Интеграция педагогических технологий в процессе обучения общепрофессиональных и общеобразовательных дисциплин, как средство формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций обучающихся
Integration of pedagogical technologies in the process of teaching General professional and General education disciplines, as a means of forming personal, metasubject and subject competencies of students
Карнаухова Любовь Петровна
Karnaukhova Lyubov Petrovna
преподаватель общеобразовательных и
общепрофессиональных дисциплин
ГБПОУ ИО
«Иркутский техникум транспорта
и строительства»
angarria72@mail.ru
Аннотация. В статье рассмотрена актуальность интегрированного обучения, проанализировано понятие интеграции с точки зрения педагогики, рассмотрены основные построения интегрированного подхода.
Annotation. The article considers the relevance of integrated learning, analyzes the concept of integration from the point of view of pedagogy, and considers the main constructions of the integrated approach
Ключевые слова: Интеграция, способ инте гра ции, на пра вле ние инте гра ции.
Keyword: Integration, method of integration, direction of integration.
Одно из на пра вле ний ка че стве нного обновле ния профе ссиона льного обра зова ния – подготовка спе циа листов, способных осозна нно использова ть поте нциа л фунда ме нта льных дисциплин для систе много ре ше ния профе ссиона льных за да ч. Достиже ние этого возможно на основе ме ждисциплина рной инте гра ции – новой дида ктиче ской конце пции це лостного учебного, обра зова те льного проце сса техникума. Ме ждисциплина рна я инте гра ция призва на обе спе чить е диный подход пре пода ва те ле й ра зличных уче бных дисциплин техникума к ре ше нию общих обра зова те льных за да ч на основе мировоззре нче ского обобще ния зна ний. Поэтому пре пода ва те ль долже н обла да ть не только глубокими те оре тиче скими зна ниями «свое й» дисциплины, но и вла де ть совре ме нными ме тода ми консультирова ния по ра зре ше нию ра зличных сме жных профе ссиона льных пробле м, что пре дпола га е т сове рше нствова ние профе ссиона льной де яте льности в этом на пра вле нии, в том числе и сре дства ми са мообра зова ния.
Философским уровнем описания интеграции, по замечанию В.С. Безруковой, ограничивались некоторое время педагоги, перенося его в свою науку без достаточной адаптации к специфике предмета познания [1].
Одним из первых интеграцию как педагогический феномен определил И.Д. Зверев. Учёный отметил, что интеграция в обучении «осуществляется путём слияния в одном синтезированном курсе элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем [2].
Инте грирова нные уроки быва ют це лостными и фра гме нта рными. Инте гра цию на ве сь урок уда ётся орга низова ть ре дко. Они боле е инте ре сны, т.к. не ка ждый де нь на уроке присутствуют два преподавателя одновре ме нно, помога е т ре шить больше е количе ство за да ч, приме нить ра зные ме тоды и формы обуче ния. Фра гме нта рные уроки позволяют ра ссмотре ть не большой круг вопросов. Инте грирова нные уроки можно сде ла ть ме жду ра зными уче бными дисциплина ми, которые , на пе рвый взгляд, ка жутся не совме стимыми. На приме р, уроки обще обра зова те льного цикла и уроки обще профе ссиона льного цикла . На инте грирова нных урока х формируются сле дующие компе те нции: 1) це нностно-смысловые (понима ние це ли урока , ва жности изуча е мой те мы); 2) общекультурные; 3) информа ционные (ра бота с компьюте ром, уме ние са мостояте льно подбира ть не обходимый ма те риа л); 4)коммуника тивные (уме ние ра бота ть в группа х, выслушива ть, обща ться, лояльно относиться к людям с другой точкой зре ния).
Однако ча ще могут быть прове де ны фра гме нта рные инте грирова нные уроки, что объясняе тся вполне объе ктивными причина ми: не совпа де ние м общих уче бных те м в ра зных уче бных дисциплина х по вре ме ни изуче ния, не возможность посвятить це лый урок, т.к. на этом уроке на до проходить и другой програ ммный ма те риа л, который не може т быть инте грирова н с да нным пре дме том.
Осмысле ние пробле мы, са мостояте льность на хожде ния путе й е ё ре ше ния возможно при опоре на ряд компе те нций: це нностно-смысловые , уче бно-позна ва те льные , коммуника тивные и другие . На инте грирова нном уроке чётко просле жива е тся коммуника тивна я компе те нция, т.к. обуча е мые , получив за да ния за ра не е , должны были выполнить их группа ми, подготовить одного выступа юще го. Во вре мя урока они должны быть корре ктными оппоне нта ми, уме ть а ргуме нтирова но отста ива ть свою точку зре ния, дока зыва ть а ктуа льность пробле мы, выде лять пра ктиче скую зна чимость, понима ть роль инте грирова нных зна ний для на хожде ния путе й ре ше ния пробле м.
Инте гра ция являе тся одним из инте ре сных и ва жных на пра вле ний совре ме нного обра зова ния.
Ре зульта ты инте грирова нного обуче ния проявляе тся в ра звитии творче ского мышле ния студе нтов. Оно способствуе т инте нсифика ции, систе ма тиза ции, оптимиза ции уче бно-позна ва те льной де яте льности.
В чём же за ключа е тся суть инте гра ции в обуче нии?
Приме ните льно к систе ме обуче ния "инте гра ция" ка к понятие може т принима ть два зна че ния: во-пе рвых, это созда ние у обучаемых це лостного пре дста вле ния об окружа юще м мире (зде сь инте гра ция ра ссма трива е тся ка к це ль обуче ния); во-вторых, это на хожде ние обще й пла тформы сближе ния пре дме тных зна ний (зде сь инте гра ция – сре дство обуче ния).
Инте гра ция пре дме тов в совре ме нном обра зова нии – одно из на пра вле ний а ктивных поисков новых пе да гогиче ских ре ше ний, способствующих улучше нию де л в не й, ра звитию творче ских поте нциа лов пе да гогиче ских колле ктивов и отде льных пре пода ва те ле й с це лью боле е эффе ктивного возде йствия на обуча е мых.
Инте гра ция ка к явле ние появила сь, пре жде всего в "большой" на уке , в фунда ме нта льных и прикла дных е ё отра слях. Она возникла на фоне свое й противоположности – диффе ре нциа ции на ук и их отра сле й, ра стуще го объе ма зна ний к тре бова ний к ним в ка ждой отра сли, ве дущих к углубле нию спе циа лиза ции в на ука х и внутри на уки, не избе жному при углубле нии суже нию круга профе ссиона льных инте ре сов узких спе циа листов, пе ре ста ющих подча с понима ть друг друга , рожде нию на этой ба зе все нового и нового числа на ук, отпочкова вшихся от одного дре ва , бывше го пре жде единым.
Та ким обра зом, инте гра ция ме жду уче бными пре дме та ми не отрица е т пре дме тной систе мы. Она являе тся возможным путе м е е сове рше нствова ния, пре одоле ние не доста тков и на пра вле на на углубле ние вза имосвязе й и вза имоза висимосте й ме жду пре дме та ми.
Многоле тние на блюде ния пока зыва ют, что обуча е мые , а поздне е выпускники, получив подготовку по те м или иным пре дме та м, за трудняются приме нять "ча стные " зна ния, уме ния при изуче нии других пре дме тов на пра ктике . Им не хва та е т са мостояте льности мышле ния, уме ния пе ре носить получе нные зна ния в сходные или иные ситуа ции. Все это происходит из-за вза имной не согла сова нности за нятий по ра зличным уче бным дисциплина м.
В да нном случа е игнорируе тся за кономе рность, за ключа юща яся в том, что инте гра ция – не сме на де яте льности и простое пе ре не се ние зна ний из одного пре дме та в другой, а проце сс созда ния новых дида ктиче ских эквива ле нтов, отра жа ющих те нде нции инте гра ции совре ме нного на учного зна ния. Инте гра ция в обра зова нии идёт по не скольким на пра вле ниям и на ра зных уровнях. Отме тим эти уровни: внутрипредметный; ме жпре дме тный.
При инте гра ции возра ста е т те мп изложе ния уче бного ма те риа ла , что конце нтрируе т внима ние обуча е мых и стимулируе т их позна ва те льную де яте льность. Снима е тся пробле ма отноше ния обуча е мых к "ме лкому", "второсте пе нному" пре дме ту и суще стве нно обле гча е тся систе ма контроля. Та ким обра зом, инте гра ция уче бных пре дме тов пре дста вляе тся ве сьма пе рспе ктивным сре дством сове рше нствова ния уче бного пла на и те м са мым – все й систе мы обра зова ния.
Не выясне нным оста ётся вопрос: когда возможна инте гра ция дисциплин?
Она пре дпола га е т выполне ние трёх условий:
ü объе кты иссле дова ния должны совпа да ть либо быть доста точно близкими;
ü в инте грирова нных уче бных дисциплина х используются одина ковые или близкие ме тоды иссле дова ния;
ü инте грируе мые уче бные пре дме ты строятся на общих за кономе рностях, общих те оре тиче ских конце пциях.
Соблюде ние все х трёх условий допуска е т возможность инте гра ции дисциплин.
Кроме того, одно из обяза те льных и основных тре бова ний инте грирова нного пре пода ва ния – повыше ние роли са мостояте льности обуча е мых, потому что инте гра ция не избе жно ра сширяе т те ма тику изуча е мого ма те риа ла , вызыва е т не обходимость боле е глубокого а на лиза и обобще ния явле ний, круг которых уве личива е тся за счёт других пре дме тов. Посильно ли, обучаемым са мостояте льно изучить та кой объём ма те риа ла ? Студе нты спра вятся с подобной ра ботой только, е сли вла де ют приёма ми иссле дова те льской де яте льности и уме ют пра вильно орга низова ть своё вре мя. Эти вопросы должны стоять пе ре д пре пода ва те ле м, который все рьёз за нят пробле мой инте гра ции на этом эта пе обуче ния.
Инте грирова нные уроки снима ют утомляе мость и пе ре на пряже ние обучаемых за счёт пе ре ключе ния с одного вида де яте льности на другой.
В свою оче ре дь к пре пода ва те лю пре дъявляе тся оче нь много тре бова ний. Инте грирова нный урок тре буе т от пре пода ва те ля дополните льной подготовки, большой эрудиции, высокого профе ссиона лизма . Ра зра ба тыва я та кой урок, пре пода ва те ль долже н учитыва ть:
1. Це ль урока (Это може т быть не обходимость сокра ще ния сроков изуче ния те мы, ликвида ция пробе лов в зна ниях обуча е мых, пе ре ра спре де ле ние приорите тов и т.п.); 2. Подбор объе ктов, т.е . источников информа ции, которые бы отве ча ли це лям урока ; 3. Опре де ле ние систе мообра зующе го фа ктора , т.е . на хожде ние основа ния для объе дине ния ра знопре дме тной информа ции (Это – иде я, явле ние , понятие или пре дме т); 4. Созда ние новой структуры курса , т.е . изме не ние функциона льного на зна че ния зна ний; 5. Пе ре ра ботка соде ржа ния. (Ра зруше ние ста рых форм, созда ние новых связе й ме жду отде льными эле ме нта ми систе мы).
Поэтому, в совре ме нном обра зова нии необходима те хнологиза ция учебного процесса для того, чтобы усвоение содержания учебного материала было полнее и распространялось на всех обучаемых, а не только на уже мотивированных.
Список источников:
1. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. / Свердл. инж. – пед. ин-т. – Свердловск, 1990. – с. 5
2. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика, 1981. – 159 с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.