Инновации в музыкальном образовании – естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями обучающихся в ДМШ, ДШИ, ДХШ. Способствуя, с одной стороны сохранению существенных ценностей, с другой стороны – они закладывают основы преобразований. Образовательный процесс в современном мире опирается на сочетание базового и вариативного принципов обучения, что является методологической основой качественной подготовки учащихся в ДМШ, ДШИ, ДХШ. В связи с разработкой ФГТ возникла необходимость в создании и реализации оригинальных учебных планов, разновидностей уроков, в том числе контрольных и зачетов, которые будут предполагаться по новой программе предпрофессионального образования.
Движение в сторону усовершенствования традиционной методологии стимулирует творческую инициативу преподавателя, способствует созданию новых алгоритмов преподавания знаний. Сегодня эффективно действующим оказывается преподаватель: мобильный, способный к творческому росту и профессиональному совершенствованию, к восприятию и созданию инноваций, и тем самым к обновлению своих знаний, обогащению педагогической теории и практики.
Современная модель инновационной школы ориентирована на задачу осуществления индивидуальной программы развития личности, на формирование познавательной мотивации учащихся и его творческой инициативы. Поиск новых приемов и методов преподавания способствует решению этой задачи. В итоге педагог-новатор должен стремиться раскрыть творческий потенциал учащихся, для которых музыкальная дисциплина «сольфеджио» станет «территорией развития» дарований и творческих способностей. Содержание уроков сольфеджио предполагает опору на применение традиционных форм работы с использованием занимательных, игровых заданий.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Табунского района
Методическая работа по сольфеджио на тему:
«Инновационные формы на уроках сольфеджио в младших классах»
(преподаватель теоретических дисциплин Пешкова Л. А.)
Инновации в музыкальном образовании – естественное и необходимое условие его
развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями обучающихся в ДМШ,
ДШИ, ДХШ. Способствуя, с одной стороны сохранению существенных ценностей, с другой
стороны – они закладывают основы преобразований. Образовательный процесс в
современном мире опирается на сочетание базового и вариативного принципов обучения,
что является методологической основой качественной подготовки учащихся в ДМШ,
ДШИ, ДХШ. В связи с разработкой ФГТ возникла необходимость в создании и реализации
оригинальных учебных планов, разновидностей уроков, в том числе контрольных и зачетов,
которые будут предполагаться по новой программе предпрофессионального образования.
Движение в сторону усовершенствования традиционной методологии стимулирует
творческую инициативу преподавателя, способствует созданию новых алгоритмов
преподавания знаний. Сегодня эффективно действующим оказывается преподаватель:
мобильный, способный к творческому росту и профессиональному совершенствованию, к
восприятию и созданию инноваций, и тем самым к обновлению своих знаний, обогащению
педагогической теории и практики.
Современная модель инновационной школы ориентирована на задачу осуществления
индивидуальной программы развития личности, на формирование познавательной
мотивации учащихся и его творческой инициативы. Поиск новых приемов и методов
преподавания способствует решению этой задачи. В итоге педагогноватор должен
стремиться раскрыть творческий потенциал учащихся, для которых музыкальная
дисциплина «сольфеджио» станет «территорией развития» дарований и творческих
способностей. Содержание уроков сольфеджио предполагает опору на применение
традиционных форм работы с использованием занимательных, игровых заданий.
Мною разработаны разновидности уроков по сольфеджио для учащихся 1, 2, 3 классов.
Реализация таких занятий повысит интерес к предмету «сольфеджио», активирует
деятельность учащихся на уроках, предоставит возможность обобщить пройденный
материал, закрепить приобретенные навыки.
Разновидности уроков:
1.урок – соревнование,
2.урок – викторина,
3.урок – игра «Умники и умницы».Урок – соревнование.
Это обычный урок, но все формы работы на уроке выполняются двумя командами.
Каждая команда выбирает командира, который назначает или предлагает участника
предложенных заданий.
Задания соревнования – теоретические, практические, интонационные, слуховые, в том
числе музыкальный диктант, сольфеджирование по нотам и наизусть.
На таком уроке учащиеся очень активны, эмоциональны, стараются показать больше
положительных ответов, заработать высокие баллы. Каждая форма работы – как новая
эстафета, оценивается в 5 баллов и вместо цифр на доске вешаются разноцветные магниты:
Красный – 5 баллов,
Синий – 4 балла,
Зеленый – 3 балла.
Такие уроки желательно проводить 12 раза в четверти. Выбираются 12 главные темы
четверти и отрабатываются в таком соревновании.
Урок – викторина.
Урок – викторина проводится в конце четверти как способ проверки теоретических
знаний и слуховых навыков.
В 1 классе – во 2, 3 четвертях, во 2, 3 классах – в 1 и 3 четвертях.
Варианты кроссвордов:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Л
Т
Г
Т
Т
И
М
Д
М
П
А
Р
А
О
О
Н
А
И
Е
А
Д
Е
М
Н
Н
Т
З
М
А
Е
Ж О
Е
Т
У
З
Р
З
В
А
Л
Р
Р
А
У
Ь
В
Ч
Н
А
И
О
Л
Е
С
Т
Ь1.Организация звуков вокруг тоники.
2.Сочетание 3х звуков.
3.Звукоряд от тоники до ее повторения.
4.Высота лада.
5.Расстояние через клавишу.
6.Сочетание 2х звуков.
7.Веселый лад.
8.Знак повышения звука.
9.Чередование сильных и слабых долей.
10.Остановка в музыке.
Для 1 класса (II четверть)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
С
П
У
Б
П
Г
М
Р
С
Б
О
А
С
Е
О
А
И
А
И
А
Л
У
Т
К
Л
М
Н
З
Л
С
Ь
З
О
А
У
М
О
М
Ь
О
А
Й
Р
Т
А
Р
Е
Н
В
1.Нота на второй линейке.
2.Остановка в музыке.
3.Название ступеней.
4.Знак отмены диеза и бемоля.
Ч
О
Р
А
Ы
И
Н
Я
Й
В
Ы
Е5.Самое близкое расстояние между клавишами.
6.Звукоряд от тоники до ее повторения.
7.Грустный лад.
8.Счет долей такта.
9.Доля с акцентом.
10.Ключ фа.
Для 2 класса (III четверть)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
А
М
П
Р
С
З
С
Б
Л
О
К
И
А
А
Л
А
Е
Е
А
Д
К
Н
Р
З
А
Т
К
М
Д
Н
О
О
А
М
Б
А
У
О
О
Р
Р
Л
Е
А
К
Н
Л
И
Д
Л
Р
Я
Т
Д
Ь
М
Е
А
Е
Л
Ь
Н
Ы
Н
Н
Ы
Е
Е
1.Сочетание 3, 4, 5 звуков.
2.Грустный лад.
3.Тональности с одинаковыми знаками.
4.Счет долей такта.
5.Доля без акцента.
6.Неполный такт.
7.Интервал с расстоянием 2х ступеней.
8.Знак понижения звука.9.Организация звуков вокруг тоники.
10.Тональности с одинаковой тоникой.
Для 3 класса (I четверть)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Г
П
К
Д
П
К
Д
Т
Т
10
М
Л
А
О
И
А
В
О
О
О
Е
А
Р
Н
Е
У
И
М
Н
Н
Л
В
А
С
З
З
Н
И
А
О
Н
Л
О
А
Т
Н
Л
Д
Ы
Л
Н
А
А
Ь
И
Е
Е
А
Н
Н
Ч
Л
Н
Т
О
Е
Ь
С
О
С
С
Н
В
Т
К
Ы
О
Ь
И
Е
Е
Й
1.Ступени I, IV, V.
2.Тональности с одинаковыми знаками.
3.Интервал, звучащий более мягко.
4.Знак повышения звука.
5.Остановка в музыке.
6.Интервал с расстоянием 5и ступеней.
7.Трезвучие 5й ступени.
8.Высота лада.
9.Расстояние между клавишами через одну.
10.Вид минора с повышением 2х ступеней.
Слуховая викторинаИз предложенного списка определяются на слух 8 номеров с выписыванием услышанных
элементов музыкального языка.
Варианты для 3 класса:
1 список:
Мажорная гамма,
Минорная гамма гармонический вид,
б2, Б53, ч4, м3, ч8, М53,
I, III, V ступени.
2 список:
Мажорная гамма,
Минорная гамма мелодический вид,
ч1, б3, м7, ч5, Б53, М53,
II, VII ступени.
Урок – игра «Умники и умницы».
Игра должна проводиться в конце учебного года на итоговом уроке.
Для учащихся 1, 2 классов игра проводится в упрощенной форме с предварительной
жеребьевкой. Каждый ученик вытягивает карточку с номером своего выступления, а затем
определяются команды по 3 человека, учащиеся сами выбирают свои дорожки, в
количестве шагов – они одинаковые – 3 шага.
В 1ом классе учащиеся закрепляют теоретические знания и слуховые навыки по
сольфеджио и слушанию музыки. После участия всех игроков выбираются из каждой
команды выигравшие, победители соревнуются в финале, затем главный финалист играет в
блицигре.
Определения терминов.
#, # считалочка
пауза, ее разновидности
тоника, ее обозначение
слуховой анализ
минорная гамма
–
устойчивые ступени I, III,V. определить размер в
произведении
слушание музыки
динамика
лад
темп
перечислить длительности,считалочка
устойчивые ступенинот
слуховой
анализ
неустойчивые ступени
–
Т53
тетрахорд
слушание музыки –
ритм
тембр
мелодия
тоническое
ступени
трезвучие,
слуховой анализ – мажорная
гамма
вводные ступени
гамма
минорное трезвучие
размер
слушание музыки аккорд
темп
ритм
тетрахорд
слуховой
анализ
мажорное трезвучие
–
слушание музыки –
темп
Финал
неустойчивые ступени
размер
размер в мелодии
устойчивые ступени
динамика
тембр
строение мажорной гаммы назвать ключевые знаки в
мажорных гаммах
схемы дирижирования
размеров
слуховой анализ – назвать
услышанные длительности
в произведении
слушание музыки –
ритм
Блицигра
мажорная гамма
лад определить в мелодии
f, р
мелодия
транспозиция
лад
аккордслуховой
определить размер в мелодии вводные ступени
анализ
–
слушание музыки тембр
гамма
тетрахорд
динамика
В конце игры называются победители блицигры и победители финала и выдаются ордена
«Умники и умницы».
Во 2ом классе закрепляются не только теоретические знания и слуховые навыки, но и
практические навыки по основной теме года – «интервалы».
гамма,
устойчивые ступени
слуховой анализ –
Б53
строение минорной гаммы виды минора
ч5
м2
устно назвать от звука «ре»
ч4
устно назвать от звука
«ре» б2
устно назвать от звука
«ре» б6
тон, полутон,
вводные ступени
слуховой анализ –
мажорная гамма
#, # считалочка
размер,
схемы размеров
М53
Б6
устно назвать от звука «ми»
м3
устно назвать от звука «ми»
м7
устно назвать от звука
«ми» ч5
,считалочка
Б53, его строение
тетрахорд, пауза
слуховой анализ –
м3
минорная
гармонический вид
гамма,
размер, лад мелодии
устно назвать от звука
«фа» б3
устно назвать от звука «фа»
ч4
устно назвать от звука
«фа» б7
тоническое
трезвучие, параллельные тональности
интервалобозначение в мажоре,
миноре, ступени
слуховой анализ –
минорная
мелодический вид
ч4
гамма,
б7
устно назвать от звука
«соль» м2
устно назвать от звука «соль»
ч8
устно назвать от звука
«соль» ч1
Финал (победитель, победители играют дальше)
аккорд
М53, его строение
септима
слуховой анализ –
м6
минорная гамма,
натуральный вид
ч8
устно назвать от звука «ля»
б3
устно назвать от звука «ля»
б6
устно назвать от звука
«ля» б2
Блицигра (игра победителейфиналистов)
консонансы
диссонансы
одноименные тональности
слуховой анализ –
б6
Размер, лад 2х голосного
примера
м3
устно назвать от звука
«си» м3
устно назвать от звука «си»
м7
устно назвать от звука «си»
ч5
В конце игры называются победители блицигры и победители финала, и награждаются
орденами «Умники и умницы».
В 3ем классе проведение игры «Умники и умницы» способствует закреплению
полученных теоретических знаний, практических и слуховых навыков за 3 года обучения
по программным требованиям.
I. Игра начинается представлением жюри и ведущего конкурса.
II. Вступительное слово ведущего о правилах игры. В начале игры проводится отборочный
тур игроков и болельщиков. Дается 2 письменных задания:
1. определение на слух интервалов – 4 шт. (проигрывание 23 раза) – оценивается в 4
балла;2. исправление 4 ошибок в мелодическом диктанте (8 тактов) – оценивается – в 4 балла.
3. Общая сумма баллов 8.
Для участия в игре учащиеся должны набрать от 48 баллов. Остальные учащиеся
становятся болельщиками. Болельщики могут принять участие в том случае, если игрок не
знает ответ на вопрос; за правильный ответ получает орден. Кто из болельщиков набирает 3
ордена в течение игры, тот может участвовать в финале.
После игры на оставшиеся вопросы тоже отвечают болельщики, отмечаются победители.
По наибольшему количеству баллов игроки делятся по 3 человека на команды и занимают
свою дорожку:
«красная» 2 шага – самая быстрая, без права на ошибку;
«желтая» 3 шага, с одной ошибкой;
«зеленая» 4 шага – самая длинная, допускается 2 неверных ответа.
Тот, кто первым пройдет дорожку, становится победителем, и проходит в финал;
победитель финала участвует в блицигре.
III. По наибольшему количеству баллов игрок первым начинает игру. Каждый учащийся
игры занимает свою дорожку, выбирает на плакате одну из позиций:
Лад. Тональность.
Интервалы.
Аккорды.
Метроритм.
Затем отвечает на вопрос по позиции, ответив правильно делает 1 шаг. Для участника
«красной дорожки» сделавшего ошибку предлагается сыграть в вабанк (т.е. забываем
неправильный ответ и ждем правильный – подумать в стороне 2 минуты). Ответив
правильно на заданный вопрос, игрок «красной дорожки» переходит на 1 шаг вперед.
Вопросы каждой позиции следуют от простого к сложному, включая не только
теоретический материал, но и практические и слуховые задания.
Вопросы по I позиции – Лад. Тональность.
1. Что называется ладом.
2. Разновидность лада.
3. Определение гаммы.
4. Строение мажорной гаммы.5. Спеть гамму ре мажор.
6. Сравнительный анализ – минорная гамма, мелодический вид.
7. Определение тоники, в музыкальном номере, назвать знаки и тонику.
8. Сравнительный анализ – минорная гамма, натуральный вид.
9. Спеть гамму соль минор, натуральный вид.
10. Строение минорной гаммы.
Финал
1. Одноименные тональности.
2. В музыкальном номере определить тональность, назвать параллельную.
3. Переменный лад.
4. Спеть гамму до минор, гармонический вид.
Блицигра
1. Параллельные тональности.
2. Назвать к тональности фа # минор параллельную и одноименную.
3. Транспозиция.
Вопросы к болельщикам по I позиции:
Тон, полутон, #, , , устойчивые, неустойчивые, вводные ступени, главные ступени, виды
минора, параллельные диезные тональности и бемольные, одноименные тональности к до,
ре, фа, соль мажору.
Вопросы II позиции – Интервалы.
1. Определение интервала.
2. Перечислить интервалы.
3. Определить на слух – ч4б3.
4. Интервал «квинта».
5. Определить на слух – м2ч1.
6. Построить от звука «ре» м3.
7. Интервал «октава».8. В мелодии найти скачки и назвать интервалы.
9. Определить на слух – б6ч5.
10. Построить от звука «соль» ч4.
Финал
1. Интервал «септима».
2. Обращение интервала.
3. Интервал «секста».
4. Построить от звука «ми» б2 и ее обращение.
Блицигра
1. Определение диссонанса, примеры.
2. В интервальной цепочке найти консонансы, объяснить их значение.
3. Выполнить обращение предложенных интервалов, подписать их.
Вопросы к болельщикам по II позиции:
Чистые интервалы, их обращения; большие интервалы, их обращения; малые интервалы, их
обращения. Расшифровать интервалы: б2, м3, ч5, м7, ч8, ч4, м6.
Вопросы для игроков III позиции – Аккорды.
1. Аккорд (определение).
2. Трезвучие (строение).
3. Тоническое трезвучие в ладах.
4. Построить Т53 в до, ре мажоре.
5. В мелодии найти движение по трезучию.
6. М53 от звука.
7. Определить на слух – Б53, назвать строение.
8. Построить t 53 в ми и си миноре.
9. Определить на слух – ув53, назвать строение.
10. Построить Б53 от звука «ля».Финал
1. Главные трезвучия лада.
2. ум53 от звука – строение.
3. Обращения Т53 (t53).
4. Построить обращения Т53 в Ми мажоре.
Блицигра
1. Определить на слух главные трезвучия лада, построить их в До мажоре.
2. Построить 4 трезвучия от звука – Б53, М53, ув 53, ум53.
3. Построить главные трезвучия лада в a moll.
Вопросы к болельщикам по III позиции:
Трезвучие, расшифровать Т53, S53, Д53, Т64, t6; ув 53, ум 53, построение Д53 в
гармоническом миноре (памятка).
Вопросы к игрокам IV позиции – Метроритм.
1. Определение метра.
2. Определить в мелодии метр.
3. Определение размера.
4. Схемы дирижирования простых размеров.
5. Определить вид группировки.
6. В мелодии назвать паузы.
7. Схема дирижирования сложного размера.
8. Назвать длительности в мелодии.
9. Спеть гамму Ля мажор в ритме
10. Записать ритмический рисунок мелодии (2 такта – ¾).
Финал.
1. Прочитать нотный текст с дирижированием.
2. Спеть гамму фа # минор в ритме:3. Записать ритмический рисунок мелодии (2 такта – 4/4).
Блицигра
1. Выполните группировку в размере 4/4 (4 такта).
2. Прочитать в ритме мелодию в размере 4/4.
3. Исправить ритмические ошибки в 4/4.
Вопросы для болельщиков IV позиции:
Пауза, длительности нот, штиль, правописание штилей – исправить ошибки, затакт, сильная
доля, такт, темп, метр.
В конце игры «Умники и умницы» называют победителей, награждают призами, среди
болельщиков отмечаются лучшие – по количеству полученных орденов.