Управление образования администрации г. Оренбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Подросток»
Д/К «Огонёк»
Инновационный проект
Тема: ИКТ как средство познавательной активности учащихся на уроках по развитию речи.
|
Автор: Тимофеева Марина Михайловна– педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
|
г. Оренбург
2019
Оглавление
1. Анализ ситуации. 3
2. Цель и задачи инновационной деятельности. 4
3. Идея проекта. 4
4. Адресат программы.. 5
5. Основные этапы и сроки реализации проекта. 5
6. План реализации проекта по этапам. 7
7. Показатели реализации проекта. 9
Приложение. 12
Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации», профессиональных стандартах педагога дополнительного образования детей и взрослых. Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы.
Социализация ребенка в современном обществе, его жизненное и профессиональное самоопределение невозможны без активного применения ИКТ технологий.
Развитие познавательной активности детей
определяются реальными потребностями системы дополнительного образования. Познавательная активность понимается не
только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как
поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством
взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия,
сотрудничества, сотворчества. Поэтому педагогу важно в процессе обучения,
поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для
самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат
взаимодействия ребенка с той или иной информацией. Именно присвоение информации
через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных
ситуациях и порождает знание. Под познавательной активностью детей дошкольного
возраста подразумевается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка,
направленная на познание окружающей действительности.
В современных условиях, решая проблему
познавательного развития, нельзя не оценить возможности широкого внедрения
новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную
деятельность дополнительного образования.
Достоинство применения ИКТ в обучении является повышение качества образования, познавательной активности учащихся за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.
Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс в дополнительном образовании и повысить его эффективность по формированию творческой активности учащихся.
Проект ориентирован на социальный заказ обучающихся и родителей в области художественного образования, формирования эстетических ценностей, трудовых навыков и создания условий для творческого самовыражения.
Инновационный проект «ИКТ как средство формирования творческой активности на занятиях по вязанию» представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных мероприятий (по ресурсам, срокам и исполнителям), направленных на развитие творческой активности учащихся через ИКТ – технологии.
Цель:
Повысить уровень познавательной активности учащихся средствами ИКТ.
Задачи:
· Изучить научную литературу по разрабатываемой проблематике.
· Проанализировать специфические условия применения ИКТ в учреждении дополнительного образования детей.
· Внедрить в образовательный процесс объединения социально-педагогического ИКТ.
· Разработать авторские ИКТ для применения в объединении «От звука к букве».
Преимущества внедрения информационных технологий при формировании познавательной активности у учащихся на занятиях:
1.ИКТ даёт возможность
расширения использования электронных средств обучения, так как они передают
информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и
способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика
занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти,
воображения, творческих способностей детей;
3.Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему
запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление
детей. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или
сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков
природы; работу машин по вязанию и т.д.);
5.Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой
исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно
или вместе с родителями;
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные
возможности.
Проект составлен с учётом возрастных особенностей учащихся 5-7 лет.
5 – 7 лет - этот период характеризуется интенсивным речевым развитием детей. Наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок активно пользуется всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования, дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения. В связи с этим в содержание программы включены упражнения на развитие грамматического и лексического строя речи.
Наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то на занятиях используются упражнения на развитие звуко-слоговой структуры слов.
Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий.
К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. К семи годам учащийся овладевает речью как полноценным средством общения.
ЗАДАЧИ каждого из этапов |
||
1.Анализ литературы по организации инновационной деятельности в дополнительном образовании. 2. Создание и разработка необходимых методических и дидактических материалов по организации ИКТ в детском объединении |
1.Апробировать ИКТ технологий 2. Внедрить в образовательный процесс ИКТ технологий |
1. Анализ деятельности педагога по организации работы с учащимися с использованием ИКТ 2. Выявление круга проблем, возникших в ходе реализации темы проекта, разработка путей решения |
Первый этап - подготовительный или аналитико – проектный предполагает анализ программы развития УДО и детского объединения в частности в области инновационной деятельности, имеющейся материально – технической базы.
На этом этапе планируются:
v изучение методической литературы по использованию ИКТ в образовательной деятельности;
Таким образом, подготовительный этап должен завершиться переходом на ИКТ технологии деятельности.
Второй этап – внедренческий или организационно – практический (самый трудоёмкий и продолжительный) включает в себя построение модели инновационного образовательного пространства на основе применения ИКТ с целью формирования познавательной активности учащихся. Этот этап предполагает:
Ø апробацию инновационных педагогических ИКТ технологий;
Ø методическую помощь в реализации новых технологий, повышение профессионального мастерства педагогов;
Третий этап – завершающий или рефлексивно – обобщающий предполагает подведение итогов работы педагога по использованию ИКТ в ходе формирования познавательной активности у учащихся на занятиях по развитию речи, на каких этапах реализации проекта использовались ИКТ, какие виды занятий с ИКТ применялись, какие из них наиболее эффективны и на каком этапе.
На завершающем этапе осуществляется:
w анализ деятельности педагога по использованию ИКТ;
w определение проблем, возникших в ходе реализации проекта и выявление путей их решения.
Обязательным на этом этапе являются разработка рекомендаций по дальнейшему внедрению инновационных форм работы в других УДО и распространение инновационного опыта работы педагога на различных уровнях (публикации, выступления, семинары, участие в конкурсах и т.д.).
этап |
Мероприятия |
Сроки |
Результат |
Ответственный |
подготовительный |
Анализ имеющейся материально- технической базы и методического оснащения образовательного процесса |
Сентябрь - декабрь 2019 |
Составление списка необходимой методической литературы и мультимедийного оборудования |
Тимофеева М.М.
|
Создание информационной карты инновационной деятельности. Создание информационного банка дидактических и методических материалов по организации проектно – исследовательской деятельности |
Январь-март 2019 |
Информационная карта. Информационный банк данных |
Тимофеева М.М.
|
|
Приобретение оборудования
|
В течение года |
Созданная материально - техническая база |
Тимофеева М.М.
|
|
Анализ созданного информационного банка материалов с целью выявления возможностей внедрения в них ИКТ |
Март – август 2019 |
Первоначальные рекомендации по использованию ИКТ |
Тимофеева М.М.
|
|
внедренческий |
Психолого-педагогический мониторинг познавательной активности учащихся |
Октябрь 2019 |
Справка о результатах мониторинга, в т.ч. выявление уровня развития познавательных способностей учащихся Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Методика «Запомни и расставь точки»
Диагностика памяти «Методика заучивания 10 слов» Автор А.Р. Лурия
|
педагог - психолог |
Исследование с целью определения уровня профессиональной компетентности, включая ИКТ – компетентность |
Сентябрь 2019 |
Справка о результатах исследования, определение уровня проф. компетентности |
Тимофеева М.М. |
|
Обучение компьютерной грамотности, участие в ГМО, семинарах, практикумах и т.д. |
В течение 2016 года |
Повышение профессиональной компетентности, в том числе ИКТ -компетентности |
Тимофеева М.М. |
|
Организация образовательной деятельности на основе ИКТ технологий |
Ноябрь -декабрь 2016 |
Перспективный план работы по инновационной деятельности |
Тимофеева М.М. |
|
Анализ деятельности педагога и учащихся на всех этапах реализации темы проектов |
Январь – декабрь 2017 |
Методические рекомендации по организации деятельности субъектов образовательного процесса на каждом из этапов реализации проекта |
Тимофеева М.М. |
|
Внедрение ИКТ |
В течение всего этапа |
Отчёты о деятельности педагога и учащихся на каждом из этапов реализации проекта. |
Тимофеева М.М. |
|
Проведение дидактических игр, викторин, выполнение заданий с использованием ИКТ |
В течение всего этапа |
Повышение уровня познавательной активности учащихся. Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Методика «Запомни и расставь точки»
Диагностика памяти «Методика заучивания 10 слов» Автор А.Р. Лурия
|
Тимофеева М.М. |
|
Создание информационного банка методических и дидактических материалов |
В течение всего этапа |
Пополнение информационного банка |
Тимофеева М.М. |
|
Опрос (анкетирование) родителей и учащихся |
Сентябрь 2020 |
Справка о результатах анкетирования (Диагностика уровня познавательного развития учащихся)
|
Тимофеева М.М. |
|
Работа с родителями по формированию у них осознанно правильного отношения к ИКТ технологиям |
В течение всего этапа |
Материалы консультаций, бесед и других проведённых мероприятий |
Тимофеева М.М. |
|
завершающий |
Итоговый мониторинг всех участников проекта |
Апрель 20120 |
Сравнительный анализ результатов (Диагностика уровня познавательного развития учащихся)
|
Тимофеева М.М. |
Анализ эффективности использования ИКТ при формировании познавательной активности |
Май 2020 |
Итоговая справка |
Тимофеева М.М. |
|
Выявление трудностей, возникших при реализации инновационной программы развития |
Январь февраль2020 |
Корректировка содержания, разработка алгоритма действий на следующий период |
Тимофеева М.М. |
|
Трансляция опыта на мероприятиях различного уровня |
Март –август 2020 |
Внедрение новых технологий в практику работы других учреждениях дополнительного образования |
Тимофеева М.М. |
|
Издание методических и дидактических материалов по теме проекта |
В течение всего периода |
Методические и дидактические материалы |
Тимофеева М.М. |
Исходя из того, что цель нашего проекта – повышение эффективности организации проектно – исследовательской деятельности УДО с помощью средств ИКТ, встает вопрос об определении критериев эффективности.
Критериями, позволяющими оценить ход реализации проекта, будут являться:
Ø достижение детьми высокого уровня развития познавательных способностей;
Ø повышение профессиональной компетентности педагогов;
Ø количество учащихся с высоким уровнем познавательной активности возрастет на 10-15% за период в детском объединении по развитию речи.
o Ожидаемые результаты освоения проекта:
Ø активное использование ИКТ как следствие повышение эффективности образовательного процесса;
Ø совершенствование материально – технической базы;
Ø создание информационного банка методических и дидактических материалов;
o в отношении педагогов:
Ø создание системы консультативной методической поддержки педагогов в области новых компьютерных технологий;
Ø повышение профессиональной компетентности педагогов;
o в отношении учащихся:
Ø повышение познавательной активности у учащихся;
Ø повышение уровня освоения программного содержания;
Ø развитие познавательных способностей, детской самостоятельности, любознательности;
o в отношении родителей:
Ø вовлечение родителей в образовательное и информационное пространство детского объединения.
Индикаторы (показатели) оценки ожидаемой эффективности
реализации проекта
|
Наименование индикатора
|
Единица измерения
|
Значение индикатора (показателя)
|
||
2019-2020 |
2019-2020 |
2020-2021 |
|||
Распространение эффективных социальных практик, новых технологий и методик
|
|||||
1 |
Количество мероприятий по распространению новых технологий и методик в работе с целевой группой проекта (тренинги, семинары, стажировки, конференции)
|
единиц
|
|
|
|
2 |
Количество изданных методических материалов, в которых содержится описание эффективных практик работы, технологий и методик, использованных в ходе реализации проекта
|
единиц
|
|
|
|
3 |
Общий тираж методических материалов, изданных в рамках проекта
|
экземпляров
|
|
|
|
4 |
Число публикаций в СМИ о ходе и результатах реализации проекта
|
единиц
|
|
|
|
5 |
Число публикаций по тематике проекта, размещенных на интернет-ресурсах
|
единиц
|
|
|
|
Охват мероприятиями целевой группы проекта
|
|||||
6 |
Число детей, включенных в состав целевой группы проекта
|
человек
|
|
|
|
7 |
Общее число детей принимающих участие в мероприятиях проекта
|
человек
|
|
|
|
8 |
Общее число детей, принимающих участие в выставках и конкурсах
|
человек
|
|
|
|
9 |
Общее число детей-призеров, принимающих участие в выставках и конкурсах
|
человек
|
|
|
|
10 |
Общее количество дипломов |
штук |
|
|
|
Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка
Оценка результатов
10 баллов |
– ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов |
8-9 баллов |
– время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек |
6-7 баллов |
– время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек |
4-5 баллов |
– время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек |
2-3 балла |
– время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек |
0-1 балл |
– время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек |
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 балл – очень низкий.
Методика «Запомни и расставь точки»
С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рисунках. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 10) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка результатов
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
10 баллов |
– ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек |
8-9 баллов |
– ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек |
6-7 баллов |
– ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек. |
4-5 баллов |
– ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек. |
0-3 балла |
– ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки. |
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
6-7 баллов - средний.
4-5 баллов – низкий.
0-3 балла – очень низкий.
Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки»
Методика «Оценка вербально-логического мышления»
Цель: определение уровня развития вербально-логического мышления
Задание:
1. Положите перед ребенком 4 картинки с изображением предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Необходимо определить «лишнюю», т.е. не подходящую к остальным картинкам.
Наборы картинок могут быть самыми разными: мебель, овощи, транспорт, цветы.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Неправильный ответ – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 4.
Серия картинок |
Правильный ответ |
Не правильный ответ |
мебель |
|
|
овощи |
|
|
транспорт |
|
|
цветы |
|
|
итого |
|
|
2. Ребенку дается задание: «Сейчас я прочитаю ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, обозначающие то, без чего главный предмет не может обойтись. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Тебе нужно найти самые главные слова. Например: сад… Как ты думаешь, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли сад быть без растений? Почему?...
Каждое из предлагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребенок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.
Примерные задания:
1. Сапоги (шнурки, подошва, каблук, застежка).
2. Река (рыба, рыболов, тина, вода).
3. Дерево (тень, листья, корень, цветы, плоды).
4. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник).
Подсчитывается общее количество правильных ответов по каждой серии. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. За неправильный или отсутствие – 0 баллов. Максимальное количество – 4 балла.
Серия |
Правильный ответ |
Не правильный ответ |
Сапоги |
|
|
Река |
|
|
Дерево |
|
|
Время суток |
|
|
Затем все баллы суммируются.
0 – 2 балла - низкий уровень;
3 – 5 баллов – средний уровень;
6 – 8 баллов – высокий уровень.
Диагностика памяти «Методика заучивания 10 слов»
Автор А.Р. Лурия
Цель: диагностика объема кратковременной слуховой памяти.
С помощью этого теста можно выяснить, какой объем пока еще неосмысленной рядоположенной словесной информации ребенок может удержать в уме, и оценить, достаточен ли он для преобразования этой информации в осмысленный целостный (симультанный) образ.
Инструкция:
«Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй все, что запомнилось, в любом порядке».
Четко произносятся слова: «стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, яблоко, лошадь, собака, молоко» с интервалом в полсекунды, по окончании экспериментатор говорит ребенку: «Говори».
Слова для запоминания предъявляются только один раз. Если с первого предъявления ребенок ничего не запомнил, можно повторить слова еще раз и после этого выслушать ребенка, чтобы у него не осталось ощущения неуспеха. Однако при интерпретации будет учитываться первый «нулевой» вариант.
Экспериментатор записывает все, что говорит ребенок (слова, которые он придумал сам, повторы и т. п.), не поправляя и не критикуя его ответы.
Обработка результатов эксперимента
Обработка осуществляется посредством сравнения слов, воспроизведенных ребенком с первого предъявления, с теми словами, которые ему были зачитаны. Порядок воспроизведения не учитывается. Засчитываются только точно воспроизведенные слова.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.