«Интеграция речевого и художественно-эстетического развития в рамках ФГОС ДО образовательной области «Музыка».
Федеральные государственные образовательные стандарты к основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ФГОС) выделяют ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Остановлюсь на интеграции Образовательной Области развитие речи и музыкального воспитания
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Речь играет большое и очень важное значение в развитии ребенка-дошкольника. Анализируя психолого-педагогические источники можно сделать вывод о том, что эта тема особенно актуальна в наши дни, так как отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, а также то, что согласованность движения и речи является подготовительным этапом к освоению письменной речи и письму.
Что же такое музыкальное воспитание в детском саду? Это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью воспитания творческой личности ребёнка.
Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. И эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.
На дошкольном этапе необходимо, чтобы ребенок не чувствовал обучения, а играл в него. Главное заинтересовать детей и удержать интерес. И этому способствуют интегрированные занятия.
«Интеграция — это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития»
Актуальность такой Непосредственно Образовательной Деятельности в том, что мир окружающий детей познается ими на интегрированных занятиях в его многообразии и единстве, побуждая к активному познанию окружающей действительности. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности. Высвобождает время для практической направленности. Интеграция дает возможность для самореализации педагогов. Такие занятия способствуют более тесному контакту и сотрудничеству специалистов, педагогов, и родителей, в результате образуется детско – взрослое сообщество.
Тематика, которую я использую на данных занятиях очень разнообразна –образы природы (времена года (лето, осень, зима, весна) и природные явления), растительный и животный мир, социальная направленность. В основе также различные виды деятельности (развитие речи, ознакомление с окружающим, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование) решаются задачи и по физической культуре.
Цель интегрированных занятий, совершенствовать способность понимать художественный образ, его характер и настроение, развивать фантазию и воображение. Задачи- воспитание любви и интереса к музыке, путем развития музыкального восприятия и слуха.
Таким образом, с помощью музыкальных занятий у детей развивают голос, умение слушать, чувство ритма, вырабатывают умение двигаться правильно и красиво. Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо четко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его, чтобы обучение не привело к срыву голоса и болезненным последствиям. Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Для этого использую Артикуляционную гимнастику.
Большое значение для закрепления речевых навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов. Для формирования ладотонального звука незаменимым являются задания на развитие песенного творчества «Что ты хочешь, кошечка?», «Зайка, зайка, где ты был?», «Кто в домике живет?» и др. Детям предлагается поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.
Особое внимание уделяю введению в занятие
речевых и подвижных игр с элементами инсценировки
сказок, песен и стихотворений. В этих упражнениях на
первый план выступают диалоги, монологи детей, сложные словесные инструкции.
Целью этих упражнений является формирование способности быстро ориентироваться
в новом речевом задании, переключаться с одного вида упражнений на другой. Дети
играя выплескивают дополнительную энергию, учатся слушать свой голос и играть
с ним. Развивается интонационный и фонематический звук. Упражнения
на координацию речи с движением могут проводиться
без музыкального сопровождения, но сначала разучивается текст, затем
движение. Поэтому текст можно разучивать с детьми на любых других занятиях.
Пальчиковые игры(игры –манипуляции, сюжетно пальчиковые
упражнения, пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой в
старшем дошкольном возрасте).
Упражнения для развития тонких движений пальцев
рук формируют координацию, силу тонких движений,
навык выполнения действий с мелкими предметами.
Музыкально-ритмические движения – синтетический вид деятельности;
Развивает музыкальный слух, двигательные способности, психофизические и эмоциональные процессы. Тренирует мозг и подвижность нервных процессов. Совершенствуется моторика, координация движения, развивается произвольность движений, развитие слуха, внимания, памяти.
В процессе Музыкально-ритмические движений музыкальной деятельности создаю ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу - низкий звук, вверху - высокий, руки совершают отрывистые движения -звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук- плавный звук легато.
Красивые, пластичные движения рук, качественное дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции-все это оказывает благотворное влияние не только на психологическое и физическое здоровье детей, но и помогает развитию детской речи. Чем выше развитие у ребенка двигательная активность, тем лучше развита его речь.
Таким образом, применение интегрированных занятий, использование системы специальных упражнений, различных игр, индивидуальной работы-все это позволяет добиться положительных результатов в развитии речи у ребенка. Работая с детьми, мы должны помнить, что «ребенок-это не сосуд, который нужно наполнить, а факел-который нужно зажечь».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.