Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
ГО Верхняя Пышма
Инновационный педагогический проект
Метод коллажа как технология и средство формирования творческих способностей младших школьников
Автор: Апаликова Наталия Александровна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2023 г.
Краткая аннотация проекта
В проекте «Метод коллажа как технология и средство формирования творческих способностей младших школьников" рассматривается реализация метода графического коллажа как средства формирования творческих способностей, представлены основные этапы работы над коллажем.
Проектирование уроков с использованием коллажа обеспечит решение проблем, связанных с формированием компетенций обучающихся, обеспечит развитие их способностей для жизни в современном обществе и творческую самореализацию. Материалы проекта помогут педагогам обеспечить формирование у детей активности, самостоятельности, творческого начала; реализовать личностноориентированное развитие.
Содержание:
1. Введение.
2. Целесообразность и новизна проекта.
3. Теоретические основы использования метода коллажа в образовательном процессе начальной школы.
4. Этапы реализации проекта.
5. Критерии ожидаемого результата.
6. Заключение.
7. Список литературы.
8. Приложение
1.Введение
В информационный век и век высоких технологий резко изменилась жизнь людей. Теперь для успешности молодого поколения в современной жизни требуются новые знания, новый подход к их получению и дальнейшей реализации. Осуществление новых запросов общества на начальной ступени обучения возлагается на учителя начальных классов. Он должен находиться в центре школьной жизни. Повышается его роль и растут требования к его профессиональным качествам.
С введением ФГОС изменяются цели и задачи обучения.
Учитель должен привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй относится формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Ведущее место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
2. Целесообразность и новизна проекта.
Первоочередная задача, стоящая перед учителями заключается в проектировании среды, способствующей пробуждению творческой активности в поисках адекватных способов управления в ней, перестройки предметных методик обучения. Учитель становится не ведущим, а направляющим, организующим учебную деятельность.
Встает вопрос, какую форму для обучения использовать, чтобы мотивационный потенциал был направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы. Итак, ребенка нужно прежде всего заинтересовать, обучение следует проводить в естественной форме.
Одной из эффективных форм обучения является прием коллажирования, он позволяет ознакомить обучающихся с любым тематическим материалом.
Воспитание творческого отношения к делу понимается, как умение видеть красоту в обыденных вещах, способность креативно мыслить, подавать информацию в нестандартном виде. Использование информационных технологий открывает новые перспективы в творческом образовании, создает предпосылки для модернизации образовательной сферы. Этим обусловлена актуальность выбранной методики.
3.Теоретические основы целесообразности использования метода коллажа в образовательном процессе начальной школы.
Вопросами использования информационно-коммуникационных технологий в образовании занимались Н. Апатова, Т. Архипова, В. Безуглый, Н. Белявина, Н. Бойко, Н. Сосницкая, М. Желдак. Теоретические положения развития творческих способностей рассматривали в своих трудах А. Лук, Р. Немов, Я. Пономарев С. Рубинштейн, Б. Теплов. Первыми исследователями, которые дали определение этому средству обучения и описали некоторые формы работы с ним, были немецкие методисты Б.-Д. Мюллер (1983) и М. Зикманн(1989). Публикации отечественных
авторов (М.А. Нефедова, Н.А. Сухова) базируются преимущественно на положениях работ немецких коллег и во многом повторяют их.
Цель проекта – разработка методики формирования творческих способностей обучающихся начальной школы путем использования технологии коллажирования.
Задачи проекта:
1. Исследовать и обосновать целесообразность использования приема коллажирования в учебном образовательном процессе.
2. Выявить пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием метода коллажа на уроках в начальной школе.
3.На основе полученных данных разработать комплекс уроков с применением данной методики коллажирования.
4.Повышение профессионального уровня педагогов в части формирования интеллектуально-творческого потенциала обучающихся в условиях развивающей и технологичной образовательной среды.
Коллаж — это наглядное вспомогательное средство обучения, методический прием, который предполагает последовательное наращивание лексического фона какоголибо ключевого понятия. Использование технологии коллажа как средства обучения кардинально расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Несомненным плюсом в такой работе является то условие, что каждый ученик, даже самый слабый и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить активность и самостоятельность, собственную фантазию и творчество. Такой вид работы имеет большую общеобразовательную ценность, поскольку направлен на формирование у младших школьников социальной компетенции, то есть способности самостоятельно действовать, выбирая стратегию своей работы на развитие чувства ответственности за конечный результат, умение публично выступать и аргументировано проводить презентацию конечного результата. Мне как учителю начальных классов, в своей педагогической деятельности, хотелось бы выделить эту технологию в собственной работе с детьми младшего школьного возраста, чаще всего коллаж применяется на этапах диагностики усвоения темы и рефлексии. Коллаж можно применять, для понимания, того, что нового для себя узнали дети в течение урока, так и для определения эмоционального состояния детей в конце урока, ими можно пользоваться в практической работе с детьми на всех школьных предметах, так как с их помощью у ребенка:
-расширяется словарный запас,
-развиваются связная речь,
-зрительная память, -логическое мышление.
Коллаж как метод обучения способен реализовывать важнейшие педагогические функции:
развитие эстетического вкуса и художественного воображения;
- развитие конструкторского мышления;
- знакомство с понятием «технология» как поэтапного выполнения задания;
- умение создавать красивые и эстетически грамотные композиции;
- формирование колористического восприятия;
- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков;
- умение обрабатывать и подавать информацию в сжатом, лаконичном виде;
- навыки планирования деятельности;
- умение предвидеть конечный результат и оценивание результата труда.
Доказано, что человек интеллектуально развивается и работает более продуктивно только в той сфере деятельности, которая приносит ему моральное удовлетворение и вызывает гордость за проделанный труд. В настоящее время существует множество различных методов и программ по развитию творческих способностей человека. Требуется рациональный подход к выбору оптимальных методов по времени и перспективам на полученный результат. Следует отметить, что в процессе создания графического коллажа человек имеет непосредственную возможность работать с необходимыми ему ресурсами, имея при этом полноценный зрительный контакт и возможность наблюдать за протекающими изменениями в их свойствах. Это свойство позволяет реализовать важнейший принцип педагогики – наглядность.
Суть метода коллажа заключается в эмоционально-образном воплощении и проектировании образа. Сегодня коллаж является основным приемом при создании объектов разнообразного назначения – полиграфическая и рекламная продукция, обучающие плакаты и буклеты, объекты предметно-пространственной среды.
Важно отметить, что автору в работе над графическим коллажем с помощью ИТ технологий не требуются специальные навыки рисования. Эта особенность позволяет открыть творческие способности человека, которые ранее были ему недоступны.
Коллаж позволяет снять шаблонное восприятие, расширить диапазон поиска гармонии и контрастов в окружающем мире и художественном творчестве. Метод коллажа направлен на снятие ограничений восприятия, касающихся цвета, формы, фактуры и текстуры предметов.
Создавая графический коллаж, используя компьютерные технологии, автор имеет возможность быстро менять его параметры (положение, оттенок, непрозрачность, резкость и т.д.), выбирать наилучшие варианты, всегда имея возможность моментально вернуть прошлый результат, что существенно экономит время и дает возможность добиться наилучших результатов. Проделывая данные операции множество раз, человек может уже мыслимо воображать, какое изображение будет выглядеть лучше и какие изменения следует провести для оптимального результата. Данный метод формирует эстетический вкус человека, вырабатывает его индивидуальный стиль, и развивает творческое мышление.
Коллаж – универсальное средство методико-педагогического, образовательного воздействия на учащихся, характерными признаками которого являются оригинальность формы и содержания. Как средство обучения, коллаж отвечает всем требованиям, предъявляемым к нему:
выступает в материальной форме, являясь орудием труда ученика и учителя;
- ориентирован на цели обучения, выполняя функцию внедрения комплекса целей и задач в практику;
- воплощает в структурно-схематической форме определенный объем содержания, связанного с ключевым понятием коллажа;
- соответствует современным методическим направлениям, основываясь на наиболее прогрессивных частно-методических принципах (коммуникативная необходимость и достаточность, учебно-методическая целесообразность, тематикоситуативная соотнесенность);
- является конечным результатом приёма коллажирования, его фиксированным отражением.
Совершенствование навыков коллажирования заключается в оптимизации приёмов работы над учебным заданием и самостоятельным художественным или техническим произведением. В этом контексте коллаж является универсальным, мобильным методом поиска композиции и образно-пластического языка произведения, а также способом создания самостоятельного проекта.
Коллажирование – универсальный и многоступенчатый процесс, предполагающий
- отбор материалов изобразительного, графического и текстового ряда;
- организацию отобранных материалов в блок-коллаж,
- работу по изучению предметных и материалов блока-коллажа с целью формирования адекватного представления о ключевом понятии;
- непосредственное дизайнерское исполнение коллажа и представление результатов деятельности.
По форме коллаж напоминает плакат или стенгазету. В центре находится ключевое понятие-ядро, а вокруг него располагаются понятия-спутники, составляющие его фоновое окружение. По содержанию коллаж характеризуется информативность и наглядностью – обилие картинок, изображений, короткой разноплановой текстовой информации, наличие схем, диаграмм, связей.
Коллажирование реализуется посредством создания визуальной модели, которая включает в себя определенные этапы: I. Подготовительный:
-Определение цели моделирования.
-Определение сценария полного цикла моделирования.
-Выбор информационной среды, в которой будет реализовано визуальное моделирование.
-Подготовка списка статических визуальных моделей.
- Определение цветовых и тональных отношений.
II. Основной:
- Задание палитры и системы визуальной передачи.
- Задание параметров представления ракурсов и масштабов.
- Изготовление шаблона.
- Работа над эскизом.
III. Завершающий:
- Доработка композиции в соответствии с первоначальным или видоизмененным замыслом.
Оценка и презентация художественного продукта (оформление, экспонирование).
Метод коллажного эскизирования является эффективным в педагогической практике и позволяет активизировать творческое мышление на стадии композиционного замысла .
Изготавливая коллажи, обучающиеся проявляют свои творческие способности, умение работать со словарями, справочниками, научно-популярной литературой, а также навыки работы с электронными ресурсами. Дети представляют большое количество ярких, оригинальных, интересных по содержанию коллажей. Коллаж является одним из эффективных методов в работе с современными детьми, у которых преобладает клиповое мышление. Работа с коллажем, сама по себе подразумевает быстрое переключение с одного смыслового объекта на другой, а это означает, что у учеников в процессе такой работы развиваются такие умения, как: быстро переключаться на новую задачу, быстро входить в незнакомую ситуацию и все это является необходимым условием для подготовки школьников к жизни в современном мире.
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
1 |
Прогностический этап: • изучение теоретических основ применения метода коллажа в образовании; |
I четверть |
Самостоятельно составлять коллажи, используя интернет, дети могут со II полугодия 2 класса. Для детей 1 класса такая работа ещё трудна. Дети маленькие, составление самостоятельно коллажей на уроках для них будет сложным процессом и потребует большого количества времени. Поэтому этот прием я советую вводить в виде творческой домашней работы, выполняемой совместно с родителями. А уже во 2 классе данную работу можно применять непосредственно на уроках.
4. Сроки реализации инновационного проекта: учебный год.
Участники проекта:
-обучающиеся начальных классов
-родители
-учителя
Материально-технические ресурсы:
• классный кабинет;
• ноутбук; мультимедийная установка, экран, проектор, ИД
• Интернет - как источник необходимой информации Этапы реализации проекта.
Проект реализуется в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «СОШ № 4». На каждом этапе проекта решаются свои задачи.
|
• определение объекта и предмета; • предварительная диагностика классного коллектива. |
|
2 |
Организационный этап: • разработка методики использования метода коллажа на уроках и во внеурочное время; • проведение пробных уроков с использованием метода коллажа; |
II четверть
|
3 |
Практический этап: • внедрение метода коллажа на уроках начальной школы • диагностика классного коллектива. |
учебный год |
4 |
Обобщающий этап: • проведение итоговой диагностики классного коллектива; • пропагандирование результатов деятельности в педагогическом коллективе своей школы и педагогических коллективах других школ. • разработка методической базы на следующий учебный год. |
учебный год |
5.Результаты по достижению цели, критерии результативности
Разработанный и внедрённый мной уже с первого класса педагогический проект принёс свои результаты.
Результат достижения цели педагогического проекта складывается из двух составляющих: количественной и качественной.
Количественное выражение мы получим, отталкиваясь от выполнения нами конкретных задач проекта, а именно, по факту наличия или отсутствия всех проведённых уроков с применением метода коллажа.
Качественное выражение результатов проекта учитель отслеживает для себя, чтобы убедиться, помогают ли используемые средства достичь поставленных целей. Так, как минимум, учащиеся всего класса справились с комплексными итоговыми проверочными работами, требуемыми ФГОС. А как максимум, благодаря внедрённой методике, дети в своём развитии показали существенные положительные сдвиги:
Результаты участия обучающихся в очных предметных олимпиадах в учебном году.
Предмет, уровень |
ФИО ребенка |
Результат (занятое место) |
Документы (материалы) подтверждаю щие результаты |
|
|
|
(при наличии высоких результатов) |
Очная олимпиада «Математика» среди участников образовательных учреждений |
Асеева Вера
Огородников Денис
Решетникова Вика
Погодин Никита
Бахматова Валерия |
Победитель
Победитель
Победитель
Призёр
Призёр |
диплом
диплом
диплом
диплом
диплом |
Очная экспресс- олимпиада «Примеры» по математике среди участников образовательных учреждений |
Асеева Вера
Погодин Никита |
Абсолютный победитель победитель |
диплом
диплом |
Очная олимпиада «Русский язык» среди участников образовательных учреждений |
Решетникова Вика |
Победитель |
диплом |
Очная олимпиада «Супер - русский язык» среди участников образовательных учреждений |
Огородников Денис |
Победитель |
диплом |
Очная викторина « В гостях у сказок Пушкина» среди участников образовательных учреждений |
Исаев Андрей
|
Призёр
|
Диплом
|
Очная олимпиада «Выражения» по математике среди участников образовательных учреждений |
Кукош Денис |
Призёр |
диплом |
Очная метапредметная олимпиада «Выше радуги» среди участников образовательных учреждений |
Асеева Вера Погодин Никита |
Победитель Победитель |
Диплом диплом |
Очная экспрессолимпиада « Скорочтение» среди участников образовательных учреждений |
Решетникова Вика |
Победитель |
Диплом
|
Он-лайн олимпиада образовательной платформы Учи.ру по математике |
29 участника |
14победителей, 8 призёров |
дипломы |
Он-лайн олимпиада образовательной платформы Учи.ру по математике |
28 участников |
4 победителя, 2 призера |
дипломы |
Результаты участия обучающихся в конкурсах, смотрах, концертах, соревнованиях и др. мероприятиях как в очной, так и в дистанционной форме в учебном году.
6.Заключение.
Повышение активности, массовое участие в различных мероприятиях и конкурсах на школьном, городском, всероссийском уровне можно считать эффективным показателем формирования личностных результатов учащихся. В дальнейшем эта работа будет продолжена. Этот проект я планирую реализовывать и в дальнейшем. Надеюсь, что дети будут более приспособленными к жизни, сумеют планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми. Для меня, как для учителя, эта работа дала возможность роста профессионализма, дополнительную возможность сотрудничества с коллегами, а также возможность построения новых отношений с учениками. Участие и победа учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня, защита проектов различных направлений – важнейший итог реализации моего педагогического проекта.
Литература
1.Апатова Н.В. Информационные технологии в начальном образовании. – М., 1994 г.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974. – 392 с. 3. Беспалова М.С. Техника коллажирования как способ развития умений монологической речи на уроках английского языка // Новые технологии в обучении иностранным языкам : сборник статей региональной научно-практической студенческой конференции. – Омск : Изд-во Ом. гос. университета, 2012. – 92 с. 4. Векслер А.К. Коллаж в системе профессиональной подготовки художникапедагога: Дис. канд. пед. наук. – Петербург, 2011. – 278 с.
5. Векслер, А.К. Коллаж в системе дополнительного образования. Автореферат [электронный ресурс] http://www.dslib.net
6. Волкова А.И. развитие творческих способностей учащихся. – М.: Просвещение, 1994 г
7. Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009 г.
8. Кривохижа Ю. А., Павлова Е. С., Степанова О. А. Эффективные методы и приемы работы с учащимися начальной школы на уроках русского и английского языка (из опыта работы) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч.
конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 138-141.
9. Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе.
«Начальное образование» №1 2003.г
10. Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников. «Начальная школа». № 4 2006г.
10.Рыжкина И.Б. Образовательные возможности коллажа как дидактического средства: междисциплинарный подход. Образование и наука. 2014(№6):113-133. 11. Русакова Т.Г., Шлеюк С.Г., Левина Е.А. Коллаж как метод в системе профессиональной подготовки студентов дизайнеров // Вестник ОГУ. – 2014. - №5 (166. – С. 194 – 199.
12. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе[Текст]/О.Н.Хижнякова – M. 2006.
13. Шорыгин С. М. Визуальное моделирование в информационных технологиях // Перспективы Науки и Образования. – 2014. – №6(12). – С. 19 – 25.
14. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. – СПб.: Лань, 1999. – 524 c.
Приложение
Интернет-ресурсы
1. AVATAN | Фото Коллаж | Бесплатно Онлайн
Вы можете создать фотоколлаж, объединив свои любимые фотографии вместе, также сделать стиль Вашего коллажа таким, какой Вам захочется, поменяв, например, текстуру или цвет. Можно объединять друг с другом огромное количество фотографий. Удобный интерфейс позволит Вам легко вставлять и удалять фото в ячейки коллажей. И все это Вы можете делать в режиме онлайн абсолютно бесплатно!
2.Photovisi
Бесплатный и легкий в использовании онлайн-инструмент создания фотоколлажей без регистрации. Выберите один из множества шаблонов коллажей, добавьте ваши фотографии, а затем оформите коллаж, перетаскивая объекты так, как вам захочется. После того как коллаж будет создан, его можно скачать на свой компьютер и распечатать. Сервис на русском языке.
3. WebInpaint
Очень простой и эффективный в работе сервис для коррекции фотоизображений.
4. artPad
Простой графический сервис для рисования с помощью мышки.
5. Befunky
Редактирование фотографий, создание коллажа. Необходима регистрация.
6. Blingee
Вставка объектов, блесток, анимации и комментариев в ваши фотографии на русском языке. Не требуется регистрация.
7. Doink
Сервис для создания несложной мультипликационной картинки. Имеется инструкция по работе.
8. Thisissand
Рисование цветным песком. Не могу придумать область применения, но процесс затягивает.
9. vRamke онлайн сервис фоторамок для ваших фото.
10. Яндекс фотосервис
Предназначен для создания своих фотоальбомов и размещения их на сайтах и блогах.
11. Яндекс краски открытки онлайн
Сервис для создания графического изображения. Предложено множество различных инструментов и элементов дизайна, в том числе и с встроенной анимацией.
12. Gidrolan
Огромное количество шаблонов, фонов, векторных изображений в отличном качестве и на любую тематику (очень много картинок на школьную тему). Красивые шрифты, шаблоны и видеоуроки по работе с фотографиями.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.