Инновационные технологии в системе начального школьного образования.
Оценка 4.9
Лекции
docx
классное руководство
4 кл
07.02.2017
В январском Послании Главы государства народу «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» отмечено: « К 2015 году должна полноценно функционировать Национальная инновационная система, а к 2020 году - она уже должна давать результаты в виде разработок, патентов и готовых технологий, внедряемых в стране». Поэтому внедрение современных информационных технологий, соответствующих международным образовательным стандартам, а также обеспечение всех необходимых условий для плодотворной работы учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения являются стратегическими приоритетами в сфере образования. Ведь информационные технологии помогают преподавателям вывести учебный процесс на качественно новый уровень
Инновационные технологии в системе начального школьного образования..docx
Инновационные технологии в системе начального школьного образования.
Антонова Белла Валерьевна учитель начальных классов КГУ «СОШ №32» г.Семей
Задача сегодняшней школы помочь каждому ребенку добиться успеха в жизни воспитать
обучить компетентного человека, который мог бы оригинально мыслить самостоятельно находить
информацию анализировать, и его главное человек быстро меняющий мира принимать верные
решения самореализоваться. В начальных классах важнейшим условием заинтересованного
отношения ребенка к учебе к предмету является личность учителя его увлеченность своим делом, а
также умение поддерживать веру в силу и возможности каждого ребенка, общение с детьми в форме
обнадёживающего сочувствия, умение переживать беду ученика как свою собственную, умение
сотрудничать с учащимися при выполнении того или иного задания. Творческая атмосфера в классе
возможна только в том случае, если ученик не боится ошибиться, не боится допустить оплошность.
Поэтому, учителя младших классов должны сделать всё возможное, чтобы труд детей был
радостным, а уроки интересными. Для этого нужно использовать в работе наиболее эффективные
приемы и средства обучения. Инновационные технологии помогут развить личностные качества.
Возникла потребность и необходимость не только в объёме получаемой информации, но в развитии
творческих способностей оперативно находить, усваивать и пользоваться ею. Лишь в этом случае
можно говорить с реальной социальной адаптации человека, о воспитании свободной, творческой,
адаптивной личности.
В условиях современной школы творческий учитель должен уметь использовать
разнообразные педагогические технологии.
Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе
способствует эффективной подготовке учащихся к восприятию нового материала, активизирует их
познавательную деятельность, повышает мотивацию учения. Урок, построенный на опережающей
основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал.
Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе
Проблемная технология предполагает раскрытие того способа, который приведет к проблемному
знанию. Следовательно, ученик должен уходить с урока с проблемой. Если в начале урока,
предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на разрешение
проблемы, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как
была поставлена проблема.
Технология, предполагающая построение учебного материала на личностно смысловой и
эмоциональнопсихологической основе. Личностносмысловая организация учебного процесса предполагает создание эмоциональнопсихологических установок. Прежде чем изучать, например,
теоретический материал, учитель посредством яркого образа воздействует на эмоции детей,
создавая у них отношение к тому, о чем пойдет речь Учебный процесс оказывается личностно
ориентированным. Данная технология направленна создание эмоциональнопсихологических
установок посредством ярких образов. Именно учащиеся младших классов в большей степени
склонны фантазировать, представлять воображаемые реальные и нереальные предметы, объекты,
ситуации. Технология предполагает создание эмоциональнопсихологического фона, на котором
развертывается основное содержание урока: в ряде точек она пересекается с известными методами
внушения, погружения, мозговой атаки. В качестве педагогического фактора используются
интеллектуальные и нравственные эмоции.
Наиболее эффективна в работе учителя начальных классов технология предполагающая
построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, на игровой основе. В процессе
практической деятельности учащихся имитируют реальную действительность, которая помогает
вписать учебный процесс в контексте реальной жизнедеятельности детей. Игра сильнейшее
средство социализации ребенка, включающее в себя как социальноконтролируемые процессы
целенаправленного воздействия их В становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и
норм, присущих обществу так и спонтанные процессы, влияющие на формирование личности. Игры,
используемые на уроках, могут выполнять различные функции, что помогает учителю применять их
по назначенью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны,
общечеловечны. Такие игры выполняют функцию меж национальной коммуникации. ОДНА из
основных функций игры самореализация детей в игре. Именно в этом плане учащимся важен сам
процесс игра, а не её результат, конкретность или достижение какойлибо цели.
Большое применение в учебном процессе в современной школе находят технологии,
предполагающие построение учебного процесса на взаимной основе. Это коллективные способы
обучения, специфика которых состоит в соблюдении следующих принципов:
наличие сменных пар учащихся;
их взаимообучение;
взаимоконтроль;
взаимоуправление.
В ученическом коллективе все учат каждого, и каждый учит всех.
Групповые технологии также помогают учителю осуществлять творческий, продуктивный
способ преодоления трудностей в педагогическом взаимодействии. В условиях групповой работы
происходит преобразование, перестройка позиций личности, изменяются ценностные установки, смысловые ориентиры, цели обучения и самого взаимодействия каждого из участников учебного
процесса. В условиях совместной работы наиболее полно и отчетливо раскрывается система
отношений школьника к миру, одноклассникам, к самому себе. Эта форма работы не позволяет ему
оставаться пассивным в учебном процессе, безразличным к другим членам группы, к выполняемому
заданию, стимулирует такие важные способы взаимодействия, как групповая дискуссия,
сотрудничество, взаимопомощь, преодоление замкнутости учеников.
Принципиально важным моментом для понимания сущности педагогической технологии
является определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение ребенка со стороны
взрослых. Здесь можно выделить такой тип технологии, как личностно ориентированная
технология.
Данная педагогическая технология ставит в центр всей системы личность ребенка,
обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её
природных потенциалов.
Личностноориентированная технология характеризуется:
гуманистической сущностью;
психотерапевтической направленностью;
ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В центре внимания педагога уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к
максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная
на осознанных и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Таким образом, особенностью образовательного процесса становится ориентация на
личностноориентированное обучение, становление и развитие духовнонравственной сферы
человека. Иными становятся задачи учителя «Не поучать, а побудить, не оценить, а
проанализировать». Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а
становится источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
В условиях современной школы большое применение в среде учителей начальных классов
нашла такая педагогическая технология, как развивающее обучение.
В основе методики развивающего обучения Л.В.Занкова лежит научное убеждение,
высказанное Л.С.Выготским, о том, что «...обучение может идти не только вслед за развитием, не
только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем
новообразования».
Хорошо известные принципы обучения (гармонического развития личности, научности,
наглядности, доступности, сознательности, систематичности, последовательности, прочности и др.) дополняются принципом проблельности; объяснительнорепродуктивный и информационно
поисковый методы исследовательским методом обучения. В поурочном планировании к
обучающей цели урока добавляются развивающая» и «воспитывающая».
Особая роль при изучении общего психического развития школьников отводится таким его
формам, как: анализирующее наблюдение, отвлеченное мышление и практические действия. Кроме
того, «к общему развитию ребенка, конечно, относится и то, что входит в содержание понятия
«развитие» в его всеобъемлющем значении: движение от простого к сложному, от низшего к
высшему, движение по восходящей линии, от старого качественного состояния к новому, более
высокому качественному состоянию, процесс обновления, рождения нового, отмирание старого».
Заслуживает внимания и гуманноличностная технология Ш.А.Амонашвили. Целевые
ориентации технологии Ш.А.Амонашвили определяются следующим образом:
• способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека
путем раскрытия его личностных качеств;
облагораживание души и сердца ребенка;
развитие и становление познавательных сил ребенка;
обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
идеал воспитания самовоспитание.
Особую роль в технологии Ш.А.Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка.
Использование отметки очень ограничено, ибо отметки это «костыли хромой педагогики»; вместо
количественной оценки качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение
самоанализу, самооценка.
Урок ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и
спонтанную, и организованную жизнь детей (урок творчество, урок игра).
Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Как он работает,
и как понимают его ученики.
И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики
обучения и используемые педагогические технологии. Нетрадиционные педагогические технологии
повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого
сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство
собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и самое
главное приносят радость.
Дайте же ребенку возможность на уроке осознать свою социальную значимость, духовную
красоту к благородство поступков, и школьная «обязаловка», как в сказке, превратится в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.
Инновационные технологии в системе начального школьного образования.
Инновационные технологии в системе начального школьного образования.
Инновационные технологии в системе начального школьного образования.
Инновационные технологии в системе начального школьного образования.
Инновационные технологии в системе начального школьного образования.
Инновационные технологии в системе начального школьного образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.