Инновационный опыт учителя музыки
Оценка 4.9

Инновационный опыт учителя музыки

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
музыка
Взрослым
05.12.2017
Инновационный опыт учителя музыки
Тема инновационного опыта: «Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки».Концептуальность предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала.
инновационный опыт.docx
Тема  инновационного опыта:  «Использование интерактивных методов обучения как   средство   активизации   познавательной   деятельности   обучающихся   на   уроках музыки».         Моя школа находится в маленьком селе. Многие из наших учеников  не были ни разу в театре, ни в филармонии и с музыкой первый раз встречаются в школе на моих уроках. И мне, как учителю музыки, необходимо создать такие условия, когда у ребят   появляется   желание   заниматься   музыкой,   когда   дети   начинают   «хотеть» слушать её и пытаться постигнуть «тайну» творчества. Музыкальное образование и воспитание школьников находится в моих руках. Уроки музыки в общеобразовательной школе ставят перед собой широкую задачу ­ ввести обучающихся в мир музыкального искусства.        В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально­нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Современное поколение не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому, ненужному.         Необходимо   сделать   предмет   «Музыка»   интересным   и   привлекательным   для обучающихся.   При   этом   максимально   учитывать   межпредметные   связи,   логику учебного   процесса   и   возрастные   особенности   школьников,   через   формирование слушательского   интереса   и   умения   анализировать   музыкальные   произведения достичь   повышения   эффективности   усвоения   учебной   программы,   культурного уровня обучающихся, воспитания у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств.     Приходя на урок музыки, дети, прежде всего, стремятся расслабиться и отдохнуть от забот более тяжёлых, как им кажется, предметов. Ученики любят петь, двигаться, фантазировать.   И   как   в   такой   ситуации   незаметно   и   ненавязчиво   привлечь   их   к активной работе: думать, анализировать, сравнивать, рассуждать, мыслить, обобщать, быть   коммуникабельным,   гибким?   Тем   более,   что   к   выпускнику   школы   21   века 1 именно такие требования и предъявляются: он должен всё это уметь!                       В начальной школе можно применить игровые технологии. А в старших классах? Не всегда.         Встала   проблема:   необходимо   повысить   эффективность   образовательной деятельности   через   повышение   интереса   к   изучаемому   предмету   и   качество   его усвоения.         На   пути   преподавания   музыки   как   предмета   в   общеобразовательной   школе исследованы   и   внедрены   в   практику   преподавания   разные   методы,   которые позволяют   детям   быть   достаточно   активными   слушателями,   исполнителями.   С другой стороны, традиционные методы не дают полноценной возможности развивать у детей навык аналитической деятельности, умения систематизировать и обобщать информацию на таком уровне, который предлагают новые стандарты образования.        А. Дистервег сказал: “Плохой учитель преподносит истину, хороший ­ учит ее находить”.    Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация   учебной   деятельности   школьников   на   уроках,   правильный   выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ.     Использование  современных информационных технологий  на  уроках  музыки делает   обучение   ярким,   запоминающимся,   интересным   для   учащегося   любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Актуальность   и   перспективность   опыта   обусловлена   тем,   что для   современного человека характерно   стремление   к   визуальному   восприятию   информации.   Опыт работы   в   школе   показывает,   учащиеся   лучше   воспринимают   зрительный   ряд   чем текстовый.   Применение   в   процессе   обучения   информационно   коммуникационных технологий,   способствует   частичному   решению   данной   проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздейстие на память   и   воображение, облегчают   процесс   запоминания, позволяют   сделать   урок более интересным. 2 Применение компьютера на уроках музыки может быть самым разнообразным, преследовать   разные   цели   (ознакомление   с   наиболее   интересными   фактами биографии композиторов, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью   и   деятельностью   русских   и   зарубежных   композиторов,   видеопросмотр фрагментов   кинофильмов,   мультипликационных   фильмов,   спектаклей,  балетов   по произведениям   того   или   иного   композитора,   прослушивание   отрывков   из произведений в исполнении   мастеров музыки и т. д.)   Мне, как учителю музыки, возможности   ИКТ   (электронных   учебных   пособий   и   глобальной   сети Интернет) позволяют повысить   информационную   насыщенность   урока,   выйти   за школьные рамки, дополнить и углубить их содержание.         При   всех   положительных   качествах   ИКТ я   считаю,   излишнее   увлечение информационно­коммуникативными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик, вовлеченный в "нескучные" формы обучения, окажется неспособным   к   усвоению   материала   предложенного   в   традиционной   вербальной форме. Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя — никогда не заменить машине, пусть даже самой умной. Концептуальность  предлагаемого   опыта   заключаются   в   том,   что   применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной   деятельности,   предусматривает   разные   формы   подачи   и   усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость  данной проблемы заключается в   том,   что   использование   новых   технологий   отвечает   современным   требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным   технологиям,   в   том   числе   информационно­коммуникационным, закладываются   основы   для   успешной   адаптации   и   самореализации   в   дальнейшей жизни наших учеников.      Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными другими технологиями   и   методиками   обучения   создают   необходимый   уровень   качества, вариативности, дифференциации, индивидуализации обучения и воспитания. А это 3 значит,   что   внедрение   компьютерных   технологий   в   школе   на   уроке   просто необходимо   для   создания   познавательной   среды,   актуализации   учебной деятельности,   повышения   интереса   учащихся   к   приобретению   новых   знаний, внесения   элемента   новизны.   Использование   информационных   технологий   создаёт принципиально новые возможности для усвоения учебного материала учениками. Это достигается за счёт увеличения доли информации, представляемой в визуальной и звуковой   форме,   скорости   доставления   информации.   Легко   реализуется   принцип наглядности в обучении, увеличивается доступность объяснения, так как у учащихся работает   образное   воображение.   Мне   компьютер   облегчает   задачу   подготовки   к занятиям, помогает развивать интерес к своему предмету. Мне импонирует то, что компьютерные технологии можно использовать на любом этапе урока для вовлечения в активную деятельность. Недаром говорят: «Скажи мне ­ и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня ­ и я пойму»     Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные  принципы активизации познавательной деятельности: ­ принцип равенства позиций; ­ принцип доверительности; ­ принцип обратной связи; ­ принцип занятия исследовательской позиции.     Итак,   информационные   технологии   –   это   процесс   подготовки   и   передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет решать новые, не решённые ранее задачи.       Главной   отличительной   чертой   интерактивных   методов   обучения   является   инициативность обучающихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции   партнёра   –   помощника.   Ход   и   результат   обучения   приобретают   личную значимость   для   всех   участников   процесса.  Описание инновационного опыта      В своей работе я опробовала модель интерактивного урока. Как и любой другой урок по интерактивной методике он включает в себя 3 стадии: вызов, осмысление, 4 рефлексию, имеющие свою цель и методы обучения. I   стадия ­ Вызов (пробуждение интереса к изучаемой теме) Поэтому   на   первой   стадии   интерактивного   урока   уместны   следующие   приёмы   и методы:  нестандартное начало урока;    мозговой штурм; постановка проблемной ситуации; ролевое моделирование;        Постановка темы урока. Я использую  угадай мелодию, композитора, героя произведения.  Разгадав загадку или   ребус, вы узнаете тему урока.       Постановка проблемной ситуации нацеливает детей на сознательность и активность в усвоении новых знаний. Таким образом, на стадии вызова обучающиеся получают внутреннюю мотивацию к дальнейшей деятельности на уроке. II     стадия урока – осмысление. Подразумевает переживание учениками конкретного опыта и осмысление полученного опыта. Моя задача (в свете внедрения стандартов второго   поколения)   –   не   преподносить   готовые   знания   ученику,   а   организовать самостоятельный   познавательный   процесс.   Если   процесс   обучения   очистить   от мучительного поиска истины, от озарений, тупиков, безнадежности,  ученик не станет активным субъектом педагогического взаимодействия. Поэтому моя деятельность на уроке – это «эврика» для меня и для моих учеников. На стадии осмысления применяю следующие методы:  групповые дискуссии,      проблемное обучение, учебный проект, мультимедиа.       О   сущности   и   преимуществе   данных   методов   остановлюсь   подробнее. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:  усилить образовательные эффекты;  повысить качество усвоения материала; 5  осуществить   дифференцированный   подход   к   учащимся   с   разным   уровнем готовности к обучению; Внедрение ИКТ на данном этапе осуществляю по направлениям: 1. Создание презентаций к урокам, как сама, так и обучающиеся. А ещё на уроке  дети могут продемонстрировать свой проект по данной теме, дополнив рассказ  учителя. 2. Работа с ресурсами Интернет; (просмотр видеофрагментов оперы, балета,  мюзикла; готовят сообщения о композиторах; находят произведения,  подбирают музыку к картинам, стихам) 3. Использование готовых обучающих программ.      Использование презентаций на уроках музыки сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и масштабное изображение, и анимация, и звук, и графика. У детей увеличивается познавательная мотивация, овладение сложным материалом проходит гораздо легче. Опираясь на собственный   опыт работы, могу с уверенностью говорить о том, что фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности.           В этих случаях незаменимым помощником может оказаться программа  Power   Это   приложение   позволяет   учителю   самостоятельно   подготовить Point. мультимедийные пособия к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. Однако   средства   наглядного   представления   использую   не   только   для иллюстрации,   но   и   в   качестве   самостоятельного   источника   знаний   для   создания проблемных ситуаций, для организации поисковой и исследовательской работы.  Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко  воспринимаемой форме. Мультимедийные презентации могут использоваться для: 1. Объяснения новой темы 2. Как средство подачи информации 3. Создание проблемной ситуации 4.Тестирование  6 III     стадия   урока   –   рефлексия  (размышление)   призвана   обеспечить   достижение максимально   полной   осознанности   изученной   информации,   соотнести   полученные знания, как со знаниями других учащихся, так и с теми, которые имелись ранее, выявить   возможные   ошибки   в   процессе   усвоения,  а  также   причины   этих   ошибок самими учащимися. На данном этапе можно провести тестирование, викторину    (с картинками) что обеспечивает, наряду с устным, визуальный контроль результатов.     Мною  разработана копилка презентаций по музыке, которую постоянно пополняю и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, так и на уроках закрепления и обобщения.         Для проведения уроков использую фонограммы песен на аудио кассетах и  CD дисках. Огромную помощь в работе мне оказывают диски «Шедевры классической музыки», «Классика в современной обработке», «Опера и балет», фонохрестоматия музыкального материала, и др.  Проектная деятельность школьников        Образовательный   процесс   строится   на   большой   исследовательской   работе,   использовании   большого   количества   источников   информации,   что   позволяет избежать   шаблонов   и   превратить   каждую   работу   в   продукт   индивидуального творчества.   Данный   вид   учебной   деятельности   позволяет   развивать   у   ученика логическое мышление. В процессе презентации проектов учащиеся приобретают опыт публичных выступлений.  Включая  элемент соревнования,  что позволяет  повысить самооценку ученика.     Как уже упоминалось ранее, на своих уроках и во внеурочное время я использую проектный метод обучения.   Понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Первоначально темы предлагаю сама. В основном они касаются какого­либо теоретического вопроса школьной программы или   индивидуального   выбора.   А   целью   этой   деятельности   сначала   является углубление знаний по этому вопросу (групповые работы, сообщения). В дальнейшем тематика проектов в основном предлагается самими детьми.   Чаще дети  берутся за индивидуальный  проект, в котором ярко выражают свои способности.  7 Кроме   того,   иногда   целесообразно   попросить   детей   подготовить   небольшое выступление с рассказом о проекте. План выступления школьника может быть таким:  Почему мы начали разрабатывать именно этот проект?       Какие были предварительные исследования? Что они выявили? Какая основная идея проекта? Кто тебе помогал? Как оценили твой проект твои товарищи, родители? По каким этапам выполнялся проект? Как улучшить проект?       Оценка   выполненных   проектов   носит   стимулирующий   характер.   Поощряю   каждого, кто участвовал в выполнении проекта. Моими учащимися  были выполнены проекты   ( приложение 1)     Результативность деятельности. Использование метода проектов в практике обучения способствует формированию коммуникативной   компетенции.   Учащиеся   стали   более   уверенно   выражать   свои мысли, спокойно общаться со своими сверстниками, взрослыми, учатся отстаивать своё   мнение,   слушать   своего   собеседника.   В   результате   приобретённый   опыт деятельности становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.        Проводимая мною работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся,   развивает   творческие,   музыкальные   способности   детей.   Ученики становятся   победителями   и   призерами   различных   конкурсов.   Так,   в   2015   году ученица     6 класса Голубчикова Д. стала победителем номинации «Путь к успеху» в районном   вокальном   конкурсе   «Зажги   свою   звезду»,   другие   учащиеся   получили сертификат участия. Ученики становятся победителями и призерами всероссийских предметных олимпиад по музыке «Новый урок», «Интолимп».   ( приложение 2) Таким   образом,   результативность   деятельности   по   обеспечению   положительной динамики уровня сформированности коммуникативных компетенций обучающихся 8 оптимальна. Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы   по   формированию   коммуникативных   компетенций   школьников. Перспективность. Интерактивные технологии обучения обеспечивают полноценное развитие ребенка и качество образования: – повысился уровень интеллектуального развития, – повысилась информационная, творческая активность, – повысились способности к анализу информации, – формируются  универсальные учебные действия, сформировалась  положительная мотивация к учебной и проектной деятельности.         Я  и  сейчас  в поиске   новых,  более эффективных   методов   работы. Сочетание традиционных   и   новых   приемов,   форм   и   средств   обучения   позволяет   создавать рабочую   атмосферу   на   уроках   и   во   внеурочное   время,   развивает   творческие, музыкальные способности школьников.     Думаю, что многие мои ученики запомнят наши удивительные праздники, концерты и уроки. Для многих это станет интересной страницей в школьной жизни. Я считаю, что во имя этого стоит работать. Музыка воспитывает   детей,   делая   из   них   Человека.   Одухотворенного   человека,   который, живя в мире людей, творит добро, способен чувствовать, сопереживать.  Опыт  работы по применению современных образовательных технологий  в учебном процессе   я   представляла   в   рамках   конкурса   профессионального   мастерства «Учитель года ­2012»  на разных уровнях:  школьный –   урок  музыки во  2  классе «Русские народные  инструменты»  с применением игровой и ИКТ технологий;  районный   –   урок   музыки   во   2   классе     «Великий   колокольный   звон»   с применением игровой и ИКТ технологии;  окружной   –   урок   музыки   в   6   классе   «Богатырские   образы   в   искусстве»   с применением технологии критического мышления и ИКТ технологии;     Результаты работы представляются в виде методических разработок, проведение открытых   уроков,   участие   в   семинарах    разного   уровня,   распространение   опыта работы в профессиональном сообществе через сеть Интернет, на сайте  ГБОУ СОШ 9 с. Падовка  http  ( приложение 3)  ://   www   .  prodlenka    .  org  ://   edu   .  ru   /  padovka  / , на сайте  «Продлёнка»  http         И в заключение я  хотела бы обратиться к словам Бориса Асафьева, которые служат для меня своеобразным профессиональным ориентиром:   «...   Музыкальный   педагог   в   общеобразовательной   школе   ...   должен   быть   и теоретиком,   и   регентом,   но,   в   то   же   время,   и   музыкальным   историком,   и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или другую сторону». 10

Инновационный опыт учителя музыки

Инновационный опыт учителя музыки

Инновационный опыт учителя музыки

Инновационный опыт учителя музыки

Инновационный опыт учителя музыки

Инновационный опыт учителя музыки

Инновационный опыт учителя музыки

Инновационный опыт учителя музыки

Инновационный опыт учителя музыки

Инновационный опыт учителя музыки

Инновационный опыт учителя музыки

Инновационный опыт учителя музыки

Инновационный опыт учителя музыки

Инновационный опыт учителя музыки

Инновационный опыт учителя музыки

Инновационный опыт учителя музыки

Инновационный опыт учителя музыки

Инновационный опыт учителя музыки

Инновационный опыт учителя музыки

Инновационный опыт учителя музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2017