Инструментарий оценки и контроля достижений учащихся
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.
Контроль – это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От правильной организации контроля зависит эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки выпускника.
Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Задача педагога ― проверить не только знания, но и элементы практического усвоения учащимися нового материала.
Основная цель контроля знаний и умений состоит в выявлении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с целью создания условий для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность.
1. Определение качества усвоения обучающимися учебного материала - уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой по предмету.
2. конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.
3. предполагает воспитание у обучающихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
Если перечисленные цели контроля знаний и умений реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:
v контролирующую;
v обучающую;
v диагностическую;
v прогностическую;
v развивающую;
v ориентирующую;
v воспитывающую.
Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых педагогом методов, форм и средств обучения.
Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также, обобщению и систематизации знаний.
Диагностическая функция контроля заключается в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в ходе овладения учебным материалом, о числе, характере ошибок.
Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
Прогностическая функция способствует получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).
Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки определенного типа или имеющего определенные проблемы в системе приемов познавательной деятельности.
Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.
Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Так как в процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление учащихся. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
Ориентирующая функция контроля заключается в получении информации о степени достижения цели обучения отдельными учащимся и группой в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях, помогает узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
Проверка побуждает учащихся более серьёзно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Принципы контроля:
Целенаправленность - четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, видов, методов и средств контроля.
Цели контроля формируются с учетом ответов на следующие вопросы:
что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки.
Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов:
чёткое выделение общих и конкретных целей обучения,
обоснованность выделения и отбора содержания контроля,
обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля,
организованность проведения контроля.
Всесторонность контроля - охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает усвоение основных идей изучаемой темы, усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям темы, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, способов действий и способов деятельности.
Регулярность – систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.
Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого обучающегося.
Формы контроля
В качестве инновационных форм контроля используют тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио.
Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль знаний и умений, учет успеваемости и учебных достижений.
Модульная система имеет целью поставить учеников перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего учебного года.
Рейтинг (от английского «rating») – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и уровень знания учащихся по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения.
Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной системы, и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого обучающегося. Рейтинговая система эффективна благодаря тому, что она:
учитывает текущую успеваемость ученика и тем самым значительно активизирует его самостоятельную и равномерную работу в течение всего учебного года;
более объективно и точно оценивает знания обучающихся за счет использования дробной 100-бальной шкалы оценок;
создает основу для дифференциации обучающихся, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;
позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым учеником.
Мониторинг – это совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих изучение в динамике уровня усвоения учащимися материала и его корректировку. Мониторинг – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и формирования умений в учебном процессе.
Учебное портфолио как альтернативная система оценивания учащихся позволяет решить ряд задач в построении личностно-ориентированного образовательного процесса: фиксирует изменения и рост за определенный период времени, поддерживает учебные цели, поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей, раскрывает весь спектр выполняемых работ, обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году, показывает диапазон навыков и умений.
«Сундук регалий». «Сундук» составляют сами учащиеся, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими - либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения.
«Сундук регалий» может включать: документы об образовании, свидетельства об окончании курсов, о прослушанных курсах; характеристики, данные педагогами; моя уникальность; членские удостоверения учреждений и организаций; рекомендации, благодарственные письма, грамоты, дипломы, перечисление заслуг (например, диаграмма успеваемости); образцы заслуг (например, печатные работы, рефераты, модели и т.д.); личные замечания и другие оценки; спортивные свидетельства.
«Шотландский аттестат» отражает опыт педагогической диагностики, используемой в Англии. Шотландский аттестат представляет собой папку, заполнение которой производится в течение всего процесса обучения. Перед началом обучения ученик получает данную папку - аттестат незаполненным.
В аттестате намечен путь развития ученика в процессе обучения.
Аттестат заполняется в процессе обучения. В нем фиксируются учебные достижения (заполняются и учеником, и учителем), отметки и оценки, посещаемость уроков, трудовые поручения, полученные сертификаты и т.д. Аттестат заполняется как итоговый документ и как промежуточный. Девиз данной методики – «Каждодневный прогресс ученика должен быть зафиксирован».
Интересна также методика, связанная с составлением тетради-паспорта. Тетрадь-паспорт представляет сборник таблиц с разделами «Хочу», «Могу», «Есть» и т.д., в которых ученик, начиная с 6-го класса, пытается проанализировать свои желания, возможности, реальные знания и умения по каждому предмету. В этих тетрадях в разделах «Надо» и «Есть» делают свои записи - характеристики учителя. Важнейшим аналитическим материалом становятся ответы учащихся в разделах «Хочу», «Могу», «Не могу», «Должно быть».
Анализ подобных материалов позволяет учителям увидеть сферу интересов учеников, их возможность оценить свои умения и навыки, убеждает в необходимости определенного учета и анализа достижений каждого ученика, особенно в тех классах, где необходимо отслеживание изменений, происходящих с детьми.
Современный инструментарий контроля и оценки достижений стандартов образования позволяет включать оценочную деятельность в содержание обучения, помогает ученикам оценивать и регулировать познавательную деятельность, способствует изменению стиля педагогической деятельности учителя, создаёт условия сотрудничества учащихся с одноклассниками и педагогами, способствует формированию адекватной самооценки.
В ходе работы над созданием современного инструментария контроля и оценки достижений стандартов образования следует учитывать критерии анализа системы оценки результатов обучения
До введения системы оценки необходимо четко определить, что должны знать и уметь учащиеся, и на каком уровне.
Приоритетной целью системы оценки достижения стандартов должна быть помощь в совершенствовании преподавания и процесса обучения.
Источник: материалы курса повышения квалификации на сайте «Знанио»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.