Предлагаемый методический материал содержит в себе инструкцию для диагностики памяти, внимания, мышления младших школьников. Данная методика вполне применима и для детей чуть более старшего возраста. В данной инструкции подробно представлена диагностика устойчивости внимания младшего школьника, диагностика определения преобладающего типа памяти, а также диагностика наглядно -действенного мышления.
Инструкция по диагностике внимания, памяти, мышления младших школьников.
Диагностика внимания.
Цель: диагностика устойчивости внимания младшего школьника.
Инструкция:
«Тебе необходимо просмотреть первую таблицу и найти в ней все цифры от 1 до 25. Затем
то же самое нужно сделать со всеми остальными таблицами»
Процедура применения методики следующая. Испытуемый просматривает первую таблицу
и находит, указывая, в ней все цифры от 1 до 25. Затем то же самое он делает со всеми
остальными таблицами. Учитывается скорость работы, т.е. время, затраченное на поиск всех
цифр в каждой таблице.
Определяется среднее время работы с одной таблицей. Для этого подсчитывается сумма
времени, необходимого для всех пяти таблиц, которая затем делится на 5. В результате
получается средний показатель работы с одной таблицей.
Для того, чтобы оценить устойчивость внимания, необходимо сравнить между собой время,
затраченное на просмотр каждой таблицы. Если от первой до пятой таблицы это время меняется
незначительно и разница во времени, затраченном на просмотр отдельных таблиц, не превышает
10 сек., то внимание считается устойчивым. В противоположном случае делается вывод о
недостаточной устойчивости внимания.Диагностика памяти.
Цель: определение преобладающего типа памяти.
Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок,
кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле,
молния, орех, сковородка, утка.
Инструкция: Сейчас я прочитаю тебе ряд слов, которые ты должен постараться запомнить
и по моей команде записать. (Читается первый ряд слов. Интервал между словами при
чтении 3 секунды; записывать их ученик должен после 10секундного перерыва после
окончания чтения всего ряда)
Теперь я предлагаю тебе про себя прочитать слова (1 мин.) и записать те, которые ты сумел
запомнить.
Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно
сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а 10 количество
правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов
было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем
лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
Диагностика мышления.
Цель: диагностика наглядно действенного мышления.
Инструкция:
Тебе нужно быстро и точно вырезать из бумаги, нарисованные на ней фигуры.
Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их
предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти
фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами
пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)
Оценка результатов. В ходе оценивания полученных результатов в данной методике
учитываются время и точность выполнения ребенком задания 10 баллов – все фигуры
вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1
мм отличаются от заданных образцов. 89 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время
от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм 67
баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются
от оригиналов на 23 мм. 45 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6
мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 34 мм. 23 балла – все фигуры вырезаны
ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 45 мм 01
балл – ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от
оригиналов более чем на 5 мм. Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий. 89
баллов – высокий. 47 баллов – средний. 23 балла – низкий. 01 балл – очень низкий.