Инструктивная карточка школьника «Практическая работа № 3 Коллоидные растворы»

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 08.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Иконка файла материала пр.р. 3.docx
Зябкина О. А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Инструктивная карточка школьника «Практическая  работа № 3 Коллоидные растворы» Теоретические сведения. Коллоидные растворы (золи) занимают по своим свойствам промежуточное положение между истинными растворами и грубыми взвесями (суспензиями и эмульсиями). В коллоидных растворах частицы дисперсной фазы представляют собой крупные агрегаты, состоящие из сотен и тысяч молекул (диаметр от 1 до 100 мм). Благодаря значительным размерам частиц в коллоидных растворах в них можно   наблюдать   прохождение   света,   известное   под   названием   «явление Тиндаля». Важным   свойством   частиц   коллоидных   растворов   (золей)   является   их способность адсорбировать на своей поверхности растворенные вещества в виде ионов. При этом коллоидная частица приобретает заряд этих ионов (+ или –). Это препятствует слипанию дисперсных частиц друг с другом. Укрупнение   частиц   коллоидного   раствора   называется   коагуляцией,   а осаждение   их   под   влиянием   силы   тяжести   –   седиментацией.   Вызвать коагуляцию можно тремя способами: а) прибавлением к золю электролита; б) прибавлением другого золя с противоположным знаком; в) нагреванием золя. Коагулирующей   частью   электролита   является   один   из   его   ионов,   заряд которого   противоположен   заряду   коллоидной   частицы.   Чем   больше   заряд (степень   окисления)   этого   коагулирующего   иона,   тем   больше   его коагулирующая способность. Выполнение работы. О п ы т   1. Получение коллоидного раствора. В химическом стакане нагреть до кипения 100–200 мл дистиллированной воды и затем к ней по каплям добавлять 2%­ный раствор хлорида железа FeCℓ3 – всего 15–20 капель. При   кипячении   в   течение   4–5   минут   образуется   коллоидный   раствор гидроксида железа Fe(ОН)3 темно­вишневого цвета:FeCℓ3 + 3Н2О = Fe(ОН)3 + 3НCℓ О п ы т   2. Свойства коллоидных растворов. 1. В три пробирки налить по 2–3 мл коллоидного раствора гидроксида железа. Постараться одновременно прибавить в каждую пробирку по 2–3 мл электролита: в первую – раствор KC , во вторую – K 2SO4, в третью – K3PO4. Содержимое   каждой   пробирки   перемешать.   Наблюдать   различное коагулирующее действие солей, образованных различными анионами. ℓ 2.   В   другие   три   пробирки   налить   по   2–3   мл   коллоидного   раствора гидроксида железа и так же, как в опыте 1, почти одновременно прибавить в каждую   пробирку   по   2–3   мл   электролита:   в   первую   –   раствор   K2SO4,   во вторую – ZnSO4, в третью – Aℓ2(SO4)3. Содержимое пробирок перемешать. Наблюдать   коагулирующее   действие   солей,   образованных   различными катионами. На основании результатов опытов определить: 1)   Какие   ионы   (катионы   или   анионы)   вызывают   коагуляцию   золя гидроксида железа? 2) Как влияет на коагуляцию величина заряда иона? 3) Каким коллоидом – положительным или отрицательным – является золь гидроксида железа? 4) Представить структуру коллоидной частицы гидроксида железа.

Посмотрите также