Инновационные технологии в интеллектуально-познавательном развитии детей дошкольного возраста
Оценка 5

Инновационные технологии в интеллектуально-познавательном развитии детей дошкольного возраста

Оценка 5
doc
20.01.2020
Инновационные технологии  в интеллектуально-познавательном развитии детей дошкольного возраста
Инновационные технологии в интеллектуально-познавательном развитии детей дошкольного возраста.doc

Довгань Татьяна Васильевна

методист КГКП №21 «Кішкентай данышпандар»

ресурстық орталық» г. Экибастуз

Инновационные технологии  в интеллектуально-познавательном развитии детей дошкольного возраста

 

Процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста имеет особую актуальность. Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми – еще на треть. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. В этом ему должны помочь педагоги. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.

Наш педагогический коллектив внедрил следующие инновационные педагогические технологии по оптимизации интеллектуального развития дошкольников:

Основные:

Технология уровневой дифференциации (разноуровневые задания).

Технология разноуровневого обучения применяется во всех группах нашего сада начиная с первой младшей. 

В группах составлены картотеки по применению разноуровневых заданий во всех разделах образовательных областей.  Технология эта проникающая, легко уживается с другими технологиями.

Наши педагоги в рамках данной технологии выделяют три группы воспитанников.

Первая группа детей: высокий уровень усвоения программного материала

Вторая группа детей: дети с дополнительной стимуляцией выполнения заданий

Третья группа детей: отставания от сверстников, сниженная работоспособность, низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности.

Работая по технологии дифференцированного обучения, педагоги включают дифференцированную работу в различные этапы организованной учебной деятельности в зависимости от целей и задач занятия: в начале ОУД – при мотивации деятельности детей, в основной части ОУД – для изучения нового материала или закрепления уже пройденного, а также в заключительной части как рефлексию.

Пример использования разноуровневых заданий в ОО «Коммуникация» Развитие речи во второй младшей группе:

Связная речь. Тема «Хлеб – всему голова». Цель: закрепление умения узнавать и называть продукты питания. Развитие словаря существительных.

1 уровень

Дети смотрят картинки по теме ОУД, называют их

2 уровень

Дети подбирают картинки под определения: сладкая – булочка, горячий – хлеб и т.д

3 уровень

Дети группируют предметы по одному признаку, называют обобщающее слово.

Формирование алгоритмического мышления на основе схем, знаков. В.Ф. Шаталов. Дети успешно осваивают схемные алгоритмы, легко читают их,  с их помощью  учатся составлять рассказы, сказки, заполняют классификационные таблицы, кодируют  основные моменты содержания информации  для дальнейшего воспроизведения. Применяется со 2 младшей группы во всех разделах образовательных областей.

Технология моделированного обучения. Л.А. Венгер. Почти во всей организованной учебной деятельности, начиная со 2 младшей группы, применяется технология моделированного обучения.  Проект «Обучение структурированию информации» помогает педагогам решать эту задачу в системе.  К примеру - опора на  символическую структуру страны и города  поможет увидеть и понять разницу между этими понятиями. Применяется со средней группы во всех разделах образовательных областей.

Технология проектного обучения. Уильям Херд Килпатрик, Гильманова Р.М. Её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достояние и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. Все проектные мероприятия проводятся с детьми в игровой форме. Применяется во всех группах.

Исследовательский метод обучения Д. Т. Левитеса. Эта технология способствует развитию умения ставить проблемы, делать собственные умозаключения. Для эффективной организации данной деятельности была организована необходимая предметно-развивающая среда: уголки экспериментирования в соответствии с возрастом детей, оформлено большое количество наглядно-демонстрационного материала (тематические картинки, карточки с символическим изображением методов исследования, схемы последовательного проведения опытов и экспериментов). Формирование исследовательских умений осуществляется в процессе и самостоятельной деятельности, где дети занимают позицию юных исследователей по работе с научной литературой, детскими энциклопедиями. Применяется со 2 младшей группы.

         Вспомогательные технологии:

Технология развивающего обучения. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Развитие различных видов мыслительной деятельности, психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности).  Игры-викторины: «Что? Где? Когда?», на тему «Путешествие по Казахстану», «Путешествие в космос», «Путешествие в прошлое», КВН «Люби и знай свой город» Творческое рисование: «Куда плывет кораблик», «Оформление книги сказок и историй о Казахстане, Экибастузе», «О чем думает уголь…». Создание коллажей, витражей, разгадывание кроссвордов и ребусов об Экибастузе (придумывание своих). Применяется со 2 младшей группы.

Коллективный способ обучения.  А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко  «Педагогика сотрудничества». Нравится и детям и педагогам коллективный способ обучения, где дети имеют возможность на доступном им языке объяснить друг другу материал. КСО формирует коллективное мышление у детей и у нас это получается. Применяется в предшкольных группах.

Обучение по методике Левитеса (парное и групповое В.К Дьяченко). Работу в парах воспитатели в нашем детском саду организовывают как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде занятия. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли педагога), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Детям такая работа очень нравиться. Применяется со средней группы.

Технология  развития критического мышления. Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С. Уолтер. В практике работы с детьми педагоги ясли-сада часто используют прием составления синквейна. Каждый уровень таксономии Блума направлен на формирование определенных навыков мышления (от простого к сложному). Педагогами используется  «Ромашка» вопросов, основанная на таксономии Блума. Детям нравится формировать  вопросы по любой теме, записывая их на лепестки ромашки. Используется в предшкольных группах. Заполнение таблицы «Знаю – хочу знать – узнал» развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Кластер – графическое изображение, составленное в результате групповой работы. Эта работа позволяет каждому ребенку свободно и открыто осмыслить проблематику ОУД, стимулирует мыслительную деятельность. Используется в предшкольных группах.

Проблемные ситуации в мышлении и обучении. А.М.Матюшкин. Постановка проблемы помогает каждому осознать противоречие и включиться в поиск неизвестного. Выдвигая гипотезы, принимая активное участие в беседе, организованной педагогом, и выполняя его задания, дети самостоятельно открывают новое для себя знание, делают из факторов выводы, обобщения. При таком обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер. Используется в предшкольных группах.

Технология ТРИЗ.  Л.М. Страунинг. Позволяет развивать творческую личность, нестандартное мышление в процессе овладения детьми ТРИЗовскими методами и приемами:

·        В игре «Да-нетка», дети учатся всесторонне видеть окружающий мир, проводить системный анализ и рассуждать. Для более четкого усвоения последовательности вопросов при отгадывании предмета нами изготовлены наглядно-демонстрационный материал и картотека игр ТРИЗ.

·        Обучает системно мыслить схема талантливого мышления или «Волшебный экран», который позволяет ребенку рассуждать о настоящем, прошлом предмета либо явления и создавать модель будущего.

·        Знакомство с методом моделирования маленькими человечками способствует получению знаний детей о разных состояниях веществ (жидком, твердом, газообразном). Старшие дошкольники в увлекательной игровой форме знакомятся с молекулярным составом веществ.

В процессе применения развивающей игровой технологии создана игротека, содержащая большое количество развивающих игр, которые привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью развивать связанную речь, память, пространственное и логическое мышление, совершенствовать личность ребенка. Применяется со средней группы.

         Частно-предметные технологии:

Блоки Дьенеша. Работа с логическими блоками Дьенеша знакомит детей с геометрическими фигурами, формой и размером предметов, развивает мыслительные умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать), познавательные процессы, творческие способности. Этот универсальный дидактический материал успешно используется во всех возрастных группах.

Круги Эйлера. Круги Эйлера используются  в детском саду в предшкольных группах, как в организованной учебной деятельности, так и  в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера,  ребенок учится  сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Используется в предшкольных группах.

Развивающие игры В. Воскобовича. С большим интересом старшие дошкольники занимаются играми В.В. Воскобовича:

§  «Волшебный квадрат» - помогает развивать воображение, учит детей превращать пособие в различные фигуры и предметы. Схемы к данной игре формируют внимание, логическое мышление старших дошкольников.

§  Предлагаемый детям в свободное от занятий время «Прозрачный квадрат» способствует развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения, речи), сенсорных и творческих способностей, формирует конструктивную деятельность (умение составлять различные предметы и узоры из геометрических фигур), знакомит со свойствами «гибкость», «прозрачность», соотношение целого и части.

§  В процессе игры «Геоконт» дети сами создают плоскостные геометрические фигуры, упражняются в их счете и сравнении.

Используется со средней группы.

Технология раннего обучения по кубикам Зайцева и другие

Дети, начиная с 2 лет используют кубики Зайцева для  усвоения и  закрепления пройденного материала по всем видам учебной деятельности.

 

Благодаря использованию технологий наши дети:

·       свободно читают схематически алгоритм и используют их в ответах;

·       под руководством взрослого дают определения понятиям, умеют классифицировать предметы, явления;

·       у детей формируются умения находить и записывать информацию с помощью символов (т.е. кодируют и декодируют информацию);

·       моделируют математические задачи;   

·       на основе алгоритмов составляют рассказы, сказки, моделируют информацию (схемы- модели на основе символов и картинок);

·       дети чувствуют себя увереннее, легче усваивают материал.

У нас создана модель развивающего пространства. Используются такие формы работы с детьми, как:

§  интеллектуальные марафоны в группе, в параллели;  

§  интеллектуальные игры, ринги, викторины;

§  конференции по защите исследовательских проектов;

§  кружки по интересам;

§  творческие конкурсы;

§  клуб «Магистр»; для детей с интеллектуальной одаренностью;

§  клуб «Знак вопроса» для детей групп предшкольной подготовки;

§  математические олимпиады.

         Наш коллектив внедряет не только передовой опыт по развивающим технологиям и проектам, но и разрабатывает сам: развивающий проект «Путешествие в мир» по ознакомлению с окружающим, «Речевой  ручеек»  для  развития  коммуникативных  форм  общения  и  поведения, «Исследовательская  деятельность», «Принцип  домино»  для   вовлечения  каждого  ребенка  в познавательный  процесс на основе  алгоритмов, «Формула  успеха»  содержание  которого  направлено на выявление у детей творческих  способностей и их  развития.

В нашем Центре высокий процент выпускников, которые обучаются в лицеях, гимназиях и гимназических классах, что составляет 66% от числа выпускников.  Выпускники нашего сада хорошо усваивают программу, уровень их подготовки соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается учителями как на хорошем уровне. 

 

 Литература

 

1.     Амонашвили Ш.А. Гуманно личностный подход к детям. - М., 1996. - 231с.

4.     Басынина Л.Н. Разноуровневое обучение в начальной школе // Начальная школа: плюс-минус. - 2008. - № 11. - С. 66-69

5.      Бухаркина М. Ю. Технология разноуровневого обучения. //Научно-методический журнал, 2003.– №3.–С11-15.

6.     Осмоловская И.М. Дидактические принципы организации дифференцированного обучения в школе. М: ИТОП РАО, 2001. -196с.

6.     Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.–342с.

7.      Тараскина Н.С. Разноуровневое обучение: за и против/ Н.С.Тараскина //Педагогика.-№3.–2009.–С.11-15

8.     Унт Ише. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика. 1990.

 

 

 

 

 

Инновационные технологии в интеллектуально-познавательном развитии детей дошкольного возраста

Инновационные технологии  в интеллектуально-познавательном развитии детей дошкольного возраста

Инновационные технологии в интеллектуально-познавательном развитии детей дошкольного возраста

Инновационные технологии  в интеллектуально-познавательном развитии детей дошкольного возраста

Инновационные технологии в интеллектуально-познавательном развитии детей дошкольного возраста

Инновационные технологии  в интеллектуально-познавательном развитии детей дошкольного возраста

Инновационные технологии в интеллектуально-познавательном развитии детей дошкольного возраста

Инновационные технологии  в интеллектуально-познавательном развитии детей дошкольного возраста

Инновационные технологии в интеллектуально-познавательном развитии детей дошкольного возраста

Инновационные технологии  в интеллектуально-познавательном развитии детей дошкольного возраста

Инновационные технологии в интеллектуально-познавательном развитии детей дошкольного возраста

Инновационные технологии  в интеллектуально-познавательном развитии детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020