Инновационные формы воспитательной работы в детском объединении
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
23.01.2018
Воспитание - одна из важнейших функций общества. Современному обществу нужны творческие, креативные личности. Воспитать такую личность можно только, если она сама будет принимать активное участие в процессе воспитания. Это возможно только при использовании интерактивных (инновационных) форм работы. В данной статье говорится об основных формах воспитательной работы в детском объединении, которые можно использовать как интерактивные.
Формы и методы воспитательной работы в современной школе.docx
Инновационные формы воспитательной работы в детском
объединении
Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших
времен. Без передачи общественноисторического опыта от одного поколения
другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные
отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его
культуры, существование человеческой цивилизации.
С развитием общества изменяется воспитание: его цель, содержание,
средства, методы и формы.
Основной задачей современных педагогов является воспитание в детях
самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и
поступках, развитие способности к самовоспитанию и саморегулированию
отношений.
Реализовать данную задачу можно только в процессе интерактивного
воспитания. Интерактивный («Inter» это взаимный, «act» действовать) –
означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кемлибо.
Другими словами интерактивное воспитание ориентировано на
взаимодействие обучающихся не только с педагогом, но и друг с другом, с
родителями и на доминирование активности обучающихся в процессе
воспитания.
Интерактивное воспитание возможно только при использовании
интерактивных методов и форм.
Под формой воспитательной работы понимается способ организации
воспитательного процесса, т.е. композиционное построение воспитательного
дела.
Под инновационными (интерактивными) формами воспитательной
работы понимаются такие формы, которые ставят обучающихся в активную
позицию.
Использование инновационными форм воспитательной работы
способствует установлению эмоциональных контактов между обучающимися,
приучает работать в команде, снимает нервную нагрузку, помогая испытать
чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
По характеру взаимосвязи субъектов действия предлагается различать
следующие типы форм воспитательной работы: «защита», «эстафета», «бой»,
«хеппинг».
«Защита» каждая группа (каждый обучающийся) выступает, действует
сама по себе, а объединяет участников только общая тема. Диспут, устный
журнал, презентация.
совместнопоследовательная деятельность. Группы
(обучающиеся) выступают, действуют в последовательности, определяемой
сюжетом, сценарием, правилом. Играпутешествие, экскурсия, квест.
«Эстафета»
«Бой» соревнование между группами (классический пример КВН). «Хеппинг» одновременное взаимозависимое действие обучающихся
без зрителей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра.
Кратко остановимся на основных формах воспитательной работы.
Диспут специально организованное представление в ходе, которого
происходит демонстративное столкновение мнений по какомулибо вопросу
(проблеме).
Дискуссия специально организованный обмен мнениями по какому
либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде
решения. Разновидности дискуссии: «круглый стол», «форум».
Ярмарка — развернутое на определенной площадке совместное
предполагающее вовлечение участников в различные
развлечение,
аттракционы.
Представление в кругу — ритуальное развлечение, которое
разворачивается вокруг какоголибо предмета (новогодняя елка, пионерский
костер и т. п.), предполагающее перемещение участников по кругу.
Ситуационноролевая игра — это специально организованное
мероприятие, в котором участники исполняют строго заданные роли по
определенным правилами в условиях вымышленной ситуации.
Играпутешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра
по станциям», «играэстафета». Данная форма может использоваться для
информирования обучающихся; служить средством отработки какихлибо
умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи
и др.); предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и
навыков.
применяемая как форма организации
соревнования, поможет педагогу сделать шаг на пути сплочения коллектива.
Вообще играпутешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.
Играпутешествие,
Алгоритм проведения игрыпутешествия включает в себя:
подготовку участников к восприятию игрыпутешествия;
сбор – старт;
движение команд по маршруту;
участие команд в организуемой на площадках деятельности;
сбор финиш.
Экскурсия специально организованное передвижение участников с
целью демонстрации им какойлибо экспозиции.
А. Е. Сейтенский так определяет функции участников экскурсии: с
одной стороны организация наблюдений, консультирование, сообщение
необходимых сведений, с другой самостоятельное наблюдение, ведение
записей, фото и видеосъемки.
Наиболее часто организуются учебные и краеведческие экскурсии.
К формам интерактивного воспитания могут быть отнесены следующие:
эвристическая беседа, презентации, «мозговая атака», деловые игры,
тренинги, квесты и т.д. Таким образом, при использовании инновационных форм воспитания
происходит:
взаимодействие обучающихся между собой и педагогом, родителями
(непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать идеи
взаимообучения и взаимовоспитания;
процесс общения «на равных», где все участники такого общения
заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои
идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения, именно
это отражает коммуникативную сторону интерактивного воспитания;
воспитание, основанное на опыте обучающихся, на реальных проблемах
и ситуациях окружающей их действительности;
Обязательные элементы всех интерактивных (инновационных) форм
работы с обучающимися: информация, переживания, действия. Информация
— это то новое и важное, о чем узнают дети, участвуя в том или ином деле.
Переживания — это их эмоциональное восприятие информации и всего
происходящего, оценка, отношение. Действия — это их совместная (друг с
другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает.
Следует помнить, что почти любая форма воспитательной работы
может быть представлена в виде интерактивной.
Инновационные формы воспитательной работы в детском объединении
Инновационные формы воспитательной работы в детском объединении
Инновационные формы воспитательной работы в детском объединении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.