Инструкция сочинения 9.2

  • pdf
  • 19.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала как писать сочинение 9.2.pdf

Сочинение-рассуждение по заданному тексту 15.2   

 

1.                 Что такое «сочинение по заданному тексту»? Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения будет анализ (а не пересказ!) информации, которая содержится в тексте.

 

2.                 Как сформулировано и оформлено задание 15.2? В проекте ДЕМО-2017 задание 15.2 выглядит следующим образом: ………

Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению (они подчёркнуты). Остановимся на них подробнее.

 

3.                 Как должно быть построено сочинение? Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

Рассуждение состоит из следующих частей:

1.   Вступление - тезис

2.   Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры 

3.   Заключение – вывод

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов.

4.                 Как начинать сочинение? Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса. 

Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе вы должны коротко

сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента. Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление  может состоять из 1-2-х предложений. Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

При  написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

 

Смысл последних строк текста говорит нам о том, что… Текст  заканчивается словами: "…". 

На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …

Я считаю, что мысль  автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … 

Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...

По моему мнению, в  указанном фрагменте  выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …

В этом отрывке автор говорит о том, что…

Смысл данного отрывка я понимаю так: …

В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

 

Не лишним будет употребление  вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

Варианты вступлений:

 

Вариант 1. Я считаю, что мысль П. Флоренского, выраженная в выделенном фрагменте текста, заключается в том, что люди по-разному относятся к культуре.

 

Вариант 2. Размышления Сережки Сыроежкина заканчиваются словами: "А тут важно не ошибиться". По моему мнению, речь идет о том, какое это ответственное дело - выбор будущей профессии, выбор жизненного пути.

 

Вариант 3. Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста  Ю.Я.Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника.  Этим сравнением он хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какоето время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.

5. Как писать основную часть? Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части следует избегать:

  пересказа текста 

  изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. 

 

В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли. 

В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли. Как это сделать? Вот некоторые рекомендации:

1.   Перечитайте текст несколько раз.

2.   Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?)  Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.

3.Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.

4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею. 

5.Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста! 

 

В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста. 

 

6. Как оформлять примеры в сочинении? 

Во-первых, помните о требованиях к примерам:

  примеров должно быть не менее 2; 

 

  примеры должны быть из указанного текста;

 

  примеры должны подтверждать разные аргументы; 

 

  каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;

 

  пример без указания на аргумент не учитывается. 

 

Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:

 

1)                цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие. 

2)                указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное). 

3)                для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

 

  Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. 

  Подтвердить данный аргумент  можно примером из …. предложения текста. 

  Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.

  В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. 

  Предложение № … подтверждает мысль о том, что … . 

 

7. О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное. 

 

Вывод должен быть: коротким, но ёмким по содержанию  логически связан с предыдущим изложением 

не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам

 

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств  и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

 

Рассмотрим несколько образцов заключения:

 

Образец 1. Таким образом, Е.Велтистов поднимает очень серьёзную проблему важности правильного, взвешенного выбора молодыми людьми будущей профессии.

 

Образец 2. Итак, автор текста убеждает нас в том, что главное в дружбе – доверие и понимание.  Надо быть искренними с друзьями и поступать так, чтобы они не страдали.

 

8. Сколько абзацев должно быть в сочинении?

 

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения.

 

Помните: сочинение должно иметь не менее 3 –х абзацев: 

 

  1 абзац - тезис 

  2 абзац – аргументы  с  примерами 

  3 абзац – вывод

 

Основная часть может состоять и более чем из одного абзаца. Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент. 

 

9.       Каким должен быть объём сочинения?  В 2017 году требование к объёму сочинения изменилось: минимальное количество слов в сочинении теперь должно быть 70. Строго следуйте минимальному пределу указанного объёма! То есть в вашем сочинении должно быть не менее 70 слов.

 

Помните, что если суммарный объём ваших сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего

1.

 

При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы – это отдельные слова, которые тоже нужно считать. Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.

 

10.   Грамотность 

      

      Перед тем как переписать полученный текст в чистовик, проверьте его на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости откорректируйте его. 

Помните, что задания уровня   (15.1, 15.2, 15.3)  будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.