Инновационные технологии в дошкольном образовании.
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
Детсад
22.01.2018
Конспект по ознакомлению с окружающим
в старшей группе с использованием
инновационной технологии
Тема: «Грибы»
Цель: создание условий для ознакомления с грибами, различения съедобных и ядовитых грибов.
Задачи:
Обучающие: учить различать и называть грибы, отличать съедобные от ядовитых.
Развивающие: развивать универсальные учебные действия (формулировать «детскую» цель; формировать уверенность детей в собственных силах, развить мыслительные операции, создать условия для приобретения детьми опыта фиксации затруднений и достижений, развивать положительную самооценку.
Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения к животным, отзывчивость.
Оборудование: игрушки белка и бельчонок, муляжи грибов, корзина, плакат «съедобные и ядовитые грибы», настольно-печатная игра «Что в лукошке», компьютер, мультимедийная доска, проектор
Ход:
1.Введение в ситуацию.
Вновь пришла на землю осень,
Блещет неба синева, я непрошенную гостьей в лес осенний забрела,
здесь у всех свои заботы, у зверей свои дела:
утепляет дом ежиха, белка шишку сорвала.
в острых зубках мышь лесная тащит гладкий желудёк,
и на зиму припасая, прячет желудь в погребок,
только двери я открыла кленов ярко-золотых
притаились тотчас звери возле домиков своих.
Только белка не боится, в руки просится она!
Что такое? Что случилось? Белка! У тебя беда?
Да, у меня беда. Я не успела сделать запасов на зиму, как теперь зиму пережить, не знаю.
Воспитатель:
-Ребята, сможем мы белке чем-нибудь помочь?
Дети предлагают помощь:
- Давайте поможем белке сделать запасы на зиму.
2.Актуализация знаний и умений.
Воспитатель:
- Чем питаются белки?
Дети:
- Шишками, орехами, грибами.
Воспитатель: - Что из этого проще собирать?
Дети: - Проще собирать грибы.
Воспитатель: - Много знаете грибов.
Дети отвечают.
Воспитатель: Тогда вы без труда отгадаете загадки про грибы.
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются... (опята)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются... (лисички)
Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется... (рыжик)
Точки белые на красном —
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор —
Не срывайте... (мухомор)
Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще (подберёзовик)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я – (подосиновик)
Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов!
Белый гриб.
Воспитатель предлагает собрать грибы, дети ищут муляжи грибов в группе под искусственными елками и кладут их белке в корзинку.
3.Затруднение в ситуации.
Белка:
-Ой, ребята, вы собрали все грибы подряд: съедобные, несъедобные. Мой бельчонок может отравиться.
Воспитатель:
- Ребята, почему некоторые грибы несъедобные?
Дети отвечают.
- Извини, белка, мы сейчас все исправим: ребята, какие грибы ядовитые, какие надо убрать?
Дети могут неправильно ответить.
Воспитатель:
- Почему не можем выбрать ядовитые грибы?
Дети:
- Не знаем, какие из них ядовитые.
Воспитатель:
- Что нужно нам узнать?
Дети:
-Нужно узнать, какие ядовитые, а какие съедобные.
4.Открытие нового знания.
Воспитатель:
- А как это можно узнать?
Дети:
- Посмотреть в интернете, поискать в книге, спросить взрослого или белку и т.д.
Воспитатель:
- У меня есть плакат. Будем сравнивать каждый гриб с картинкой на плакате и сортировать: съедобные – в корзинку, несъедобные – в ведро.
Дети по одному подходят к корзинке и сортируют грибы. Затем отдают корзину со съедобными грибами белке.
Белка:
- Спасибо, вам, дети!
5.Включение нового знания в систему знаний ребенка.
Давайте, поиграем в игру «Съедобные, несъедобные».
Дети встают в круг. На головах ободки с картинками грибов.
-Дружно мы в лесок пойдем
все грибы мы соберем
сыроежки и поганки-
все, что видим, подберем.
Дети разбегаются, встают в два круга. В одном кругу ядовитые, в другом-съедобные. Белка проверяет правильность выполнения задания. Затем дети меняются ободками.
А теперь со своим дружком
поменяйтесь-ка грибком.
Ободочки вы снимите
и друг другу подарите
Игра повторяется 2-3 раза.
6. Осмысление.
Воспитатель:
- Как мы помогли белке?
Дети:
-Мы собрали грибы.
Воспитатель:
-Чему сегодня научились?
Дети:
-Научились отличать грибы съедобные от ядовитых.
Воспитатель: Если у вас настроенье хорошее, то дружно хлопайте в ладоши. А теперь похлопайте в ладоши те, кто научился отличать грибы съедобные от несъедобных.
Молодцы.
Белочка в знак благодарности дарит сердечки.
Инновационные технологии в дошкольном образовании.
В последнее десятилетие для развития дошкольного образования характерны
инновационные процессы. А. А. Майер отмечает, что основным механизмом
оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение
инноваций, способствующих проявлению качественных изменений в деятельности
дошкольного образовательного учреждения.
Инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию, освоению,
использованию и распространению новшеств.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие
педагогической технологии.
Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего
изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными
технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не
существующего компонента.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены
на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция
ребенка в воспитательнообразовательном процессе, отношение к ребенку со стороны
взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над
ним, а вместе!». Его цель содействовать становлению ребенка как личности. А
педагогические технологии способствуют этому.
Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов
обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного
результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в
современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо
изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные
технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы
образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической
деятельности.
Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном
образовании:
• научные исследования;
• социокультурная среда — потребность дошкольных образовательных учреждений в
новых педагогических системах;
• творческая вариативность педагогов;
• заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии
детей.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным
методологическим требованиям (критериям технологичности).
Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию,
включающую философское, психологическое, дидактическое и социально
педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса,
взаимосвязи всех его частей, целостности. другими
Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования,
проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами
и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения
определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения
(повторения,
воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных
учреждениях,
субъектами.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы
организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые
оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети,
сотрудники, родители) ДО осуществляется на основе современных образовательных
технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности
• технология исследовательской деятельности
• информационнокоммуникационные технологии;
• личностноориентированные технологии;
• технология портфолио дошкольника и воспитателя
• игровая технология и др.
Здоровьесберегающие педагогические технологии
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия
педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном,
психологическом, биоэнергетическом.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности
сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по
здоровому образу жизни.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы
формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических
технологий зависит:
• от типа дошкольного учреждения,
• от продолжительности пребывания в нем детей,
• от программы, по которой работают педагоги,
• конкретных условий ДО,
• профессиональной компетентности педагога,
• показателей здоровья детей.
Выделяют
здоровьесберегающих технологий:
• медикопрофилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья
детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским
требованиями и нормами, с использованием медицинских средств — технологии
организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей,
профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
следующую классификацию
(применительно к ДО) • физкультурнооздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление
здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания,
дыхательной гимнастики и др.);
• обеспечения социальнопсихологического благополучия ребенка (обеспечивающие
психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение
эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка
в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;
• технологии психологопедагогического сопровождения развития ребенка в
педагогическом процессе ДОУ);
• здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие
культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на
развитие потребности к здоровому образу жизни;
• сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и
спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика,
динамические паузы, релаксация);
• образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно
ориентированного воспитания и обучения);
• обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных
занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола»,
проблемноигровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж);
• коррекционные (арттерапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия,
психогимнастики и др.)
К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и
педагогическую технологию активной сенсорноразвивающей среды, под которой
понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных
инструментальных и методологических средств, используемых для достижения
педагогических целей.
Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социальноличностного опыта посредством включения
детей в сферу межличностного взаимодействия.
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у
дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому
типу
мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без
использования ТРИЗтехнологии (технологии решения изобретательских задач).
Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам
предлагается проблемная задача, которую можно решить, чтото исследуя или проводя
эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
эвристические беседы;
постановка и решение вопросов проблемного характера;
моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
наблюдения; опыты;
фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой
деятельности;
«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
подражание голосам и звукам природы;
использование художественного слова;
идактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
трудовые поручения, действия.
Содержание познавательноисследовательской деятельности
1. Опыты (экспериментирование)
• Состояние и превращение вещества
• Движение воздуха, воды
• Свойства почвы и минералов
• Условия жизни растений
2. Коллекционирование (классификационная работа)
• Виды растений
• Виды животных
• Виды строительных сооружений
• Виды транспорта
• Виды профессий
3. Путешествие по карте
• Стороны света
• Рельефы местности
• Природные ландшафты и их обитатели
• Части света, их природные и культурные «метки» — символы
4. Путешествие по «реке времени»
Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной
цивилизации (например, Египет — пирамиды)
История жилища и благоустройства
Информационнокоммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от
мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые
требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования:
образования с использованием современных информационных технологий (компьютер,
интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогамидошкольниками задачи:
• Идти в ногу со временем
• Стать для ребенка проводником в мир новых технологий
• Наставником в выборе компьютерных программ
• Сформировать основы информационной культуры его личности
• Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений
работы детского сада в контексте информатизации. Требования к компьютерным программам ДО:
• Исследовательский характер
• Легкость для самостоятельных занятий детей
• Развитие широкого спектра навыков и представлений
• Возрастное соответствие
• Занимательность
Классификация программ:
• Развитие воображения, мышления, памяти
• Говорящие словари иностранных языков
• Простейшие графические редакторы
• Игрыпутешествия
• Обучение чтению, математике
• Использование мультимедийных презентаций
Преимущества компьютера:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей
огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
• обладает стимулом познавательной активности детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность
в себе;
• позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной
жизни.
Ошибки при использовании информационнокоммуникационных технологий:
• Недостаточная методическая подготовленность педагога
• Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
• Бесплановость, случайность применения ИКТ
• Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы,
кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со
сценариями праздников и других мероприятий.
Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты
и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только
вносить необходимые изменения.
Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности
образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в
процессе проведения родительских собраний.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями.
Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать
на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс
в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Инновационные технологии в дошкольном образовании.
Инновационные технологии в дошкольном образовании.
Инновационные технологии в дошкольном образовании.
Инновационные технологии в дошкольном образовании.
Инновационные технологии в дошкольном образовании.
Инновационные технологии в дошкольном образовании.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.