Инновационные технологии в берегозащите на примере сравнительного анализа технологических процессов
компаний «БалтБерегозащита» и Голландской компании «Van Oord»
Лынов Валентин и Никифорова Евгения
специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация
автомобильных дорог и аэродромов
Научный руководитель: преподаватель Университетского колледжа Горюнова Н.А.
В настоящее время берегозащите в Калининградской области уделяется большое внимание. Из-за изменения мирового климата наблюдается подъем вод мирового океана, что оказывает значительное
влияние на размытие и разрушение берегов в зоне Балтийского моря. Поэтому существует необходимость принятия новых мер и технологий в берегозащите, ведь речь идет так же о сохранении Всемирного наследия ЮНЕСКО - Национального парка «Куршская коса»
В ходе работы были изучены архивные материалы о многовековых методах Берегозащиты Калининградской Области, а так же изучение новых технологий берегозащиты в Мире, на примере ведущей Голландской компании «Van Oord»
Методы исследования
Актуальность
Объект исследования и цель
Целью работы является анализ эффективности существующих методов берегозащиты, применяемых в Калининградской области и изучение новых технологий, используемых в отрасли берегозащиты в Мире.
Объектом исследования является защита береговой зоны и берегозащитные сооружения Балтийского моря в пределах Калининградской области.
Объект исследования и цель
Актуальность
Историческая справка
Первые берегозащитные сооружения в виде променадов были построены в районах Кранц (Зеленоградск) в
1441г. и Заркау (Куршская коса) в 1497г. К 1844 г. с целью защиты берега Кранца от размыва была построена
шпунтовая стенка и променад. Но эта береговая защита сильно пострадала от урагана 23 декабря 1863г.
Променад, построенный районе Кранца в 1874 году, стабилизировал берег. Поэтому у променада была построена
система бун. В результате курорт Кранц приобрел широкие и стабильные пляжи.
В 1925-1927гг было масштабное строительство комплекса бун различных конструкций на береговой полосе,
используя более чем 80-летний опыт строительства бун на морских берегах В сооружении конструкций
применялись сваи из дерева диаметром от 28 см (верхняя часть) и 20 см (нижняя часть) и длиной в 7 м.
Они вбивались вглубь на 2/3 своего размера.
В конце 30-х годов у Зеленоградска и
Светлогорска были возведены шпунтовые буны из металла,
которые сейчас практически не сохранились. На побере-
жье в настоящее время насчитывается около 158 бун в
различных состояниях.
В 1962 г. было начато срочное
строительство берегозащитных конструкций, в ходе кото-
рых были построены исключительно волноотбойные стенки
, набережные и опояски. У пос. Отрадное была возведена
бетонная опояска, длина которой равна 930 м.
Компания «Van Oord»
Компания «Van Oord» занимается достаточно большими проектами в пределах Голландии и Мира.
Плотина «Ограждающая дамба» защищает большую часть Нидерландов от наводнений с моря и озера
Эйсселмер с 1932 года. Спустя более 85 лет плотина нуждается в ремонте. В ближайшие несколько лет будут
представлены несколько инновационных функций. Они гарантируют, что энергетически нейтральная дамба
улучшает безопасность движения и продолжает сопротивляться силе воды.
Благодаря усилиям Van Oord и партнеров по консорциуму BAM и Rebel, плотина скоро войдет в XXI век
как новая икона голландского морского машиностроения и будет защищать Нидерланды по крайней мере
до 2050 года.
Инновационная облицовка
Со стороны Ваддензийского моря плотина будет поднята и укреплена с помощью новой облицовки. Консор-
циум будет использовать Quattroblocks на верхнем склоне и Level-блоки на большей части нижнего склона.
Блоки Level, еще одно название инновационных блоков XblocPlus, представляют собой бетонные блоки брони,
разработанные специально для проекта «ограждающей плотины». По сравнению с альтернативой, инновационные блоки Level требуют на 35% меньше бетона для производства. Это соответствует приблизительно 200 000 кубических метров бетона и означает сокращение выбросов CO2 на 40 000 т. или не менее чем на 56%.
Блоки производятся на новом заводе.
Методы берегозащиты в Калининградской области в настоящее время
Блок покидает производственный цех каждые 9 минут, что составляет впечатляющую производительность не менее 100 блоков в день. Для размещения всех левел-блоков потребуется крановое судно до 30 месяцев.
Методы берегозащиты в Калининградской области в настоящее время
Променады, волногасители из шин и габионы в Пионерском, Зеленоградске и Светлогорске привели к уменьшению береговой линии из-за волноотбойного эффекта
С 2007 г. началось строительство берегозащитных сооружений в виде габионов.
Рисунок: Разрушение габионов 2009г.
г
Весной 2013г.Был построен комплекс берегозащиты около очистных сооружений пос. Янтарный (берегозащитная стена, планировка и закрепление
берегового обрыва) .
Комплекс берегозащиты очистных сооружений, пос. Янтарный, март 2014 г
Строительство бун в г Зеленоградск 2016 г
Эффективность применения бун, Зеленоградск, весна 2016г
В Светлогорске установлена ещё одна линия габионов. Ее заложили в первой декаде января 2016 года. Непосредственно под пешеходным променадом. Волны ударяются о жесткую стенку стальной сетки с камнями, с силой откатываются назад, забирая рыхлый пляжный песок. Песок, ранее шедший на пляж со склона берегового обрыва, останавливается перед габионом. В результате, море точит бетонные балки дорогостоящего променада
На побережье у Светлогорска производятся масштабные берегоукрепительные работы: укрепление береговых обрывов от обрушения и сооружения променада, общей длинной 3,5 км, плоть до пос. Отрадное.
Береговой обрыв закрепляется металлической сеткой. Сетка закреплена на склоне при помощи анкеров длинной 10 метров, забуренных в толщу отложений склона
Возможное решение проблемы и вывод
Одним из возможных вариантов решения проблемы разрушения береговой зоны Балтийского моря может стать изменение эффективности работы бун, путем изменения их конфигурации. К примеру, если выстроить линии бун Х-образно, то в результате увеличится площадь влияния системы бун на количество песка вокруг них и, соответственно, рядом с береговой линией
В настоящее время можно заметить, что практически все технологии, которые используются для защиты берегов Балтийского моря Калининградской области в настоящий момент, являются неэффективными. В ходе выполнения данной работы был изучен более новые материалы и методы, для выполнения берегозащитных работ, которые могут стать более эффективными для нашей местности, в особенности, для укрепления берегов в зоне Куршской косы.
Технология укладки защитных блоков и их изготовление, разработанная Голландской фирмой «Van Oord», является более быстрым и экологичным, чем установка бетонных плит и подпорных стенок в Светлогорске. Существует необходимость постройки заводов по изготовлению блоков по технологии компании «Van Oord» в Российской Федерации, так как это может ускорить и облегчить работу по берегозащите во всей стране.
Так же, Х-Образная конфигурация может помочь избежать вымывание песков с берега Балтийского моря в городе Зеленоградск.
Таким образом, существует два более эффективных метода по ьерегозащите, которые могут обеспечить безопасное и эстетическое сохранение берегов Балтийского моря Калининградской области.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.