Предлагаемый материал предназначен для проведения экспериментальных исследований по органической и общей химии профильного уровня на третьей ступени обучения. Может быть использован в качестве инструктивного материала. Также применим для проведения кружковых занятий естественнонаучной направленности, в работе исследовательских секций научных обществ учащихся.
Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ВОДЫ
Займемся анализом окружающей среды, попробуем решить некоторые
проблемы экологического мониторинга.
Вокруг нас воздух (атмосфера), вода (гидросфера), земная твердь
(литосфера). А нельзя ли их поисследовать?
Вполне возможно, что коекакие компоненты окружающей среды удастся
определить на уроке химии. Сразу отметим, что анализ проб воздуха, по
видимому, не имеет перспективы изза сложностей с забором проб и слишком
низкими концентрациями анализируемых соединений. А вот с водой
(питьевой, водопроводной, речной и др.) можно поработать.
В силу своих свойств вода ближе всего подпадает под понятие,
предложенное средневековыми алхимиками, универсального растворителя.
Действительно, в природе идеально чистой воды нет. Вокруг нас более или
менее разбавленные водные растворы, хотя мы и называем эти растворы
«водой». Ясно, что в открытой воде растворены атмосферные газы (кислород,
азот, оксиды углерода, серы, азота и др.).
Как известно, в наше время существует проблема «кислотных дождей».
Практически неограниченно растворяется в воде аммиак, а можно сказать,
что и реагирует с водой с образованием гидроксида аммония.
В воде присутствуют также катионы тяжелых металлов ртути, свинца,
кадмия и др. Правда, следует оговориться, что соли тяжелых металлов
зачастую очень плохо растворимы в воде и в естественных условиях уходят в
придонные отложения.
В связи с этим интересная ситуация с солями ртути. Известны две
солянокислых соли ртути: каломель и сулема, из них последняя – сильный яд,
тогда как каломель ранее даже использовалась как лекарство (слабительное
средство).
Разгадку находим в справочнике по растворимости солей. Каломель очень
плохо растворяется в воде (0,0007 %) и поэтому не всасывается в кишечнике
и не попадает в кровь. А вот сулема растворяется прекрасно (до 8 %). Потому
и сильно ядовита. Так что нельзя безапелляционно утверждать о вредности
того или иного химического элемента, как это часто делает безграмотная и
агрессивная реклама, требуются уточнения, а именно: в какой форме
поступает элемент в организм и т. п.
Странно слышать, как на всю Россию предлагают пожилым женщинам
глотать кальций. Представляю, что будет твориться в желудке бедных
женщин после приема этого активного щелочноземельного металла.Нам кажется, что тексты рекламы медицинских средств должны быть
более корректными и выверенными.
Однако вернемся к нашей воде. На схеме предложен вариант
классификации веществ, загрязняющих природные и искусственные водоемы.
На наш (может быть, предвзятый) взгляд, самое интересное в природной
воде – это поллютанты биогенного происхождения. Ведь техногенные
загрязнители попадают в воду в результате хозяйственной, вернее
бесхозяйственной, деятельности человека. Они оказываются в природных
водах эпизодически и территориально привязаны к какомулибо химическому
производству. Определение техногенных поллютантов – это дело солидных
экологических лабораторий, и школе такое предприятие, естественно,
окажется не под силу.
Мы займемся более распространенными и, в принципе, малотоксичными
биогенными поллютантами.
что человек считает их
загрязнителями гидросферы, а вот для обитателей водоемов, для водной
микрофлоры – это отнюдь не поллютанты, а скорее, даже нутриенты, пищевые
субстраты.
Интересно,
Прежде всего проведем общую интегральную оценку биоорганического
загрязнения воды. На этот случай нам удалось разработать простой и быстрый
тест, основанный на реакции с нитратом серебра.
Приводим его ниже.
Вещества, загрязняющие природные водыО п ы т. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММЫ БИООРГАНИЧЕСКИХ
ПОЛЛЮТАНТОВ В ОБРАЗЦАХ ПРИРОДНОЙ ВОДЫ С ПОМОЩЬЮ
ФОТОХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ С НИТРАТОМ СЕРЕБРА
К 2–3 мл воды просто добавить 3–4 капли 0,2 %ного раствора нитрата
серебра. Пробу перемешать и выставить на яркий солнечный свет. Если в воде
присутствуют органические вещества, происходит восстановление катионов
серебра до металлического:
Ag+ + e–
Agо
Атомы металлического серебра формируют окрашенные мицеллы
коллоидного раствора с разными оттенками цвета в зависимости от степени
дисперсности. Экспонируемая на солнце проба воды темнеет на глазах, тогда
как такая же проба, поставленная в темный ящик, остается бесцветной. Если в
пробу воды добавить несколько капель биологической жидкости, скажем,
чайной заварки, смыва с кожи и др., окраска коллоидного раствора серебра
приобретает коричневый цвет и становится более устойчивой. Если
повозиться с этой реакцией, можно получить устойчивые цветные золи с
разными оттенками – от синефиолетового до желтокоричневого.
Дистиллированная и пропущенная через качественный бытовой фильтр
вода, естественно, не даёт данную фотохимическую реакцию. Таким образом
можно проверить эффективность бытового фильтра – очень наглядный опыт.
Можно выполнить этот анализ с образцами минеральной и родниковой воды.
В этих случаях цветное окрашивание не развивается, хотя возникает
помутнение (хлориды, сульфаты).
Описанную пробу, в принципе, можно провести в полевых условиях, на
кухне и т. п.
Нетрудно рассчитать, что на один анализ требуется не более 0,1–0,2 мг
нитрата серебра.
О п ы т. ОБНАРУЖЕНИЕ МОЧЕВИНЫ В ВОДЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ
И ИСКУССТВЕННЫХ ВОДОЕМОВ
К 1 мл образца воды добавляем растворы диметилглиоксима и
тиосемикарбазида, проба кипятится в водяной бане до 15 минут. Результат
может быть двояким: если вода достаточно чистая (содержание мочевины
ниже 2–3 мг на 1 л), проба после кипячения остается бесцветной. При наличии
в воде более высокой концентрации мочевины развивается окрашивание от
бледнорозового до пурпурного в зависимости от уровня мочевины.
Если в образце воды мочевина не определяется, следует сконцентрировать
пробу. Для этого 100–200 мл воды упариваем в фарфоровой чашке на
электроплитке до 5–10 мл и мочевину определяем в таком упаренном
образце. Мочевина при кипячении не разрушается. После такой процедуры
мочевина в образце определяется практически всегда.Откуда мочевина в кожных смывах, мы выяснили раньше. Как появляется
мочевина в воде интенсивно эксплуатируемых плавательных бассейнов,
нетрудно догадаться. Если у вас есть школьный плавательный бассейн, просто
напрашивается такая лабораторная работа по экологической химии: из
бассейна в разное время дня производится забор проб воды, и в них
определяется мочевина. При положительной реакции можно говорить о
недостаточной чистоте воды, недостаточном водообмене и, в конечном счете,
об антропогенном загрязнении воды. Естественно, что сама мочевина совсем
не опасна, но ее присутствие говорит о сопутствующем бактериальном
загрязнении, в том числе, возможно, и патогенными бактериями. Таким
образом, мочевина выступает здесь как веществоиндикатор биогенного
загрязнения.
Ну а почему обнаруживается мочевина, правда, в более низких
концентрациях, в природных водах, речных, озерных, морских? Ответ на этот
вопрос можно найти в интересной работе японского исследователя Иошиаки.
Он выяснил, что основной источник гидросферной мочевины –
ферментативный гидролиз белковой аминокислоты аргинина. Иошиаки
оценивает мировую продукцию мочевины в воде из протеинового аргинина ни
много ни мало в 100 млн тонн в месяц. Другие источники мочевины – умершие
и разлагающиеся рыбы (до 100 тыс. тонн), примерно столько же в результате
деятельности человека. Некоторое количество мочевины выделяют морские
животные (около 10 тыс. тонн в месяц). Таким образом, естественная
биотическая продукция этого азотистого поллютанта достаточно высока и
заметно превышает техногенные стоки.
Здесь хотелось бы привести еще некоторые расчеты, связанные с
глобальным образованием мочевины популяцией людей. Ежедневно человек
выделяет в окружающую среду до 30 г этого азотистого шлака. Умножим эту
цифру на 6 млрд обитателей Земли и получим 180 000 тонн мочевины. Вот
сколько ее выделяет человечество ежедневно! А посчитаем, сколько за год.
Можно прочувствовать проблему утилизации биогенной мочевины. Но
оказывается,
эту проблему легко решают почвенные и водные
микроорганизмы. Многие виды этих микробов вырабатывают фермент уреазу,
который активно гидролизует мочевину. Эффективность этого фермента
очень высока. Уреаза ускоряет гидролиз мочевины примерно в миллиард раз.
Это значит, что то количество мочевины, которое уреаза разлагает за 1
секунду, без фермента будет гидролизоваться почти 32 года!
Реакция гидролиза мочевины:
СО(NH2)2 + H2O CO2 + 2NH3
Как видно из уравнения реакции, в результате образуются летучие
продукты: диоксид углерода и две молекулы аммиака. Ну а это пища для
растений, которые используют продукты гидролиза мочевины для биосинтезасобственных белков. Последние поедаются животными (и человеком). Часть
растительного протеина в организме животного через аминокислоты
используется для синтеза белков, другая часть катаболизируется и через
орнитиновый цикл превращается в мочевину, которая выделяется в
окружающую среду. Круг замкнулся. На планете Земля можно говорить о
глобальном цикле «протеин – аминокислоты – мочевина – аммиак – протеин».
Обращает на себя внимание важная роль в этом круговороте
бактериального фермента уреазы, которая, по сути дела, осуществляет
минерализацию органического (карбамидного) азота с образованием двух
молекул аммиака. Впрочем, аммиак в окружающей среде может быть и иного
происхождения. Он образуется при биогенном распаде белков и аминокислот
(дезаминирование), при восстановлении окисленных форм азота (нитраты).
Наконец, он попадает в воду с удобрениями, бытовыми и промышленными
стоками. Очевидно, что уровень аммиака – это еще один важный показатель
чистоты воды. Говоря «аммиак», мы не совсем корректны, поскольку в
нейтральной водной среде (рН 6–8) аммиак на 99 % существует в
протонированной форме, т. е. в виде ионов аммония.
1. Распад белков животных.
2. Гидролиз аргинина и образование мочевины.
3. Гидролиз мочевины бактериями почвы, воды.
4. Окисление аммиака бактериями.
5. Утилизация NH3 и CO2 в растениях – синтез растительных белков.
6. Реакции дезаминирования аминокислот.Глобальный цикл «Протеины – мочевина – аммиак – протеины»
Примечание. В двойных рамках – процессы в организме животных; в
овальных – бактериальные процессы; жирные стрелки – биосинтетические
реакции в растениях.
О п р е д е л е н и е а м м и а к а ( а м м о н и я ) в в о д е
В обычной природной воде концентрация аммиака довольно низка,
поэтому для наглядности стоит выполнить две параллельных пробы: со
свежей дистиллированной водой и с 1 ммолярным раствором аммонийной
соли, например хлоридом аммония. Результаты этих проб очевидны. Было бы
замечательно, если бы удалось добыть образцы сточных вод.
По содержанию аммония водоемы подразделяются:
на чистые – концентрация аммония 0,05–0,1 мг на 1 л;
загрязненные – 0,2–1,0;
грязные – 1,1–3,0;
очень грязные – более 3,0 мг на 1 л.
Попутно отметим, что по нормам Российской Федерации в питьевой воде
не должно быть больше 2 мг на 1 л аммиака.
Чувствительность (открываемый минимум аналита) реакции Бертло
составляет 0,2–0,3 мг на 1 л. Таким образом, данной цветной реакцией можно
обнаружить аммиак в воде типичных загрязненных водоемов. Простой
качественный тест: если вода не дает заметного голубого окрашивания с
фенолом и гипохлоритом – эта вода из чистого водоема.
Анализы мочевины и аммиака можно рекомендовать для исследования
воды аквариумов, домашних или школьных, если таковые имеются. В
рыбоводстве разработаны нормативы: содержание мочевины не должно
превышать 70 мкмоль на 1 л, что же касается аммиака, то его содержание
свыше 5 мг на 1 л уже вызывает симптомы отравления у рыб.
Определение аммонийных солей в воде с помощью реактива Несслера
затруднено в связи с тем, что этот ртутный реагент очень часто дает с
пробами помутнение, и к тому же чувствительность этой реакции ниже, чем
фенолгипохлоритной реакции Бертло.
О п р е д е л е н и е с у м м ы а м и н о к и с л о т
в о б р а з ц а х п р и р о д н о й в о д ы
Очевидно, что в гидросфере должны присутствовать и более сложные
формы биоорганического азота, а именно белки, аминокислоты и т. д.
Повышенные количества этих веществ следует ожидать в теплое время года
(цветение воды). Однако в любой сезон можно с помощью нингидриновой
реакции обнаружить в воде аминокислоты (аминоазот). Средняя концентрацияаминокислот в воде достаточно низка, от 30 до 70 мкг на 1 л морской воды. В
заливах Балтийского моря получены более высокие цифры (до 500 мкг на
1 л). В любом случае для получения надежного результата пробу воды надо
значительно сконцентрировать. В школьных условиях можно добиться
концентрирования проб воды упариванием, но не менее чем в 500 раз. С таким
водным концентратом выполняется нингидриновая реакция, как это описано в
опыте. Столь мудреная процедура анализа с длительным упариванием делает
ее не очень подходящей для школьных условий. Однако есть смысл обсудить
проблему аминокислот в природных водах. С точки зрения человека
потребителя эти соединения являются нетоксическими поллютантами, а вот
для обитателей водной стихии – это не что иное как нутриенты. Можно такую
ситуацию назвать принципом экологической дополнительности. Конкретно в
воде найдены следующие аминокислоты: аланин, аспарагиновая кислота,
глицин, валин, глутаминовая кислота, метионин, серин. В балтийской воде
нашли до 16 индивидуальных аминокислот.
О п р е д е л е н и е ф о с ф а т о в в п р и р о д н ы х в о д а х
В поверхностных загрязненных водах уровень неорганических фосфатов
достигает 0,6–0,8 мг на 1 л. Происхождение фосфатов воды – разложение
биоорганики, а также сброс малоочищенных сточных вод, достаточно много
полифосфатов и фосфата натрия содержится в синтетических моющих
средствах. Следует поставить параллельную пробу с дистиллированной водой
и сравнить опытную пробу с исследуемой водой и эту контрольную пробу.
Что касается общеизвестных методов определения жесткости воды, то
описание их можно найти в любом практикуме по неорганической химии.
Подводя итог блоку анализов природных вод, следует указать, что здесь речь
идет, как правило, об очень низких концентрациях анализируемых веществ и
это, естественно, создает проблемы для исследователя и значительно
ограничивает перечень аналитов, доступных определению в условиях
школьного урока химии.