Инновационные формы на уроках сольфеджио в младших классах»

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 13.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Инновации в музыкальном образовании – естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями обучающихся в ДМШ, ДШИ, ДХШ. Способствуя, с одной стороны сохранению существенных ценностей, с другой стороны – они закладывают основы преобразований. Образовательный процесс в современном мире опирается на сочетание базового и вариативного принципов обучения, что является методологической основой качественной подготовки учащихся в ДМШ, ДШИ, ДХШ. В связи с разработкой ФГТ возникла необходимость в создании и реализации оригинальных учебных планов, разновидностей уроков, в том числе контрольных и зачетов, которые будут предполагаться по новой программе предпрофессионального образования. Движение в сторону усовершенствования традиционной методологии стимулирует творческую инициативу преподавателя, способствует созданию новых алгоритмов преподавания знаний. Сегодня эффективно действующим оказывается преподаватель: мобильный, способный к творческому росту и профессиональному совершенствованию, к восприятию и созданию инноваций, и тем самым к обновлению своих знаний, обогащению педагогической теории и практики. Современная модель инновационной школы ориентирована на задачу осуществления индивидуальной программы развития личности, на формирование познавательной мотивации учащихся и его творческой инициативы. Поиск новых приемов и методов преподавания способствует решению этой задачи. В итоге педагог-новатор должен стремиться раскрыть творческий потенциал учащихся, для которых музыкальная дисциплина «сольфеджио» станет «территорией развития» дарований и творческих способностей. Содержание уроков сольфеджио предполагает опору на применение традиционных форм работы с использованием занимательных, игровых заданий.
Иконка файла материала сольфед. инновационные методы.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Табунского района Методическая работа по сольфеджио на тему:  «Инновационные формы на уроках сольфеджио в младших классах»  (преподаватель теоретических дисциплин Пешкова Л. А.)       Инновации   в   музыкальном   образовании   –   естественное   и   необходимое   условие   его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями обучающихся в ДМШ, ДШИ, ДХШ. Способствуя, с одной стороны сохранению существенных ценностей, с другой стороны   –   они   закладывают   основы   преобразований.   Образовательный   процесс   в современном мире опирается на сочетание базового и вариативного принципов обучения, что   является   методологической   основой   качественной   подготовки   учащихся   в   ДМШ, ДШИ, ДХШ. В связи с разработкой ФГТ возникла необходимость в создании и реализации оригинальных учебных планов, разновидностей уроков, в том числе контрольных и зачетов, которые будут предполагаться по новой программе предпрофессионального образования.       Движение   в   сторону   усовершенствования   традиционной   методологии   стимулирует творческую   инициативу   преподавателя,   способствует   созданию   новых   алгоритмов преподавания   знаний.   Сегодня   эффективно   действующим   оказывается   преподаватель: мобильный, способный к творческому росту и профессиональному совершенствованию, к восприятию и созданию инноваций, и тем самым к обновлению своих знаний, обогащению педагогической теории и практики.       Современная модель инновационной школы ориентирована на задачу осуществления индивидуальной   программы   развития   личности,   на   формирование   познавательной мотивации   учащихся   и   его   творческой   инициативы.   Поиск   новых   приемов   и   методов преподавания   способствует   решению   этой   задачи.   В   итоге   педагог­новатор   должен стремиться   раскрыть   творческий   потенциал   учащихся,   для   которых   музыкальная дисциплина   «сольфеджио»   станет   «территорией   развития»   дарований   и   творческих способностей.   Содержание   уроков   сольфеджио   предполагает   опору   на   применение традиционных форм работы с использованием занимательных, игровых заданий.     Мною разработаны разновидности уроков по сольфеджио для учащихся 1, 2, 3 классов. Реализация   таких   занятий   повысит   интерес   к   предмету   «сольфеджио»,   активирует деятельность   учащихся   на   уроках,   предоставит   возможность   обобщить   пройденный материал, закрепить приобретенные навыки.  Разновидности уроков:  1.урок – соревнование,  2.урок – викторина,  3.урок – игра «Умники и умницы».Урок – соревнование.  Это   обычный   урок,   но   все   формы   работы   на   уроке   выполняются   двумя   командами. Каждая   команда   выбирает   командира,   который   назначает   или   предлагает   участника предложенных заданий.  Задания соревнования – теоретические, практические, интонационные, слуховые, в том числе музыкальный диктант, сольфеджирование по нотам и наизусть.  На   таком   уроке   учащиеся   очень   активны,   эмоциональны,   стараются   показать   больше положительных ответов, заработать высокие баллы. Каждая форма работы – как новая эстафета, оценивается в 5 баллов и вместо цифр на доске вешаются разноцветные магниты:  Красный – 5 баллов,  Синий – 4 балла,  Зеленый – 3 балла.  Такие уроки желательно проводить 1­2 раза в четверти. Выбираются 1­2 главные темы четверти и отрабатываются в таком соревновании.  Урок – викторина.  Урок   –   викторина   проводится   в   конце   четверти   как   способ   проверки   теоретических знаний и слуховых навыков.  В 1 классе – во 2, 3 четвертях, во 2, 3 классах – в 1 и 3 четвертях.  Варианты кроссвордов: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Л Т Г Т Т И М Д М П А Р А О О Н А И Е А Д Е М Н Н Т   З М А   Е Ж О Е Т У З Р З   В А Л   Р Р     А   У   Ь   В           Ч   Н   А           И   О   Л           Е   С                   Т                   Ь1.Организация звуков вокруг тоники.  2.Сочетание 3­х звуков.  3.Звукоряд от тоники до ее повторения.  4.Высота лада.  5.Расстояние через клавишу.  6.Сочетание 2­х звуков.  7.Веселый лад.  8.Знак повышения звука.  9.Чередование сильных и слабых долей.  10.Остановка в музыке. Для 1 класса (II четверть) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 С П У Б П Г М Р С Б О А С Е О А И А И А Л У Т К Л М Н З Л С Ь З О А У М О М Ь О   А Й Р Т А Р Е Н В  1.Нота на второй линейке.  2.Остановка в музыке.  3.Название ступеней.  4.Знак отмены диеза и бемоля.     Ч   О     Р А Ы     И   Н       Я Й     В                   Ы                   Е5.Самое близкое расстояние между клавишами.  6.Звукоряд от тоники до ее повторения.  7.Грустный лад.  8.Счет долей такта.  9.Доля с акцентом.  10.Ключ фа.   Для 2 класса (III четверть)   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А М П Р С З С Б Л О К И А А Л А Е Е А Д К Н Р З А Т К М Д Н О О А М Б А У О   О Р Р Л Е А К Н Л   И Д   Л Р Я Т Д Ь   М     Е       А     Е     Л                 Ь                 Н                 Ы             Н Н Ы Е     Е                1.Сочетание 3, 4, 5 звуков.  2.Грустный лад.  3.Тональности с одинаковыми знаками.  4.Счет долей такта.  5.Доля без акцента.  6.Неполный такт.  7.Интервал с расстоянием 2­х ступеней.  8.Знак понижения звука.9.Организация звуков вокруг тоники.  10.Тональности с одинаковой тоникой.  Для 3 класса (I четверть)   1 2 3 4 5 6 7 8 9 Г П К Д П К Д Т Т 10 М Л А О И А В О О О Е А Р Н Е У И М Н Н Л В А С З З Н И А   О Н Л О   А Т Н Л   Д Ы Л Н     А А Ь   И Е Е А       Н Н   Ч   Л Н       Т О   Е   Ь С       О С   С   Н         В Т   К   Ы         О Ь   И   Е         Е     Й  1.Ступени I, IV, V.  2.Тональности с одинаковыми знаками.  3.Интервал, звучащий более мягко.  4.Знак повышения звука.  5.Остановка в музыке.  6.Интервал с расстоянием 5­и ступеней.  7.Трезвучие 5­й ступени.  8.Высота лада.  9.Расстояние между клавишами через одну.  10.Вид минора с повышением 2­х ступеней.  Слуховая викторинаИз предложенного списка определяются на слух 8 номеров с выписыванием услышанных элементов музыкального языка.  Варианты для 3 класса: 1 список: Мажорная гамма,         Минорная гамма гармонический вид, б2, Б53, ч4, м3, ч8, М53, I, III, V ступени. 2 список: Мажорная гамма,       Минорная гамма мелодический вид, ч1, б3, м7, ч5, Б53, М53, II, VII ступени. Урок – игра «Умники и умницы». Игра должна проводиться в конце учебного года на итоговом уроке. Для   учащихся   1,   2   классов   игра   проводится   в   упрощенной   форме   с   предварительной жеребьевкой. Каждый ученик вытягивает карточку с номером своего выступления, а затем определяются   команды   по   3   человека,   учащиеся   сами   выбирают   свои   дорожки,   в количестве шагов – они одинаковые – 3 шага. В   1­ом   классе учащиеся   закрепляют   теоретические   знания   и   слуховые   навыки   по сольфеджио   и   слушанию   музыки.   После   участия   всех   игроков   выбираются   из   каждой команды выигравшие, победители соревнуются в финале, затем главный финалист играет в блиц­игре. Определения терминов.  #, # считалочка пауза, ее разновидности тоника, ее обозначение слуховой   анализ минорная гамма   – устойчивые ступени ­ I, III,V. определить   размер   в произведении слушание   музыки   динамика ­ лад   темп перечислить   длительности,считалочка устойчивые ступенинот слуховой анализ неустойчивые ступени     – Т53 тетрахорд слушание музыки – ритм   тембр мелодия тоническое ступени   трезвучие, слуховой анализ – мажорная гамма вводные ступени гамма минорное трезвучие размер слушание музыки ­ аккорд темп ритм   тетрахорд слуховой анализ мажорное трезвучие     – слушание музыки – темп Финал неустойчивые ступени размер размер в мелодии устойчивые ступени динамика тембр строение мажорной гаммы   назвать ключевые знаки в мажорных гаммах           схемы дирижирования размеров слуховой   анализ   –   назвать услышанные   длительности в произведении слушание музыки – ритм Блиц­игра    мажорная гамма лад определить в мелодии    f, р мелодия транспозиция    лад аккордслуховой определить размер в мелодии   вводные ступени анализ     – слушание музыки ­ тембр    гамма тетрахорд динамика В конце игры называются победители блиц­игры и победители финала и выдаются ордена «Умники и умницы». Во 2­ом классе закрепляются не только теоретические знания и слуховые навыки, но и практические навыки по основной теме года – «интервалы». гамма, устойчивые ступени слуховой анализ – Б53 строение минорной гаммы виды минора ч5 м2 устно назвать от звука «ре»  ­ ч4     устно   назвать   от   звука   «ре» ­ б2       устно   назвать   от   звука «ре» ­ б6   тон, полутон, вводные ступени слуховой анализ – мажорная гамма #, # считалочка размер, схемы размеров М53 Б6  устно назвать от звука «ми» ­ м3   устно назвать от звука «ми» ­ м7       устно   назвать   от   звука «ми» ­ ч5   ,считалочка Б53, его строение тетрахорд, пауза слуховой анализ – м3 минорная гармонический вид   гамма,    размер, лад мелодии   устно   назвать   от   звука «фа» ­ б3    устно назвать от звука «фа» ­ ч4        устно назвать от звука «фа» ­ б7   тоническое   трезвучие,   параллельные тональности интервалобозначение   в   мажоре, миноре, ступени слуховой анализ – минорная мелодический вид      ч4 гамма,   б7 устно   назвать   от   звука «соль» ­ м2     устно назвать от звука «соль» ­ ч8    устно назвать от звука «соль» ­ ч1 Финал (победитель, победители играют дальше) аккорд М53, его строение септима слуховой анализ – м6       минорная   гамма,       натуральный вид       ч8 устно назвать от звука «ля» ­ б3    устно назвать от звука «ля» ­ б6       устно   назвать   от   звука «ля» ­ б2 Блиц­игра (игра победителей­финалистов) консонансы диссонансы одноименные тональности слуховой анализ – б6 Размер,   лад   2­х   голосного примера    м3 устно   назвать   от   звука «си» ­ м3      устно назвать от звука «си» ­ м7 устно назвать от звука «си» ­ ч5  В конце игры называются победители блиц­игры и победители финала, и награждаются орденами «Умники и умницы».  В   3­ем   классе   проведение   игры   «Умники   и   умницы»   способствует   закреплению полученных теоретических знаний, практических и слуховых навыков за 3 года обучения по программным требованиям.  I. Игра начинается представлением жюри и ведущего конкурса.  II. Вступительное слово ведущего о правилах игры. В начале игры проводится отборочный тур игроков и болельщиков. Дается 2 письменных задания:  1. определение на слух интервалов – 4 шт. (проигрывание 2­3 раза) – оценивается в 4 балла;2. исправление 4 ошибок в мелодическом диктанте (8 тактов) – оценивается – в 4 балла.  3. Общая сумма баллов ­ 8.  Для   участия   в   игре   учащиеся   должны   набрать   от   4­8   баллов.   Остальные   учащиеся становятся болельщиками. Болельщики могут принять участие в том случае, если игрок не знает ответ на вопрос; за правильный ответ получает орден. Кто из болельщиков набирает 3 ордена в течение игры, тот может участвовать в финале.  После игры на оставшиеся вопросы тоже отвечают болельщики, отмечаются победители. По наибольшему количеству баллов игроки делятся по 3 человека на команды и занимают свою дорожку:  «красная» ­ 2 шага – самая быстрая, без права на ошибку;  «желтая» ­ 3 шага, с одной ошибкой;  «зеленая» ­ 4 шага – самая длинная, допускается 2 неверных ответа.  Тот,   кто   первым   пройдет   дорожку,   становится   победителем,   и   проходит   в   финал; победитель финала участвует в блиц­игре.  III. По наибольшему количеству баллов игрок первым начинает игру. Каждый учащийся игры занимает свою дорожку, выбирает на плакате одну из позиций:  ­ Лад. Тональность.  ­ Интервалы.  ­ Аккорды.  ­ Метроритм.  Затем отвечает на вопрос по позиции, ответив правильно делает 1 шаг. Для участника «красной   дорожки»   сделавшего   ошибку   предлагается   сыграть   в   ва­банк   (т.е.   забываем неправильный   ответ   и   ждем   правильный   –   подумать   в   стороне   2   минуты).   Ответив правильно на заданный вопрос, игрок «красной дорожки» переходит на 1 шаг вперед.  Вопросы   каждой   позиции   следуют   от   простого   к   сложному,   включая   не   только теоретический материал, но и практические и слуховые задания.  Вопросы по I позиции – Лад. Тональность.  1. Что называется ладом.  2. Разновидность лада.  3. Определение гаммы.  4. Строение мажорной гаммы.5. Спеть гамму ре мажор.  6. Сравнительный анализ – минорная гамма, мелодический вид.  7. Определение тоники, в музыкальном номере, назвать знаки и тонику.  8. Сравнительный анализ – минорная гамма, натуральный вид.  9. Спеть гамму соль минор, натуральный вид.  10. Строение минорной гаммы.  Финал  1. Одноименные тональности.  2. В музыкальном номере определить тональность, назвать параллельную.  3. Переменный лад.  4. Спеть гамму до минор, гармонический вид.  Блиц­игра  1. Параллельные тональности.  2. Назвать к тональности фа # минор параллельную и одноименную.  3. Транспозиция.  Вопросы к болельщикам по I позиции:  Тон, полутон, #, , , устойчивые, неустойчивые, вводные ступени, главные ступени, виды минора, параллельные диезные тональности и бемольные, одноименные тональности к до, ре, фа, соль мажору.  Вопросы II позиции – Интервалы.  1. Определение интервала.  2. Перечислить интервалы.  3. Определить на слух – ч4­б3.  4. Интервал «квинта».  5. Определить на слух – м2­ч1.  6. Построить от звука «ре» ­ м3.  7. Интервал «октава».8. В мелодии найти скачки и назвать интервалы.  9. Определить на слух – б6­ч5.  10. Построить от звука «соль» ­ ч4.  Финал  1. Интервал «септима».  2. Обращение интервала.  3. Интервал «секста».  4. Построить от звука «ми» ­ б2 и ее обращение.  Блиц­игра  1. Определение диссонанса, примеры.  2. В интервальной цепочке найти консонансы, объяснить их значение.  3. Выполнить обращение предложенных интервалов, подписать их.  Вопросы к болельщикам по II позиции:  Чистые интервалы, их обращения; большие интервалы, их обращения; малые интервалы, их обращения. Расшифровать интервалы: б2, м3, ч5, м7, ч8, ч4, м6.  Вопросы для игроков III позиции – Аккорды.  1. Аккорд (определение).  2. Трезвучие (строение).  3. Тоническое трезвучие в ладах.  4. Построить Т53 в до, ре мажоре.  5. В мелодии найти движение по трезучию.  6. М53 от звука.  7. Определить на слух – Б53, назвать строение.  8. Построить t 53 в ми и си миноре.  9. Определить на слух – ув53, назвать строение.  10. Построить Б53 от звука «ля».Финал  1. Главные трезвучия лада.  2. ум53 от звука – строение.  3. Обращения Т53 (t53).  4. Построить обращения Т53 в Ми мажоре.  Блиц­игра  1. Определить на слух главные трезвучия лада, построить их в До мажоре.  2. Построить 4 трезвучия от звука – Б53, М53, ув 53, ум53.  3. Построить главные трезвучия лада в a moll. Вопросы к болельщикам по III позиции:  Трезвучие,   расшифровать   Т53,   S53,   Д53,   Т64,   t6;   ув   53,   ум   53,   построение   Д53   в гармоническом миноре (памятка).  Вопросы к игрокам IV позиции – Метроритм.  1. Определение метра.  2. Определить в мелодии метр.  3. Определение размера.  4. Схемы дирижирования простых размеров. 5. Определить вид группировки. 6. В мелодии назвать паузы. 7. Схема дирижирования сложного размера. 8. Назвать длительности в мелодии. 9. Спеть гамму Ля мажор в ритме 10. Записать ритмический рисунок мелодии (2 такта – ¾). Финал. 1. Прочитать нотный текст с дирижированием. 2. Спеть гамму фа # минор в ритме:3. Записать ритмический рисунок мелодии (2 такта – 4/4).  Блиц­игра  1. Выполните группировку в размере 4/4 (4 такта).  2. Прочитать в ритме мелодию в размере 4/4.  3. Исправить ритмические ошибки в 4/4. Вопросы для болельщиков IV позиции: Пауза, длительности нот, штиль, правописание штилей – исправить ошибки, затакт, сильная доля, такт, темп, метр. В   конце   игры   «Умники   и   умницы»   называют   победителей,   награждают   призами,   среди болельщиков отмечаются лучшие – по количеству полученных орденов.