Иностранный язык и дислексия: как помочь ученику.
Во всех государственных образовательных учреждениях всех учащихся учат по единому плану. В этом и состоит главная проблема преподавателя, который понимает, что для некоторых детей с особенностями обучения (specific learning differences) этот план и скорость прохождения материала не подходят.
Поменять план мы не можем. Однако в наших силах принять некоторые меры, которые облегчат ребенку с дислексией изучение иностранного языка.
Как понять, что у ребенка дислексия?
Дислектик испытывает такие же трудности при изучении родного языка, поэтому нужно провести с ним небольшой тест на родном языке. Особенно это важно при работе с детьми начальной школы, так как в этом возрасте дислексия может стать очень серьезным препятствием к изучению иностранного языка.
Попросите ребенка почитать текст на родном языке. Задайте несколько вопросов на понимание этого текста. Попросите его записать текст под вашу диктовку. Прочитайте ему небольшой текст вслух и попросите пересказать.
Если ребенок при письме путает много букв в словах, слишком медленно пишет, не может ответить на вопросы по содержанию текста, делает много ошибок при чтении и не может внятно пересказать услышанное – это повод предположить у него дислексию (в большей или меньшей степени). Возможно, стоит проконсультироваться со школьным логопедом и учителем, преподающим у ребенка родной язык. В любом случае, лучше заранее знать какие трудности ожидают вас и ребенка в совместной работе при изучении иностранного языка.
Что делать?
· Используйте мультисенсорный структурированный язык.
Этот метод считается основой обучения детей с дислексией, однако он полезен и при работе со всеми детьми. Эта методика развивает фонематическое восприятие, позволяет расширить словарный запас, повысить точность лексики и уровень владения ею, а также улучшить орфографию и навыки письма. На занятиях дети могут использовать все способы восприятия информации (с помощью осязания, зрения, движений, звуков).
· Людям с дислексией проще воспринимать текст с помощью визуальных знаков. Используйте цветные маркеры, когда пишете на доске. Не используйте красный цвет, поскольку он ассоциируется с ошибками.
· Используйте карточки с текстом. Так ученик сможет опираться на что-то осязаемое, и это будет давать ему необходимую поддержку. Если ученик будет читать текст с карточки вслух, это будет полезно для его двигательных и слуховых навыков.
· Игры и другие творческие занятия позволяют детям с дислексией глубже погрузиться в процесс обучения. Это делает учебу интереснее и приятнее, поскольку ребенок чувствует удовлетворение от выполненного задания.
· Можно использовать музыку, песни и речевки, чтобы детям было проще воспринимать и запоминать правила.
· Почаще повторяйте свои слова.
Поскольку у детей с дислексией могут возникать проблемы с краткосрочной памятью, им может быть сложно запоминать то, что вы им говорите.
· Повторяйте инструкции, ключевые слова и основные понятия, и тогда ребенок с большей вероятностью запомнит эту информацию - как минимум, этого хватит для того, чтобы записать ее.
· Прорабатывая новый навык, старайтесь включать в материал уже известную информацию. Повторение усиливает навык, который развивался ранее, и позволяет установить связь между понятиями.
· Спросите самого ребенка и его родителей о том, в чем его сильные и слабые стороны, как ему проще запоминать материал, какие предпочтения в обучении у него есть.
· Предлагайте ученикам заниматься вместе. Это позволит им поддерживать друг друга. Они могут читать материал друг другу вслух, просматривать записи друг друга или вместе проводить эксперименты.
Знаменитые люди, страдающие дислексией
Всегда важно помнить, что дети-дислектики способны усвоить иностранный язык. Помочь им в этом – главная задача преподавателя. Кроме того, многие специалисты полагают, что вышеприведенные советы по работе с дислектиками могут оказаться полезными при работе, например, с плохо успевающими детьми или детьми с особыми возможностями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.