МДОУ Дашковский детский сад комбинированного вида «Колобок»
Итоговая работа
на тему: «Нетрадиционная форма общения педагога с родителями воспитанников»
Выполнила воспитатель:
Комендантова Юлия Николаевна
март
2018 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………….. 3 стр
1. ФГОС ДО о работе с родителями ……….……..……………....... 5 стр
2. Нетрадиционные формы работы …………………………………. 8 стр
а) Информационно-аналитическая форма……..……………….. 8 стр
б) Досуговая форма ………………………………………………… 8 стр
в) Познавательная форма…………………………………………. 10 стр
г) Наглядно-информационная форма …………………………… 13 стр
Заключение: ………………………………………………………… 21 стр
Список литературы: ……………………………………………….. 23 стр
Введение
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».
В. А. Сухомлинского
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в детском возрасте». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.
В нынешнее современное время, сегодняшняя семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье, в ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Для этого я постараюсь, в своей работе, раскрыть эффективность использования нетрадиционных формы общения с родителями.
1. ФГОС о работе с родителями
Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь
каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время
пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в
основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой
инстанцией на пути ребёнка в жизнь является семья. Она первоисточник и образец формирования межличностных
отношений ребёнка, а мама и папа – образцы для подражания.
Не существует другого такого института, кроме
института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования
будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских
взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие
стереотипы.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
· информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
· обеспечить открытость дошкольного образования;
· создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
· поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
· обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
· создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
· установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
· объединение усилий для развития и воспитания детей;
· создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
· активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трёх направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем её с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на данную тему, которые помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
2. Нетрадиционные формы общения с родителями
Различные формы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия учебного заведения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала и развитие личностного потенциала каждого ребенка. Формы работы делятся на активные и пассивные, на групповые и индивидуальные, а также на традиционные и нетрадиционные. К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно- информационные формы. Рассмотрим каждую в отдельности.
а) Информационно-аналитическая форма
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; индивидуальные беседы; социальный паспорт; переписка по электронной почте; «почтовый ящик доверия» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства); или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам д/с. Цель анкетирования: изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника и выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.
б) досуговая форма
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим родителей - единомышленников.
К досуговым формам относятся:
· Праздники: «Встреча Нового года», «Масленица», «Колядки», «Осенние праздники», «9 мая», «23 февраля», «Праздник воинов Отечества», «Посиделки», «Папа может всё, что угодно», «Праздник мам», «А ну-ка бабушки», «А ну-ка мама», «А ну-ка папы», «Кафе Мамина улыбка», спортивные соревнования «Большие гонки», «Форт Бояр», «Весёлые старты».
· Марафон
«Мама, папа, я – спортивная семья»
«Мама, папа, я – кулинарная семья»
«Мама, папа, я – музыкальная семья»
«Мама, папа, я – рукодельная семья»
· Семейные театры, концерты, игры - конкурсы с участием членов семьи, где дети смотрят на родителей и болеют за них. Родители на празднике могут играть на музыкальных инструментах, петь песни, читать стихи, приносить свои коллекции, предметы быта, награды, проявить свои знания, эрудицию, смекалку в играх: «Ярмарка», «Поле чудес», «Угадай мелодию», «Что, где, когда?», конкурс кулинаров «Сладкий час», «День добрых дел».
Папы и мамы вместе с детьми выполняя творческие задания: «Юный мастер», «Хорошая хозяйка».
Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей.
в) Познавательная форма
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.
Основная роль принадлежит собраниям. Обычно родительские собрания проходят традиционно – доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность – это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо пересматривать формы проведения родительских собраний. Для совершенствования проведения мероприятия можно использовать следующие новаторские формы. Это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания.
Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы активизации родителей.
Нетрадиционные формы собраний.
· Педагогическая мастерская
· Деловая, ролевая игра
· Мастер-класс
· Конференции
· Консилиумы
· Диспуты
· Диалоги
· Дискуссии
· Практикумы
· Тренинги
· Круглый стол
· Вечер – встреч
· КВН
· Конкурсы
· Праздники
· Посиделки
· Дни добрых дел
· Турниры знатоков
· Семинары-практикумы
· Педагогический всеобуч
· Педагогические гостиные
· Школа заботливых родителей
· Видеотека
· Сайт ДОУ, группы, воспитателя
Темы родительских собраний и конференций, где может быть использована нетрадиционная методика
1 младшая группа: «О здоровье - всерьёз», «Зачем детям нужна мама?», «Об упрямстве и капризах», «Игра - не забава»
2 младшая группа: «Будем знакомы», «О гигиене и правилах хорошего тона за столом», «О профилактике детского дорожного-транспортного травматизма», «Истоки доброты»
Средняя группа: «Мужская рука» (собрание отцов), «Путь к здоровью, силе, бодрости», «Пока не поздно» (о воспитании любви к природе), «О любви к живому»
Старшая группа: «Труд - лучший воспитатель», «Семейные традиции», «Азы воспитанности», «О слове, о речи, о культуре общения»
Подготовительная группа: «Помочь учится», «О воспитании интереса к чтению», «Искусство хвалить», «Собрание бабушек и дедушек»
Клубы для родителей
«Дружная семейка»,
«Почитай-ка»
«Семейная академия»
«Молодая семья»
«Художники в пампирсах»
«Родительский университет отцов»
«Здоровичок»
«Если хочешь быть здоров - закаляйся»
«Красота и здоровье»
«В поход всей семьёй»
«Папа, мама, я – спортивная семья»
Семейные игротеки
Развитие мелкой моторики «Весёлые пальчики», 2 мл. гр.
Развитие речи « Весёлый язычок», ср. гр.
Знакомство с буквами «АБВГДейка», стр. гр.
Развитие логики «Логическая кухня», подг.гр.
Групповые консультации
Их можно провести творчески, опираясь на популярные телепередачи: «Педагогическое поле чудес», «Театральная пятница», «Педагогический случай», «Что, где, когда?», «Ток - шоу», «Викторина», «Устный педагогический журнал»
Такой подход позволяет давать родителям более глубокие знания по вопросам воспитания соответственно возрасту детей.
г) Наглядно-информационная форма
Наглядно-информационные формы проводятся с целью ознакомления родителей с работой ДОУ, особенности воспитания детей, формирования у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Они позволяют в нетрадиционном звучании правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.
Открытые занятия
Провидение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по-разному. Например, в одном случае родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в д/с, профессии воспитателя. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т.д. Здесь папы и мамы выступают в качестве партнёров воспитателя. также можно подключить их к участию игровой, досуговой и трудовой деятельности детей. Например, организовать занятия: ИЗО деятельность - «Семейная птица счастья», «Цветок семьи», «Моя малая Родина»; физкультурное - «Лихие матросы»; зарядку с родителями: «Зарядка вместе с мамой», «Зарядка вместе с папой» - где родители в роле тренера.
Родительские уголки
Эта форма работы является традиционной. Для того чтобы она была действительной, помогала активизировать родителей, можно использовать:
· Создание газеты для родителей по каждой группе или по детскому саду с разными рубриками
· Создание библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики .
· Игротеки: «Игры на кухни» и д.р.
· Информационные листы
· Листы активности
Они содержат материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Мероприятия по обмену опытом среди родителей
1. Фотовидео конкурсы: «На лучший спортивный уголок», «Интересные спортивные и подвижные игры» (с участием детей и взрослых)
2. Фотомонтажи :«Вот какие мы большие», «Про меня»
Информационные листы с развёрнутой информацией о каждом ребёнке оформленные родителями совместно с детьми.
3. Выставки, оформленные с родителями: «Наши любимцы» (фото любимых животных), «Мая малая Родина» (конкурс фотографий родного края), «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» (фото детей на свежем воздухе в разное время года)
4. Стенды, оформленные совместно с родителями: «Когда мы были маленькие…» (рассказы мам и пап), «Я умею, я могу, я люблю» (информация об умениях, достижениях, интересах ребёнка), «Устами младенца» (юмористические высказывания детей)
5. Создание родителями альбома после каждого праздника
6. Семейные газеты: «Под крышей дома моего», «А это моё солнышко», «А это мы все на автомобиле едим в отпуск!», «Зимняя мозаика», «С Новым годом!»
7. Создание семейных книжек – малышек
8. Встречи с интересными людьми – это встречи с родителями разных профессий
9. Привлечение пап и мам к участию субботников, озеленении, и постройки снежных городков на территории детского сада, так же принимать участие в смотрах – конкурсах: «Кукольная комната», «Новогодняя гостиная», «Зимние участки», «Спортивные уголки в группах» (нестандартное оборудование), «Сказка на окне».
В состав комиссии по подведению итогов проведенных конкурсов включать родителей воспитанников. Родители могут познакомить детей с культурой своего народа через быт, традиции, фольклор, угощения. Произведения декоративно- прикладного искусства. Родители должны вместе с детьми создавать предметно-развивающую среду в ДОУ и семье.
10. Участие родителей в проектной деятельности:
«Красота и здоровье», «Цветик-Семицветик» (телесно-ориентированные тренинги, тренинг общения, коррекционная гимнастика), «Мой весёлый звонкий мяч» (упр. в парах с мячом, П./и с мячом), «Неболейка» (русские народные и подвижные игры: «В гостях у Айболита»), «Сладкоежки» (дегустация вкусных и полезных блюд из выпечки, игры-забавы), «Воздушные шары», «Спортивная семья», «Вместе с мамой, вместе с папой» (соревнования семейных команд, П./И и игры – эстафеты), «Спортландия», «Здоровичок»
Патриотическое воспитание детей: «Моё имя», «Моя семья», «Семейные традиции» (Семейные праздники, древо семьи, герб семьи), «Моя Родина».
Участия в таких мероприятиях не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. На каждом собрании можно выражать благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.
Можно придумать благодарность в стихотворной форме собственного сочинения: Родители у нас народ прекрасный,
Смысл воспитания для них предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут.
Спасибо вам за труд большой,
За всё что сделано с душой!
В группе папа есть у нас,
Он помощник просто класс.
Пилит, чинит и строгает,
Во всём нам очень помогает.
Папы, мамы молодцы!
Во всём нам помогают.
Белят, красят и поют,
И с нами в игры играют.
Можно отдельно выделить и такие формы, которые направлены на формирование родительской позиции:
Ø Рисование на тему, «Какая я мама?»
Ø Предложение родителей своей концепции воспитания
Ø Анализ собственных педагогических навыков, неудачи
Семья и дети два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов. Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы:
· это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
· это учёт индивидуальности ребёнка;
· это укрепление внутрисемейных связей;
· это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье;
· это возможность учёта типа семьи и стиля семейных отношений.
Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями. При реализации новой системы взаимодействия с семьёй удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьёй.
Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада ещё недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.
· Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
· Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
· Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
· Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.
· При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
· Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
· Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребёнок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
· И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Заключение
Семья и дети два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя. Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка.
Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно. Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества
Список литературы
1. Козлова А.В., Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьей», Творческий центр, Москва, 2005
2. Свирская Л.В. «Работа с семьей: необязательные инструкции», Линка-Пресс, Москва, 2007
3. Обухова Л.Ф., Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С. «Нетрадиционные формы работы с родителями», 2005.
4. «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие» /Сост. Е.С. Демина. — М.: ТЦ Сфера, 2005. —192 с.
5. Кудрявцева Е.Е., Додохина Н.В., Евдокимова Е.С. «Десткий сад и семья: методика работы с родителями».
6. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. - 1998. - №6. - С. 66-70
Ниже представлены некоторые формы проведения нетрадиционных родительских встреч в детском саду:
«Педагогическая лаборатория»
Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На таких встречах обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель–ребенок–детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что воспитатель ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких встречах подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.
«Читательская конференция»
При подготовке мероприятия поводится подготовительный этап, где родителям дается какое-либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За две недели до встречи родителям раздаются материалы на определенную тему, воспитатель просит прокомментировать то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, встреча во второй младшей группе может быть посвящена теме «Кризис 3-х лет».
Родителям предлагается прокомментировать несколько высказываний классиков: как они понимают это высказывание, затем родители и педагоги дают свои советы по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы оформляются в картотеки или альбомы «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей»
«Педагогическая конференция - аукцион»
Подготовка такой встречи проводится так же, как и при проведении педагогической конференции, отличием является то, что обмен опытом проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, воспитатель дает понятие «кризиса трех лет», совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Затем предлагает поделиться родителям опытом, как они преодолевали данный период, или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек, также оформляются в картотеки или альбомы «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей».
«Родительский клуб»
Особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников. Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников. Родительский клуб, как объединение родителей, воспитывающих ребенка, может поставить перед собой, например, следующие задачи:
• Способствовать гармонизации детско-родительских отношений.
• Содействие формированию благоприятного микроклимата в семье, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов.
• Формирование партнерских взаимоотношений родителей с детским садом.
• Содействие личностному и социальному развитию родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности.
Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это может способствовать заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.
«Семинар-практикум»
Не только знакомит родителей с какими-то понятиями, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. На такой встрече могут выступать не только воспитатели, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.
Заранее определяется тема встречи и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и родители или приглашенные специалисты. Например, если встреча посвящена теме детских страхов, то в качестве ведущего такой встречи будет выступать педагог-психолог. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят высказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления, могут обыгрываться небольшие ситуации.
Далее с родителями проводятся мини-тренинг по саморегуляции, демонстрируются игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, что бы родители при возникновении трудностей могли помочь своим детям.
«Душевный разговор»
Такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (например, в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание ситуаций, демонстрацию коротких видеофильмов или видеофрагментов. Особенность такой встречи в том, что в конце общения родителям не дают конкретных рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, тема встречи «Ваш ребенок - левша». С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей, и установить какая степень леворукости у ребенка - слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью. В конце такой встречи, необходимо продумать в какой форме будет происходить рефлексия (получение обратной связи): это может быть анкетирование, обмен мнениями и впечатлениями от встречи и т.д.
«Мастер-класс»
Встреча, подготовленная в форме мастер-класса, предполагает, что воспитатели, родители или приглашенные специалисты детского сада могут провести маленький урок, т.е. поделиться опытом по воспитанию и развитию детей, продемонстрируют свои достижения в той или иной области. Предварительно воспитатель определяет тему встречи, учитывая запросы родителей. Затем можно дать тему нескольким родителям, которые смогут объяснить или продемонстрировать на практике, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться и т.д. В конце встречи подводиться итог. На такой встрече участники дают друг другу практические советы, показывают ролевую сценку, демонстрируют практические навыки (например, воспитатель может показать родителям, как изготовить дидактическое пособие своими руками, как играть в ту или иную игру) и т.д.
«Ток-шоу»
Встреча, организованная в такой форме подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На «Ток-шоу» могут выступать родители, воспитатели, можно пригласить специалистов. Например, тема встречи «Домашние питомцы – плюсы и минусы», участники встречи произвольно делятся на две подгруппы, одна из которых отстаивает мнение о том, что если в доме есть домашние питомцы, то это – хорошо, а другая – мнение что, если в доме есть домашние питомцы, то это – плохо.
Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Все позиции совместно обсуждаются. В конце встречи участникам каждой команды предлагается перейти в другую команду, если они изменили свою точку зрения, или остаться в своей команде. Также можно провести голосование с целью определения, какая же точка зрения победила.
«Тренинг»
Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5-8 занятий. Как правило, он проводится психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства» и др.
Также родительские тренинги могут готовиться в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к истине.
«Игровое моделирование»
Эта форма заключается в ролевом проигрывании проблемных ситуаций семейного воспитания, игровом взаимодействии родителей и детей в различной детской деятельности, моделировании способов родительского поведения, обмене опытом семейного воспитания и др. Положительной стороной подобных форм является то, что они способствуют установлению неформальных контактов с родителями, исключают навязывание готовой точки зрения, нацеливают на поиск собственного выхода из сложившейся ситуации.
Методы активизации родителей:
На родительских встречах нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.
«Мозговой штурм» - это метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
«Реверсионная (мозговая атака) или Разнос» - этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.
«Список прилагательных и определений» - такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить.
Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.
«Ассоциации» - на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, встреча на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.
«Коллективная запись» - каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.
«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен?», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. При этом вводится запрет на критику.
«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда?
Этот метод подходит для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии. Можно также объединять эти вопросы между собой, чтобы получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 4 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители могут увидеть и нестандартные пути их решения.
«Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.