Дети с ограниченными возможностями здоровья – группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми,
физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии.
Интеграция – восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей.
Интегрированное обучение – это совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов и при участии педагогов -специалистов.
Интегрируемый ребенок – ребенок , имеющий ограниченные возможности здоровья и способный посещать уроки в общеобразовательной школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь.
Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано двумя путями:
посредством открытия специального класса для данной категории детей в общеобразовательном учреждении;
путем совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения.
Специальные классы могут создаваться для определенной категории детей (с нарушением слуха, или зрения, или задержкой психического развития и др.) или объединять различные категории детей (с задержкой психического развития и умственной отсталостью и др.).
Более пристального рассмотрения требует вопрос совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в одном классе с детьми, не имеющими подобных нарушений.
Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки педагогов
общеобразовательных учреждений.
Целью такой подготовки является овладение педагогам массовых школ основными методами воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками.
Учителя, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями:
проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы,
фиксируют динамику развития обучающихся,
ведут учет освоения ими общеобразовательных программ,
совместно с педагогом-психологом заполняют на них карты сопровождения.
Интегрированному обучению по программе общеобразовательной школы (при наличии соответствующих условий) подлежат дети:
имеющие снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;
имеющие остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;
-имеющие нарушения опорнодвигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;
-имеющие задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития.
При интегрированном обучении для детей с ОВЗ:
разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на основании федеральных государственных образовательных стандартов.
Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счет части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, либо за счет реализации программ дополнительного образования
интеллектуально-познавательной направленности.
Если сроки освоения общеобразовательной программы не совпадают с нормой, то для детей с ОВЗ заводят отдельный классный журнал, где фиксируют прохождение программного материала.
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий,
поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса , находят свое отражение в структуре и содержании образования.
Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:
-начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
-ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
-использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;
-индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
-обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
-максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого
разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную
речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь
каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Учителю необходимо:
Следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
Посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
Поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;
Разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;
Дружелюбная среда
Без усилий по созданию дружелюбной среды инклюзия не будет успешной
Создание "дружелюбной" среды предполагает:
Работу с детьми по принятию особенностей сверстников (в том числе «Уроки доброты»)
Обучение всего персонала, контактирующего с особенными учениками (от охранника до завуча)
Работу с родителями (важный транслятор важных стереотипов)
ОБЗОР СЛОЖНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Все дети с ОВЗ имеют право и потребность в образовании. С должным вниманием и помощью, каждый из них способен раскрыться и познавать мир в данных ему природой пределах.
Затрудненное восприятие речи, особенно на слух
Ослабленная имитация (отчего учиться «из воздуха» как все дети они не могут)
Специфические интересы (могут настолько поглощать ребенка, что он не видит широты окружающего мира)
Слабое понимание социального контекста и навыки общения.
ПООЩРЕНИЕ
Положительное подкрепление желаемого поведения (поощрения).
Дети с ОВЗ обычно (!) слабо реагируют на социальные поощрения (похвалу, взгляды, сопричастность, оценки) + могут сложно учиться тому, что нейротипичные дети «берут из воздуха». Их можно и нужно поощрять теми вещами/активностями, которые прямо сейчас приносят им удовольствие.
ВАЖНО– предоставление поощрения должно не просто радовать ребенка, но и увеличивать вероятность желаемого поведения в будущем! (нет универсальных «призов», которые можно выдавать детям с ОВЗ и не все «призы» работают).
ПОДСКАЗКИ
Строго дозированное и точное предоставление подсказок увеличивает скорость обучения.
Безошибочное обучение. Педагог всегда должен следить за балансом между зависимостью от подсказок и успешностью обучения. Важно вовремя убирать подсказки.
ТИПЫ ПОДСКАЗОК (ОТ САМОЙ СИЛЬНОЙ К САМОЙ СЛАБОЙ):
Полная физическая помощь (берем руки ребенка в свои и делаем)
Частичная физическая помощь
Вербальная (говорим)
Моделинг (взрослый показывает пример/модель)
Визуальная (пример написания букв/ таблица умножения на столе)
Жестовая
Позиционная / По цвету или размеру
Многим детям с ОВЗ для снижения тревожности важно понимать последовательность событий в рамках занятия/дня/недели
Визуальное расписание:
на занятие
на рутины
на день
на неделю
письменные планы для развития самостоятельности
ПЛАНЫ
ЧЕТКОСТЬ И ПОСТОЯНСТВО
Для повышения успешности ученика с ОВЗ важно максимально точно определить требования к нему:
Все задания сформулированы предельно четко - для новых навыков
Постепенно формулировки приводятся к «обычным»
Требования к оформлению оговорены и не меняются
Рабочие материалы (книги, бумага, канцтовары) имеют свои места
АДАПТАЦИЯ МАТЕРИАЛА
Для успешности в освоении академических навыков, многим ученикам с ОВЗ необходима адаптация учебного материала.
Учет ЗБР (зоны ближайшего развития)
Max визуальной информации, min «на слух»
Max упрощение фраз, текстов
Исключить сарказм, аллегории, крылатые выражения
Структурировать абстрактное в схемы/ таблицы
Учет специфических интересов ученика!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, для интегрированного обучения в общеобразовательное учреждение, необходимо:
создать условия организации инклюзивной практики,
использовать основные принципы коррекционной работы с детьми с ОВЗ,
подобрать педагогические кадры, обладающие необходимыми характеристиками,
учитывать особенности построения современного урока для обучающихся с ОВЗ.
Работа педагогического коллектива в общеобразовательной организации должна быть направлена на достижение главной цели, указанной в ФГОС НОО ОВЗ: социализация детей и адаптация их в самостоятельной жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.