"Технология «Дети-волонтеры» как средство развития духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»
Цель: повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической технологии «Дети-волонтёры».
Задачи:
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности. Работа волонтёра сплачивает людей в стремлении делать добро, что способствует воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольников.
Волонтёрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС ДО.
Актуальность волонтерского движения в дошкольном учреждении, объединяющего родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:
- к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;
- к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде;
- к повышению рейтинга образовательного учреждения.
Целью технологии «Дети-волонтёры» является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи педагогической технологии «Дети-волонтеры» следующие:
- развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
- развитие самостоятельности и ответственности;
- создание такой ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.
Организация практики волонтерства в детском саду осуществляется поэтапно.
Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа - изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации культурной практики в ДОУ.
Второй этап – организационный, задачи которого заключаются в мотивировании детей на волонтерскую деятельность и организацию команды.
Важный момент в организации волонтерского движения – это обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Можно разработать план с детьми-волонтерами по проведению волонтерских акций, а также правила команды.
Следующий этап – практический. На этом этапе реализуются конкретные дела волонтерской команды. Активно внедряется в практику работы ДОУ проведение акций. Тематика их самая разнообразная, но необходимо соблюдать правило - она должна быть актуальна в данный момент для самих детей, их родителей, социума.
Например, можно организовать работу по оказанию посильной помощи детям младших групп. Утром – проведение и разучивание пальчиковых игр, днем – оказание помощи при одевании детей на прогулку, совместные игры на прогулке. Во второй половине дня – оказание помощи в одевании, умываний, закаливающих процедурах, совместная продуктивная деятельность, совместные сюжетно-ролевые игры и прочее.
Также можно, например, предложить детям-волонтерам изготовить подарки для малышей, которые первый раз пришли в детский сад и поздравить их, рассказать как здорово в нашем детском саду.
Обязательным условием данного этапа является обсуждение волонтерской деятельности после ее осуществления. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность.
Четвертый этап – диагностический. Диагностика помогает исследовать и определить эффективность применения технологии волонтерства на определённом временном отрезке.
Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.
Внедрение технологии «Дети-волонтеры» в воспитательно-образовательный процесс ДОУ помогает детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить – социально-коммуникативную.
Дошкольники учатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, они готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У детей развиваются коммуникативно-речевые умения и навыки.
Волонтеры осознают свою важную миссию – считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получают отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.
Дошкольники приходят к пониманию, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.
У детей формируется потребность в проявлении инициативы по выбору мероприятий и их количеству.
Участие дошкольников в волонтерском движении оставляет отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.
Волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение адаптироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Главный ресурс технологии «Дети-волонтеры» - это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности детей в естественной среде.
Волонтерское движение - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
В заключении хочу предложить вашему вниманию упражнение, которое помогает формировать такие качества как доброта, сострадание, сочувствие, чувствительность. Его можно использовать на этапе мотивирования детей на волонтерскую деятельность.
Я предлагаю вам вырезать из цветной бумаги силуэт человека.
Ваша задача увидеть его характер, рассказать о нем, представить добрые или злые поступки, основываясь на цвете листа бумаги, который вы выберете.
Присаживайтесь за столы. Приступайте к работе.
……………………………………………………………
Итак, наши человечки готовы.
Первой о своем человеке расскажу я:
мой человечек появился на свет из листа бумаги ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие, умение дарить тепло и добро другим.
А теперь давайте познакомимся с вашими героями...
……………………………………………………………
Последним дается описание человечка черного цвета:
а этот человечек появился на свет из листа бумаги черного цвета, он зол, проявляет агрессию к другим, ему трудно среди других, у него нет друзей, ему одиноко.
- Как вы думаете, мы должны помочь этому человечку?
- Что мы можем для него сделать?
Да, вы все правы, мы должны окружить его вниманием, заботой, добротой. Только вместе мы можем посеять росточки добра в его сердце.
Пожалуйста, возьмите своих человечков и с помощью клея, приклейте их к плакату, так, чтобы они крепко держали друг друга за руки, оберегая друг друга и окружая своей добротой черного человека.
………………………………………………………………..
Великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал: «Чтобы поверить в добро, надо его делать». И давайте с этого момента делать только добро друг другу, и пусть это у вас войдет в привычку.
Пробуйте. И у вас все получится!
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.