Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках
истории и обществознания через использование
технологий личностно-ориентированного обучения
Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из задач – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Необходимым условием достижения современного образования является реализация компетентностного подхода.
Именно в связи с этими процессами муниципальным общеобразовательным учреждением – средней общеобразовательной школой №7 была разработана Программа развития, в процессе реализации которой предполагается выстраивание модели адаптивной школы, где в основе лежит личностно-ориентированный подход к ребенку. Работа в данном образовательном учреждении позволила мне познакомиться с теоретическими основами личностно-ориентированных подходов к обучению, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Особенно благодатными в этом направлении являются предметы обществоведческого цикла, которые я преподаю. Ведь именно они вооружают человека знанием исторического опыта, что позволяют ему правильно оценивать современные социальные и политические процессы; способствуют формированию активной гражданской позиции.
Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся во – первых, умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт, во-вторых, изучение сфер жизни общества предполагает наличие различных точек зрения ( противоположных) Все это приводит к определённым трудностям. Наблюдения показали, что многие учащиеся не обладают культурой чтения, не размышляют над полученной информацией. Затрудняются ответить на проблемный вопрос, вести диалог, аргументировано представлять собственную точку зрения
Таким образом, педагогическая практика показала, что существует ряд проблем, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное развитие коммуникативных компетенций.
Это определило выбор темы моей работы Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания через использование технологий личностно-ориентированного обучения
Актуальность работы связана прежде всего с наличием самой проблемы, что нашло отражение в законодательных актах, стандартах 2 поколения программы основного и общего образования по истории.
Определение основных проблем в обучении истории и обществознания позволили мне сформулировать задачи, которые необходимо решить:
Противоречия |
Задачи |
1. Несоответствие увеличения количества информации, ее объема физическим возможностям учащихся ее перерабатывать и усваивать. |
- создать условия для формирования умений структурировать, систематизировать информацию - сочетать различные методы, приемы современных технологий, обеспечивающих оптимальное усвоение информации. |
2. Разногласие между общечеловеческими ценностями, определяющими человека-гражданина, и информацией СМИ, негативно влияющей на мировоззрение детей. |
- создать условия для формирования у учащихся умения осуществлять осознанный выбор действия в пользу нравственных установок |
3. Ограниченность стандарта общеобразовательной подготовки учащихся по отношению к их задаткам, склонностям, интересам. |
- интенсивно включать в образовательный процесс возможности дополнительного образования - обеспечить предпрофильную подготовку и профильное обучение учащихся |
Цель работы – Формирование высших уровней коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания через комплексное использование дидактических условий, создание системы коммуникативных ситуаций в урочной и внеурочной деятельности.
Объект работы –коммуникативная компетентность учащихся старших классов
Предмет работы – условия формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания .
Гипотеза работы– если построить образовательный процесс на уроках истории через создание практико-ориентированных ситуаций, то это позволит сформировать у учащихся коммуникативные компетенции, что повысит качество образования, в том числе создаст условия для социализации обучающихся
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены и решались следующие задачи: 1.Определение уровней коммуникативной компетентности обучающихся в учебной деятельности на уроках истории и обществознания.
2. Выделение качественных критериев сформированности уровней коммуникативной компетентности учеников;
3. Организация необходимых дидактических условий для формирования высших уровней коммуникативной компетентности в учебной деятельности.
4. Создание дидактического инструментария как средства формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения учащихся старшей школы;
Ожидаемые результаты:
-овладение обучающимися навыками поиска, систематизации исторической и иной информации,
-умение структурировать материал из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема, карта),
-умения конструктивно общаться( формулировать собственную позицию, принимать доводы противоположной стороны, вести диалог).
-способность к эффективной презентации своего проекта
Новизна и практическая значимость
n Определении комплекса дидактических условий, позволяющих сформировать у обучающихся высшие уровни коммуникативной компетентности.
n Разработка и использование коммуникативных ситуаций на уроках истории и обществознания.
n Подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации учащихся в форме ЕГЭ.
Разработка данной темы осуществлялась поэтапно:
На 1 этапе – изучение литературы, проведение диагностики комм. компетенций, разработка методики формирования кк
Теоретической основой работы стали педагогические идеи и теоретические подходы:
-Личностно-ориентированное обучение Якиманской И.С., которое ставит приоритет решения учебной задачи на личностном уровне
Принципы компетентностного подхода Хуторского А.В., Бондаревской Е.А., предполагающие формирование не только системы ЗУН-ов, но и готовность об-ся использовать их в личном опыте;
-теория развивающего обучения (Л.С.Выгодский, согласно гипотезе, которого знания являются не конечной целью обучения, а средством развития учащихся; А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин), в соответствии с ней ребенок является полноправным субъектом деятельности,
-технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо, направленная на активизацию индивидуальных умственных процессов, развитие аналитического мышления обучающихся.
2 этап –практический :
Использование эффективных методик, направленных на формирование комм компетенций, создание материальной базы –медиатеки, базы интернет-ресурсов, презентаций; технологической карты умений, составляющих основу КК, сборника Сборник учебно-методического и дидактического материала(памяток, схем, характеристик) для обучающихся и учителей обществоведческих дисципли . Создание дидактического инструментария как средства формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения учащихся старшей школы;
Формирование КК обучающихся осуществляются мною поэтапно 4-й уровень- творческая компетентность – создание культурных и социально-востребованных продуктов.
3-й уровень- продуктивная компетентность- самостоятельное создание индивидуального культурного продукта
2-й уровень- репродуктивная компетентность - репродуктивная деятельность выполняется учеником по памяти или по конкретно заданному алгоритму.
1-й уровень - неосознанная компетентность - вся работа ученика на уроке построена только на подсказках учителя.
через использование в учебно-воспитательном процессе методов и приемов деятельностных технологий личносто-ориентированного обучения: проектной, интерактивной, проблемного обучения, технологии критического мышления как средств достижения 4 уровня творческой компетентности. Этому способствуют используемые мною приемы проблемного обучения (проблемные вопросы, задачи, ситуации, лекции и эксперимент),составлены тематические подборки проблемных заданий и задания творческого характера по истории России с древнейших времен до конца 19 в.
Для развития способности учащихся исследовать и осмысливать факты, события, овладеть навыками поиска, обработки и систематизации информации, перевода из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема, карта) использую методы Займи позицию (шкала мнений) ПОПС – формулу, метод 6 шляп технологии критического мышления, с помощью которой школьник учится вырабатывать свой взгляд на вещи, видеть чужое мнение, вырабатывать коммуникативные навыки общения.
Изучение истории и обществознания невозможно без активной работы с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником. Чтобы работа была эффективной, составила сборник правил и рекомендации по работе с исторической и иной информацией, способствующих формированию коммуникативных компетенций обучающихся. Материалы используются как непосредственно на уроке, так и для выполнения самостоятельной домашней работы учеников.
Формированию коммуникативной компетентности способствуют приемы интерактивного обучения позволяющие организовывать обмен мнениями: «круглый стол», «судебное заседание», «заседание экспертной группы» и другие.- т.е. проведение деловых учебных игр в ходе которых, учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получали бы в действительности; ораторскими умениями, искусством ведения полемики.
Из опыта работы пришла к выводу, что наиболее полно способствует формированию коммуникативной
компетентности проектная технология. На своих уроках применяю
различные виды проектов; информационные и исследовательские;
Мини-проекты (в формате «мозгового штурма» анализа документальных источников. На
уроках обществознания по темам «Политика как деятельность», «Наука и ее роль в
современном мире», «Предпринимательство» ставлю перед учениками задачу – )создать
модель современного политика, ученого, предпринимателя. Проекты средней
продолжительности по темам о культуре, эпохе, в форме защиты (презентации) на
уроке. Долгосрочные проекты по проведению исследования по проблеме. (Рынок
труда в бел районе, государство в помощь семьям, социальный проект Приютово) Перед
выполнением проектов предлагаю разработанный инструкционный материал, чтобы
ребята научились выполнять работы в определенной общепринятой
последовательности.
Исследовательскую работу веду в тесном сотрудничестве со школьным музеем на краеведческом материале. При этом стараюсь научить ребят творческому сотрудничеству с людьми, которые могут дать интересную историческую информацию. Результатом является участие в школьных, районных краеведческих конкурсах, работа лекторской группы при подготовке и проведении тематических бесед и классных часов, оформление и систематизация музейных экспонатов, воспоминаний очевидцев, исторических событий.
Формированию коммуникативной компетентности способствует и организация проектной деятельности во внеурочное время на элективных курсах (Правовое регулирование экономики, роль личности в истории русского государства, права ребенка и его защита) Я практикую такие формы учебных занятий при изучении элективных курсов — работа с научными и публицистическими текстами, дискуссии, беседы, интерактивные лекции, исследования.
Большое значение уделяю информационно-коммуникативной деятельности, в рамках которой учащиеся под моим руководством овладевают умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации информации, выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной деятельности.
Таким образом, сочетание разнообразных приемов современных технологий личностно ориентированного обучения их систематическое применение на уроках проявляется у учащихся в виде сформированных навыков публичных выступлений, умений формировать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к чужому мнению, подбирать и обрабатывать информацию. Ученикам старших классов не составляет труда написать реферат, участвовать в работе над проектом, самостоятельно организовывать свою учебную деятельность. И как следствие формирования информационно-коммуникативной компетентности у учащихся повышается интерес к процессу обучения, а значит и качество знаний, что видно из получаемых результатов.
Применяя на практике разнообразные формы учебных занятий:( проблемные семинары, практикумы, лабораторные занятия, уроки-прототипы деловых) как средства достижения КК обучающихся я занимаюсь созданием собственных и использованием готовых мультимедийных презентаций уроков ( для демонстрации их через компьютер и мультимедийную установку на большой экран.) Всего по разным курсам истории и обществознания их в моем арсенале более 200, которые использую на разных этапах урока, в том числе проверки знаний в игровой форме и тестовом варианте. Активное участие в разработке и создании презентаций принимают также мои ученики, полученные ими в ходе работы над созданием мультимедийных презентаций навыки и способы деятельности и являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования информационной и коммуникативной компетентностей. Учащиеся создали базу данных исторических документов, карт, исторических деятелей и др., что облегчает поиск.
Разработки уроков, внеклассных мероприятий, презентации, методические рекомендации, инструкции и программы по этапному формированию коммуникативной компетентности обучающихся на уроках истории и обществознания размещены на портале
Опыт работы по теме Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания через использование технологий личностно-ориентированного обучения обобщен на методическом совете школы, РМО учителей истории и обществознания
Педагогическая диагностика результативности работы учителя
Цель исследовательской работы направлена на формирование коммуникативной компетенции у учащихся.
В связи с поставленной целью и гипотезой исследования мной были проведены диагностики по выявлению уровня сформированности ключевых компетенций у учащихся через: анализ выполненных проектов по заданным критериям; интерес учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности; анкетирование учащихся; наблюдение за учеником; тестирование межличностных отношений, эмоционального климата в коллективе; сравнение результатов учащегося по возрастным этапам; портфолио достижений учащегося; участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах.
- Изучение показало, что 64% учащихся обладают высоким уровнем социальной адаптированности, то есть они готовы к интеграции в общество с принятием его социальных, нравственных и политических законов. Исследование включало в себя диагностические методики: опросник «личностный рост» для уч-ся 9-11 кл. –разработан научными сотрудниками института образования и педагогики РАН Григорьевым Д.В. , Кулешовой И.В., Степановым П.В. ; методика для изучения социализированности личности учащегося – разработана профессором Рожковым М.И.
-
Количественные характеристики, представленные в самообобщении опыта, имеющие положительную динамику, позволяют сделать вывод о том, что поставленная гипотеза верна Разработанная программа формирования предметных и общеучебных умений, инструкционный материал, методы диагностики позволяют решить основную задачу – повышение качества образования.
Повышение интереса школьников к исследовательской и общественной деятельности. Учащиеся активно участвуют в научно-практических конференциях, в городских, республиканских конкурсах исследовательских и творческих работ:
Учитель МБОУ СОШ № 7 Л.Ф.Зарипова
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.