название темы |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Биология – как наука |
4 |
1 |
3 |
2 |
Растения |
9 |
6 |
3 |
3 |
Животные |
8 |
5 |
3 |
4 |
Человек |
13 |
7 |
6 |
Итого |
|
34 |
19 |
15 |
Список литературы для учащихся и их родителей
1. Альбертс Б, и др. Молекулярная биология клетки. М.: Мир,2003.
2. Альбертс Б, и др. Введение в молекулярную биологию. М.: Мир,2004
3. Де Дюв К. Путешествие в мир животных. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург,2000.
4. Мяделец О.Д. Гистология, цитология и эмбриология человека [Электронный ресурс]https://core.ac.uk/download/pdf/53873514.pdf
5. Теремов А.В., Рохлов В.С.. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ — ПРЕСС, 1999.- 258 с.: ил.
Список литературы для учителя
1. Жеребцова Е.Л.. ЕГЭ. Биология: теоретические материалы.- СПб.: Тригон,2009.—336с.
2. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии «Бактерии. Грибы. Растения»,6 класс. — М.: ВАКО, 2005.
3. Кириленко А.А., Колесников С.И.. Биология. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации- 2009: учебно — методическое пособие — Ростов н/Д: Легион, 2009.- 176 с.
4. Латюшин В.В.. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учителя.- М.: Дрофа, 2004.- 160 с.
5. Никишов А.И., Петросова Р.А. и др. Биология в таблицах.- М.: «ИЛЕКСА», 1998.
6. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Гапонюк З.Г. Уроки биологии. 5―6 классы: пособие для учителей общеобразоват организаций / под ред. В.В. Пасечника. — М.: Просвещение, 2014.
7. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: биология. Животные. — М.: Дрофа, 2004 — 272 с.
8. Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественно-научной грамотности [Электронный ресурс]: — URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 10.05.2021).
9. Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: — URL: http://school-collection.edu.ru/catalog (дата обращения: 10.05.2021).
10.Сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: — URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 10.05.2021).
7. Кадровое обеспечение реализации проекта:
№ п/п |
ФИО специалиста |
Место работы, должность, ученая степень, ученое звание специалиста (при наличии) |
Функции специалиста в рамках реализации проекта |
1. |
Болдакова Татьяна Анатольевна |
МКОУ СОШ №1 р.п. Охотск |
Руководитель центра «Точка роста» Учитель биологии |
8. Возможные риски при реализации проекта и предложения организации-соискателя по способам их преодоления:
Потенциальные риски |
Варианты их преодоления |
Высокая сложность работы с современным цифровым оборудованием, обеспечение его работоспособности, недостаточность методического обеспечения — всё это зачастую вступает в противоречие с недостаточностью информационных и инструментальных компетенций педагога.
|
Разрешение данного конфликта возможно в практической деятельности, в выполнении демонстрационных и лабораторных работ, организации лабораторного эксперимента, в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся. |
8. Примеры учебно-методические разработок по теме проекта.
1. Задание из впр
А)Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Растения
Самые древние растения на земле — это _______(А). Преимущественно они обитают в _______(Б). Эти организмы, несмотря на свои возможные огромные размеры, не имеют ни стеблей, ни корней, ни листьев. Поэтому они относятся к _______(В) растениям.
Список слов:
1) Цветковые
2) Низшие
3) Почва
4) Вода
5) Водоросли
6) Высшие
Б) В приведённом ниже списке даны характеристики объектов живой природы. Все они, за исключением одной, относятся к характеристикам объекта, изображённого в задании 1.1 над буквой Б. Выпишите эту характеристику, которая «выпадает» из общего ряда.
Объясните свой выбор.
Ограниченный рост, прикреплённый образ жизни, клеточное строение, половое размножение.
2.Технология проблемного обучения
Предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей.
1. Осознание общей проблемной ситуации
2. Анализ ситуации, формулировка конкретной проблемы
3. Выдвижение и обоснование гипотез, последовательная их проверка (решение проблемы)
4. Проверка правильности решения
А) Кто, на ваш взгляд, более совершенен: эвглена или хламидомонада?
12. Заполните таблицу:
Признаки растений |
Признаки животных |
|
Хламидомонада |
||
Эвглена |
Б) Эритроциты – клетки крови, переносящие кислород. Кто обладает ими в наибольшем количестве: лягушка, воробей, ящерица?
В) Почему в тундре нет крупных древесных растений?
3.Технология развития критического мышления Критическое мышление - оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Пример кластера:
Естественнонаучная грамотность (ссылки)
Институт стратегии развития образования. Банк заданий.Естественнонаучная грамотность |
http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/estestvennonauchnaya- gramotnost/ |
Российская электронная школа |
https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/e vents |
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII – X классы) |
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya- otsenki-yestestvennonauchnoy- gramotnosti |
Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) |
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya- otsenki-yestestvennonauchnoy- gramotnosti |
Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач |
http://center-imc.ru/wp- content/uploads/2020/02/10120.pdf |
Примеры открытыз заданий по Естествознанию |
https://imc-yurga.kuz-edu.ru/files/imc- yurga/Примеры%20открытых%20задани й%20международной%20проверки%20P ISA%20по%20естествознанию.pdf |
Етриванова Е.В., "Комплекс учебных заданий по формированию и развитию естественнонаучной грамотности. |
https://sergrc.minobr63.ru/download/етр иванова-е-в-биология-комплекс-учеб/ |
Электронный банк заданий по формированию функциональной грамотности |
https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/e vents |
Задания по биологии и химии, направленныена формирование естественно-научной грамотности |
http://vostochs.ucoz.ru/2019i2020ug/Trah uk/trachuk_n_i_zadanija_po_biologii_i_khi mii.pdf |
Министерство просвещения Российской Федерации институт стратегии развития образования Российской академии образования диагностическая работа для учащихся 8 классов естественно-научная грамотность |
https://rc-nsk.ru/images/2019_130.pdf |
10. Основная концепция курса – это комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярно — клеточного до организменного).
Эксперимент является источником знаний и критерием их истинности в науке. Концепция современного образования подразумевает, что в учебном эксперименте ведущую роль должен занять самостоятельный исследовательский ученический эксперимент.
В ходе реализации программы дополнительного образования «Практическая биология» происходит повышение ценности образовательного процесса или его отдельного аспекта для личности. Учащиеся стремятся к самостоятельной исследовательской деятельности через перечень практических и лабораторных работ.
Результатом реализации программы стала разработка и реализация исследовательских работ — призеров муниципального, регионального и межрегионального уровней, учащиеся становятся победителями и призерами предметной всероссийской олимпиады по биологии и экологии на муниципальном региональном уровнях; приглашаются на очные олимпиады в г.Хабаровск.
11. Ссылки на материалы
https://cloud.mail.ru/public/6cLt/gSTDrDAqD
https://cloud.mail.ru/public/u2ZR/vhKvvZzHW
https://cloud.mail.ru/public/BdR6/FusA8PESh
https://cloud.mail.ru/public/ETeR/SE6Xya4U7
https://cloud.mail.ru/public/iTAU/tQwE5dNqV
https://cloud.mail.ru/public/ZVWY/4Ty7ZTpDT
https://cloud.mail.ru/public/piuz/nWzFYw61J
https://cloud.mail.ru/public/MtMT/Y32aVwtVU
https://cloud.mail.ru/public/Wz94/ZGEdAiDdH
https://cloud.mail.ru/public/88a1/KtkFjiDDB
https://cloud.mail.ru/public/NBVX/mefyjDCbE
https://cloud.mail.ru/public/E4vj/2w3CVNfVZ
https://cloud.mail.ru/public/pEN5/V9cubg7LD https://cloud.mail.ru/public/MtMT/Y32aVwtVU https://cloud.mail.ru/public/ctGS/vXxMThR7n https://cloud.mail.ru/public/xY5E/CPdunop5j https://disk.yandex.ru/i/4NsKkYOhxtAnOQ
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.