Предлагаемый методический материал содержит в себе инструкцию для диагностики памяти, внимания, мышления младших школьников. Данная методика вполне применима и для детей чуть более старшего возраста. В данной инструкции подробно представлена диагностика устойчивости внимания младшего школьника, диагностика определения преобладающего типа памяти, а также диагностика наглядно -действенного мышления.
            
        
        
        
                    
                
                    Инструкция по диагностике внимания, памяти, мышления младших школьников.
Диагностика внимания.
Цель: диагностика устойчивости внимания младшего школьника.
Инструкция: 
«Тебе необходимо просмотреть первую таблицу и найти в ней все цифры от 1 до 25. Затем
то же самое нужно сделать со всеми остальными таблицами»
Процедура применения методики следующая. Испытуемый просматривает первую таблицу
и   находит,   указывая,   в   ней   все   цифры   от   1   до   25.   Затем   то   же   самое   он   делает   со   всеми
остальными таблицами. Учитывается скорость работы, т.е. время, затраченное на поиск всех
цифр в каждой таблице.
Определяется среднее время работы с одной таблицей. Для этого подсчитывается сумма
времени,   необходимого   для   всех   пяти   таблиц,   которая   затем   делится   на   5.   В   результате
получается средний показатель работы с одной таблицей. 
Для того, чтобы оценить  устойчивость внимания, необходимо сравнить между собой время,
затраченное на просмотр каждой таблицы. Если от первой до пятой таблицы это время меняется
незначительно и разница во времени, затраченном на просмотр отдельных таблиц, не превышает
10   сек.,   то   внимание   считается   устойчивым.   В   противоположном   случае   делается   вывод   о
недостаточной устойчивости внимания.Диагностика памяти.
Цель: определение преобладающего типа памяти.
Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок,
кастрюля, попугай. 
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле,
молния, орех, сковородка, утка. 
Инструкция: Сейчас я прочитаю тебе ряд слов, которые ты должен постараться запомнить
и по моей команде записать. (Читается первый ряд слов. Интервал между словами при
чтении  3 секунды; записывать их ученик должен после 10секундного перерыва после
окончания чтения всего ряда) 
Теперь я предлагаю тебе про себя прочитать слова (1 мин.) и записать те, которые ты сумел
запомнить. 
Обработка   и   анализ   результатов.   О   преобладающем   типе   памяти   испытуемого   можно
сделать вывод,  подсчитав  коэффициент  типа  памяти  (С).  C = ,  где  а   10 количество
правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов
было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем
лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
Диагностика мышления.
Цель: диагностика наглядно действенного мышления.
Инструкция:  
Тебе нужно быстро и точно вырезать из бумаги, нарисованные на ней фигуры. 
Ребенок   по   очереди   получает   все   шесть   квадратов   с   рисунками   (порядок   их
предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти
фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами
пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.) 
Оценка результатов. В ходе оценивания полученных результатов в данной методике
учитываются  время  и точность выполнения ребенком задания  10 баллов  – все фигуры
вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1
мм отличаются от заданных образцов. 89 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время
от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм 67
баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются
от оригиналов на 23 мм. 45 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6
мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 34 мм. 23 балла – все фигуры вырезаны
ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 45 мм 01
балл – ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от
оригиналов более чем на 5 мм. Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий. 89
баллов – высокий. 47 баллов – средний. 23 балла – низкий. 01 балл – очень низкий.