Инновационные изучения на уроках химии
Оценка 4.9

Инновационные изучения на уроках химии

Оценка 4.9
Лекции +1
doc
химия
9 кл
27.01.2018
Инновационные изучения на уроках химии
данная статья называется инновационные изучения на уроках химии. в данной статье говорится какие различные методы можно использовать на уроках для изучения материала. для данной статьи с этими технологиями разработан план урока на тему "железо и его соединения", это очень интересно
брошюра Ксюша.doc
Из опыта работы учителя химии КГУ «Алимбетовской средней школы – детский сад» Каргалинского района Калинкиной К.Н. с. Алимбетовка 2018г. Инновационные технологии обучения химии В настоящее время обсуждаются стратегические направления развития   образования.   Формируется   новая   система.   Ключевой характеристикой этой системы является формирование творческих компетентностей   учащихся.   Я   считаю,   что   результативность образовательного процесса определяют педагогические технологии. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более   эффективных   технологий,   которые   содействуют   развитию творческих способностей учащихся.  Материал   школьной   программы   по   химии   не   развивает творческую   мыслительную   деятельность.   Перед   учителем   химии встаёт проблема, как развивать творческие способности учащихся и формировать   творческие   компетентности?   Поиск   решения   этой проблемы привёл меня к выдвижению  гипотезы, которая и стала ведущей идеей опыта.  Опираясь   на   разработанную   Андреем   Викторовичем Хуторским теорию дидактики, направленную на развитие личности учащихся и их творческую самореализацию, в основе преподавания предмета   химии   я   выстроила   систему   сочетания   инновационных технологий.   Среди   них:   технология   проблемного   обучения, технология   разноуровневого   обучения,   технология   игрового технологии, обучения, информационно­коммуникативные     проектные   технологии,   технологии   интегративного   обучения, образовательная рефлексия учащихся. Задачи:  Использование   современных   образовательных   и воспитательных  технологий в соответствии с возрастными и психологическими особенностями.  Конструирование   среды   для   самореализации   и самоактуализации личности.  Соуправление и самоуправление в достижении цели каждого урока. Для   решения   поставленных   задач   использую   личностно­ ориентированный подход и систему сочетания технологий.  Одна из них технология проблемного обучения. Проблемное обучение пронизывает весь курс химии. Каждый урок становится проблемным.   Учитель ставит проблему, подводит учащихся к её решению. Так, например,  при  изучения   темы  «Глюкоза»  даю  формулу глюкозы. Дети выясняют, какие функциональные группы имеются в ее строении? В молекуле глюкозы есть альдегидная группа. Дети решают   проблему,   если   она   есть,   то   почему   она   не   реагирует   с фуксинсернистой кислотой? В растворе глюкозы имеются молекулы не только с открытой цепью атомов углерода, но и циклические. Молекул   с   открытой   цепью   атомов   углерода   оказывается   не достаточно   для   того,   чтобы   они   проявили   себя   в   реакции фуксинсернистой кислотой. Следующая   технология:  технология   разноуровневого обучения.  Качество   усвоения   предмета   можно   обеспечить технологией   уровневой   дифференциации.   Уровень общеобразовательной   подготовки   постепенно   поднимается   до уровня   повышенной   подготовки,   или   углубленного   изучения предмета. Изучение каждого предмета в школе – не цель, а средство развития ребенка. Для оценки успехов учащихся определяется, как усвоено   содержание:   на   уровне   воспроизведения   фактов,   их реконструирования   или   на   вариативном   уровне   (уровне мыслительных   операций).  Пример  проверочной   работы   по   теме: «Химические реакции» Вариант 1. (Включает задания репродуктивного уровня).  Поставьте пропущенные коэффициенты в следующих уравнениях:  1) Zn + O2  2) Ag + S  →  Zn O;    3) Fe + Cl  Ag→ 2 S;    4) Na + Cl2  2   → →  Fe Cl 3   Na Cl 2 Вариант   2.  познавательной деятельности учащихся). (Включает   задания   частично­поискового   уровня Напишите уравнения, поставьте пропущенные коэффициенты:  →  Mg O;     1) Mg + ?  3) ? + Cl2  2) ? +  ?  Al→ 2 S3 ;       4) ? + O2  →  Al Cl  Na→ 2 O 3 Вариант   3.  (Включает   задания   исследовательского   уровня познавательной деятельности учащихся). Напишите   названия   веществ   и   уравнения   реакций,   с   помощью которых их можно получить: 1) FeCl2 ;        2) ZnCl2 ;        3) P2 O5 ;         4) Al2 S3 Следующая технология ­ технология игрового обучения. Она способствует   повышению   интереса   учащихся   к   различным   видам учебной деятельности и познавательной активности. Игру как метод обучения люди использовали с древности. В своей практике я часто использую игровые технологии, провожу уроки – игры.  Например, при изучении органической химии в 10 классе: урок­соревнование по   теме   «Предельные   углеводороды»,   школа   детективов «Углеводороды»,   урок­путешествие   «Покорение   вершины   горы Спиритус фенолюс».  Использование  информационно­коммуникационных технологий  открывает   новые   перспективы   и   возможности   для обучения   химии.   Использование   компьютерных   программ, анимации, позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно.  Компьютерные   телекоммуникации   –   это   особое   средство обучения и форма общения. Они многофункциональны, оперативны, доступны   и   продуктивны.   Предоставляют   возможность   для творческой   самореализации   учащихся   и   индивидуальной образовательной траектории.   Интерес у детей вызвали Интернет­ проекты   по   химии   и   дистанционные   эколого­биологические олимпиады.  Среди   инновационных   педагогических   средств   и   методов профильного обучения, особое место занимают технологии метода проектов. Метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения   –   создает   условия   для   сотрудничества   в   сообществе исследователей,   тем   самым   помогает   обучаемому   стать талантливым   учеником.     Средством   использования   всех вышеперечисленных   педагогических   технологий  интеграция.  является Давно   было   замечено,   что   не   только   плохо   успевающие,   но даже   многие   отличники   совершенно   не   соотносят   сведения   о внешнем мире, полученные на одном уроке со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках. Дети часто не связывают   воедино   и   разрозненные   факты,   полученные   в   рамках одного предмета.  Интеграция:   помогает учащимся усвоить факты и явления, общую картину мира;  устраняет разобщённость школьных предметов;  повышает интерес учащихся к учению;   повышает практическую направленность обучения. Интеграцию провожу на двух уровнях: 1.   На   уроках   осуществляется   связь   химии   с   математикой, биологией,   физикой,   географией   и   ОБЖ.   Литературные   отрывки придают   изучаемому   материалу   особую   привлекательность, развивают   интерес   учащихся,   логическое   мышление,   а   так   же способствуют эвристической деятельности учащихся на уроке.  2.  Интегрированные  уроки   –  второй  уровень  интеграции,  он создает   условия   для   развития   интереса   учащихся   к   предмету. Пример: 10 класс: «Кислородсодержащие органические вещества». На уроке осуществляется интеграция химии, биологии, экологии, «Нуклеиновые кислоты» ­ интеграция химия, биология. Способность резюмировать информацию в нескольких словах – это важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на   богатом   понятийном   запасе.   С   этой   точки   зрения   интересна творческая   форма   рефлексии   –  синквейн.  Слово   синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна:  2. В   первой   строчке   тема   называется   одним   словом   (обычно существительным).  3. Вторая   строчка   –   это   описание   темы   в   двух   словах   (двумя прилагательными).  4. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).  5. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).  6. Последняя   строка   –   это   синоним   из   одного   слова,   который повторяет суть темы.  Например, На уроке 10 классе «Кислородсодержащие органические вещества», где проходила интеграция химии, биологии и экологии, рассматривались   вещества   –   экорегуляторы.   Рефлексия   урока проводилась в форме синквейн. 1. Вещества. 2. Кислородсодержащие, органические. 3. Привлекают, предупреждают, защищают. 4. Загадочные способы общения в природе. 5. Феромоны, алломоны Подводя   итог   представленного   опыта   «Инновационные технологии обучения химии» проведем рефлексию – синквейн. 1. Технологии (тема) 2. Инновационные, интерактивные (описание темы) 3. Развивают, активизируют, способствуют (описание действия). 4. Развивают творческую мыслительную деятельность (отношение к теме). 5. Компетентность (синоним, повторяющий суть темы) Таким   образом,  применяя   инновационные   технологии   мы повышаем   компетентность   учащихся,   развиваем   творческую мыслительную деятельность, активизируем способности, повышаем эффективность   обучения   предмету.   О   чём   говорят   результаты итогам   годовой   аттестации   за   последние   три   года.   Наблюдается позитивная динамика. "Пришелец из космоса". Урок в 9­м классе по теме: "Железо и его соединения" Цели урока:   в процессе исследования изучить физические и химические свойства железа и его соединений;  развивать дальнейшие умения составлять молекулярные и ионные уравнения химических реакций;  учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы;  развивать познавательную деятельность через заданий и посредством эксперимент развивающего характера;  развивать коммуникативные качества личности. Метод обучения: проблемно­поисковый Организационные   формы: практическая работа, сообщения учащихся   беседа,   самостоятельная   и Средства   обучения: реактивы, медиапроектор.   таблицы,   химическое   оборудование   и Программное   обеспечение:   компьютерная   презентация   к   уроку (Приложение №1) Эпиграф к уроку:  Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Все от песчинок малых до планет ­ Из элементов состоит единых. С. Щипачев  I. Введение в тему. Вступительное слово учителя. Ребята!   Сегодня   мы   с   вами   отправимся   в   далёкое   путешествие, чтобы познакомиться с Пришельцем из космоса. А какой металл считается   Пришельцем?   Почему   его   так   назвали?   Во   время путешествия   нам   предстоит   сделать   несколько   остановок   по требованию. II. Первая остановка “Космическая” (появление железа на Земле). Сообщение ученика. Знакомство человека с железом произошло в давние времена. Есть основания полагать, что образцы железа, которые держали в руках первобытные люди, были неземного происхождения. Входя в состав некоторых   метеоритов   ­   вечных   странников   океана   Вселенной, случайно нашедших приют на нашей планете, ­ метеоритное железо было   тем   материалом,   из   которого   человек   изготовил   впервые железные изделия. Железо в самородном состоянии встречается на земле   главным   образом   в   виде   метеоритного,   “космического” железа. ­ 18 октября 1916 года вблизи с. Богуславки Дальневосточного края наблюдали падение метеорита, два его осколка весили по 256 кг. ­ 1920 год ­ Юго­Западная Африка, метеорит “Гоба” весом около 60 тонн. ­ 30 июня 1908 г. упал знаменитый Тунгусский метеорит весом 50 тыс. тонн.  III.   Вторая   остановка.   “Составление   визитки   для   железа   как химического элемента” (работа в парах). Учитель:   Работая   с   Периодической   таблицей   химических элементов, составьте визитную карточку для железа по алгоритму: Порядковый номер: Период: Группа: Подгруппа: Электронная формула:  (После работы в парах на экране появляется слайд № 1 “Визитная карточка”), учитель выслушивает ответы учащихся. ?  Исходя   из   строения   атома   железа,   определить   его   валентные электроны. Учитель. Железо имеет 8 валентных электронов (два из них на 4s­ и шесть на 3d­АО). Однако валентность 8 для железа не характерна; неустойчивы   и   соединения   с   шестивалентным   железом,   например производные железной кислоты H2FeO4, являющиеся сильнейшими окислителями. Обычно железо проявляет валентности равные двум и трем и соответствующие степени окисления. ? Какими свойствами обладает железо как простое вещество? (Учитель предлагает совершить следующую остановку). IV. Третья остановка “Физические свойства”( работа в парах). Учащиеся   работают   с   учебником,   справочной   литературой   и записывают в тетрадь характерные физические свойства: Цвет: Металлический блеск: Твердость: Пластичность: Теплопроводность: Электропроводность: Плотность: Температура плавления: Железо ­ серебристо­белый или серый металл, твердый, с высокой   теплопроводностью   и   электропроводностью, пластичностью, плотность   его   равна   7,87   г/см3,   тугоплавкий­1540?С.   Это   самый распространенный химических элементов в природе. В земной коре его массовая доля составляет 5,1%. Учитель проверяет выполненную работу в виде беседы с классом. ? Какими ещё свойствами обладает железо? Учитель.  Да,   в   отличие   от   других   металлов,   железо   способно намагничиваться, оно обладает ферромагнетизмом. Демонстрация опыта: намагничивание железных опилок. ? Какова активность железа? Учитель обращает внимание учащихся на электрохимический ряд напряжения металлов. Для того, чтобы узнать активность железа по отношению к другим веществам, мы совершаем с вами очередную остановку. V.   Четвёртая   остановка.   Экспериментальная.   “Химические свойства железа”. Учитель. Железо взаимодействует как с простыми, так и сложными веществами.   Предлагаю   вам   провести   эксперименты   с   серой, соляной кислотой, сульфатом меди, объяснить свои наблюдения и составить уравнения химических реакций. ?  Чем является железо в данных уравнениях реакций? (На экране появляется второй слайд).  1. Fe + S = FeS 2. Fe + 2HCI = FeCI2 + H2 3. Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu Fe0 ­ 2e = Fe+2 (восстановитель) ?  Что   вы   наблюдали   при   проведении   третьей   реакции?   (Железо вытеснило медь из раствора сульфата меди). ? Действует ли вода и кислород на железо? Учитель.  При   обычных   условиях   вода   не   действует   на   железо, однако, в присутствии кислорода протекает следующая реакция: (на экране появляется слайд №3) Fe(OH)3v ­ гидроксид железа (III) ­ основная часть ржавчины. Для протекания данной реакции необходимо одновременно присутствие воды и кислорода, в противном случае коррозия так и не наступит. Известно, что в течение многих столетий стоит знаменитая железная колонна в столице Индии Дели. Почему? (Там сухой воздух). Учитель.  Предлагаю   учащимся   провести   опыт:   реакцию   обмена между   сульфатом   железа   (II)   и   гидроксидом   меди,   записать уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде (на экране появляется слайд № 4). Учитель   предлагает   учащимся   вновь   вернуться   к   полученному осадку и посмотреть на изменение цвета. ? Как изменился цвет осадка? Что произошло? Учитель.  Соединение   железа   двухвалентного   неустойчиво   и окисляется,   превращаясь   в   соединение   железа   трехвалентного бурого цвета (слайд № 5). ? Может вытеснять железо водород из воды? Да, может, но только при сильном нагревании (запись на доске). Fe + H2O = FeO +H2 Fe0 ­ 2e = Fe+2 ­ восстановитель ­ окисление 2H+ + 2е = Н2 ­ окислитель ­ восстановление ?  Какие два оксида образует химический элемент железо?  (FeO и Fe2O3) ? Какими свойствами они обладают? (Основными). При окислении железа в высокотемпературном режиме образуется железная окалина: 3 Fe +2O2 = Fе 3O 4 Учитель.  Что   вы   узнали   во   время   данной   остановки?   Какими свойствами   обладает   железо   как   простое   вещество?   Сделайте вывод. VI. Остановка № 5. “ Подумай!” (слайд № 6). (Письменная   работа,   в   результате   которой   учащиеся   должны написать возможно протекающие реакции). VII. Остановка № 6. “Значение железа” (сообщение ученика) Биохимики раскрывают огромную роль железа в жизни растений, животных   и   человека.   Входя   в   состав   гемоглобина,   железо обуславливает красный цвет этого вещества, от которого, в свою очередь,   зависит   цвет   крови.   В   организме   взрослого   человека содержится 3 г железа, из них 75% входят в состав гемоглобина, благодаря   которому   осуществляется   важнейший   биологический процесс   ­   дыхание.   Железо   необходимо   и   для   растений.   Оно участвует  в   окислительных  процессах  протоплазмы,  при  дыхании растений и в построении хлорофилла, хотя само и не входит в его состав. Железо издавна применяется в медицине для лечения малокровия, при истощении, упадке сил. ­ Железо   железнодорожного   транспорта,   основа   всей   металлургии,   судостроения,   машиностроения,   грандиозных инженерных   сооружений   ­   от   башни   Эйфеля   до   ажура железнодорожных   мостов.   Все,   все   ­   начиная   от   швейной   иглы, гвоздя,   топора   и   кончая   паутиной   железных   дорог,   плавающими крепостями ­ авианосцами и линкорами ­ и огнедышащими домнами, где   рождается   само   железо,   ­   состоит   из   железа.   Железо   ­   это металл созидания! YIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.  В   завершении   путешествия   поделитесь   своими Учитель. впечатлениями.   Для   этого   допишите   предложения,   посвященные сегодняшнему уроку: Сегодня я узнал (а)______________________________________ Я удивился (лась)_______________________________________ Теперь я умею _________________________________________ Я хотел (а) бы __________________________________________ Домашнее   задание:   на   основе   материала   учебника   (§   37)   и опорного конспекта составить рассказ по данной теме Список литературы 1. Учебник «Химия - 11», О.С. Габриелян - 2001; 2. «Дидактический материал по химии », А.М. Радецкий - 2001; 3. «Задачи по химии для старшеклассников», Новосибирская государственная медицинская Академия – 2001 4. Кузьмиченко, Еремин Н. Е.Начальная химия, современный курс для поступающих в вузы. - М.: федеральная книготорговая компания, 1999 5. Штремплер, Хохлова Методика решения расчетных задач по химии. 8-11 кл.-М.: Просвещение, 2000.

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии

Инновационные изучения на уроках химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2018