Интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся английскому языку
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
английский язык
Взрослым
21.01.2017
Правильная организация урочной и внеурочной деятельности в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС общего образования является важнейшим фактором повышения качества образования школьников. Для того чтобы повысить творческий потенциал учащихся, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности. В работе также рассматриваются основные направления внеклассной работы по иностранному языку в школе.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности.docx
Районная августовская секция учителей иностранного языка общеобразовательных
учреждений Шпаковского муниципального района
Интеграция урочной и внеурочной деятельности
обучающихся английскому языку в условиях реализации
ФГОС
Подготовила:
Г.А.Владимирова
учитель иностранного языка
МКОУ СОШ № 4
Михайловск 2015г. Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это
обусловлено происходящими в нашей стране социальноэкономическими изменениями,
которые в свою очередь, определяют основные направления государственной
образовательной политики.В современных условиях количество изменений в жизни,
происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств,
позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям.
Расположенность к творчеству – высшее проявление активности человека, способность
создавать нечто новое, оригинальное в любой сфере человеческой деятельности.Для того
чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать,
человек должен активизировать свой творческий потенциал.
На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на
формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный,
информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на
развитие творческих качеств личности.
Для того чтобы повысить творческий потенциал учащихся, эффективным методом
является интеграция урочной и внеурочной деятельности. Интеграция это не
механическое соединение предметов… Интеграция это сближение и связи отдельных
систем (тем, знаний учащихся) в единое целое, т.е. синтез возникновение нового.
Введение стандарта второго поколения во многом изменило школьную жизнь
ребёнка. Речь идёт о новых формах организации обучения, новых образовательных
технологиях, новой открытой информационнообразовательной среде, далеко выходящей
за границы школы. Правильная организация урочной и внеурочной деятельности в
образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС общего образования является
важнейшим фактором повышения качества образования школьников.
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется
главным образом на уроках. Этому способствуют современные технологии: проблемно
исследовательское обучение, метод проектов, модульное обучение, мастерские и т.д.
Несмотря на это, целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и
навыков имеет всегда дополнительный резерв. Внеурочная работа учащихся –
благоприятная почва для решения этих задач.
Важно иметь в виду, что «Внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая
добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы
с отстающими или одарёнными детьми. Внеурочная деятельность — это осуществление
взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма
обеспечения полноты и цельности образования» (Федеральный государственный
образовательный стандарт общего образования).
Внеурочная деятельность позволяет наиболее полно сформировать языковую
компетенцию обучающихся. Именно языковая и коммуникативная компетенции
способствуют формированию умений и навыков речевого общения. Компетенция для
ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения речевого общения,
формируемый через все виды речевой деятельности — чтение, говорение, письмо,
аудирование.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных
учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной
деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время,
отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах,
отличных от урочной системы обучения. Задача каждого педагога состоит в том, чтобы
создать условия, при которых любой ребёнок мог бы двигаться по пути к совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, а главное «научить учиться» и делать это на
протяжении всей жизни. При обучении иностранным языкам главное перебороть языковой
барьер и научиться участвовать в акте коммуникации, а языковая компетенция как раз и
формируется с помощью умений и навыков речевого общения. Духовно нравственная и
общеинтеллектуальная направленность курса внеурочной деятельности способствует
развитию кругозора и широкому выбору тем коммуникации.
В разделе № 3 п.13 ФГОС ООО сказано: «… внеурочная деятельность организуется
по направлениям развития личности». Это и является главным преимуществом внеурочной
деятельности по сравнению с уроком – то, что направление образовательной деятельности
свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и
потребностей.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков
направлена на достижение результатов освоения основной программы общего образования
на трёх уровнях – личностном, метапредметном и предметном.
Планируемыми личностными результатами изучения английского языка в ходе
осуществления внеурочной деятельности являются:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению;
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности,
системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности;
знакомство с миром, отражаемым иностранным языком, разными аспектами
жизни зарубежных сверстников на основе использования средств изучаемого
языка.
Под метапредметными результатами освоения предмета понимаются способы
деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении
проблем в реальных жизненных ситуациях. К ним относятся:
развитие умений взаимодействовать с окружающими;
расширение общего лингвистического кругозора школьников;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер.
Планируемые предметные результаты конкретизируются в соответствии с
требованиями, выдвигаемыми в Примерной программе по иностранному языку.
Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой
обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться
самостоятельно, действовать, чувствовать, принимать осознанные решения и др.
Традиционно в методической литературе и в школьной практике различают
следующие формы внеурочной деятельности по английскому языку: массовые, групповые и
индивидуальные.
Индивидуальная внеурочная работа осуществляется с отдельными учениками и
заключается в подготовке сообщений или докладов о стране изучаемого языка, о важных
событиях и датах, а также о знаменитых людях. Во время внеклассных занятий школьники
готовят наглядные пособия, занимаются оформлением альбомов, стендов и стенгазет.
Индивидуальная работа может осуществляться постоянно или эпизодически.
Групповая форма внеурочной деятельности имеет четкую организационную
структуру и постоянный состав учеников, объединенных общими интересами. К этой
форме относятся различные кружки. Обычно занятия в кружках проводятся на регулярной
основе. Что касается массовых форм внеурочной деятельности, у них нет четкой
организационной структуры. К ним относятся фестивали, вечера художественной
самодеятельности, карнавалы, конкурсы и тематические вечера.
По смыслу выделяют следующие формы внеурочной деятельности по английскому
языку: соревновательные, культурномассовые, политикомассовые. Каждая из групп
предусматривает проведение определенных мероприятий. Соревновательные мероприятия
– это игры, конкурсы, викторины, олимпиады. Мероприятия культурномассового
характера включают в себя вечеравстречи с интересными людьми, вечерапраздники,
которые посвящены традициям страны изучаемого языка, вечерапортреты, где изучается
биография известных поэтов, композиторов, актеров, вечерахроники, связанные со
знаменательными событиями. К мероприятиям политикомассового характера относятся
фестивали, форумы, ярмарки, прессконференции, телемосты.
Также возможно и желательно устраивать круглые столы с приглашенными гостями
и носителями иностранного языка, а также всевозможные проекты, связанные с
иностранным языком. Творческая подача материала педагогом и умение подвести к
намеченной цели во многом способствуют креативному мышлению и формированию
языковой компетенции обучающихся, а также способствуют выполнению социального
заказа в рамках ФГОС НОО и ФГОС ООО — в формировании поколения, которое может
мыслить нестандартно и самостоятельно находить решение в любой жизненной ситуации.
Система внеклассной работы по иностранному языку в нашей школе включает
совокупность взаимосвязанных форм, методов и видов внеурочной деятельности,
объединенных общими целями. Основными направлениями содержания внеклассной
работы по иностранному языку являются:
формирование коммуникативных умений и навыков;
изучение страны изучаемого языка;
развитие у учащихся ценностных ориентаций и мотивов деятельности.
Взаимодействие этих направлений обеспечивает гармоничное развитие личности в
системе внеклассной работы по иностранному языку.
Эффективность внеклассной работы зависит от следующих условий,
осуществляемых на занятиях:
добровольность участия, сочетание самодеятельности и инициативы детей с
направляющей ролью учителя;
четкая организация и тщательная подготовка всех мероприятий;
эстетическая выразительность, занимательность и новизна содержаний,
форм и методов работы;
наличие целевых установок;
широкое использование методов педагогического стимулирования
активности учащихся.
Внеклассная работа позволяет учителю использовать более широкие возможности
для формирования особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в
процессе обучения, и предлагается им квалифицированная педагогическая поддержка.
Внеклассная работа по английскому языку в нашей школе проводится по
нескольким направлениям:
научноисследовательское
лингвострановедческое
литературное.
Научноисследовательская деятельность – мощное средство, позволяющее увлечь
новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования. Она
позволяет каждому ученику испытать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из
своих дарований.В процессе выполнения научноисследовательской работы у детей формируются общие исследовательские умения и навыки – это: умения видеть проблемы;
задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать;
наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; структурировать
материал; работать с текстом; доказывать и защищать свои идеи.
обобщать,
Интерес как мотив играет важную роль в обучении школьников иностранным
языкам. Задача учителя состоит в том, чтобы этот интерес был постоянным и
устойчивым.Заинтересовать учащихся и превратить сухую зубрежку в увлекательное
познание и использование всех навыков и умениймнепомогает проектная технология. Во
первых, она в наибольшей степени повышает продуктивность обучения, так как нацелена на
развитие личности школьников, их самостоятельности и творчества. Вовторых, отличаясь
кооперативным характером выполнения заданий, технология проектов является
творческой по своей сути, так как дает возможность учащимся размышлять,
самостоятельно искать,
обрабатывать необходимую
информацию. Втретьих, с методом проектов можно работать не только на уроках, но и во
внеклассной работе, когда используется широкий спектр проблемных, поисковых,
исследовательских приемов, четко ориентированных на реальный практический результат
по любой теме, изучаемой в рамках школьной программы. Как известно, проекты могут
быть краткосрочными и долгосрочными. Все современные учебники по английскому языку
предусматривают выполнение краткосрочного проекта по завершении изучения какойлибо
темы школьной программы. Что касается долгосрочных проектов, эти работы
презентуются и защищаются на ежегодной школьнойнаучнопрактической конференции.
анализировать,
Целью лингвострановедческого направления является развитие общекультурной,
интеллектуальной компетентности учащихся, вовлечение их в обсуждение актуальных
проблем жизни человека в прошлом и в современном мире. Внеклассная работа нашей
школы по этому направлению представлена в форме тематических праздников, КВН и
страноведческих викторин для учащихся среднего и старшего звена, которые проводятся в
рамках ежегодной недели английского языка. Для учащихся начальной школы проводятся
театрализованные постановки сказок. Сказка, всегда интересная детям по своей
содержательной основе, в огромной степени способствует созданию мотивации к
овладению иностранным языком. Именно драматизация помогает детям «окунуться в
язык», преодолеть речевой барьер. Чтение и инсценировка сказок дают учащимся
возможность прочно закрепить лексику и грамматические формы, необходимые для
развития навыков и умений устной речи. Подобные мероприятия дают ученикам
возможность узнать традиции и обычаи страны изучаемого языка,а также применить язык
на практике.
Литературное направление внеклассной работы в нашей школе представлено в
основном конкурсами чтецов, а также конкурсами на лучший перевод стихотворений
англоязычных авторов. Проводятся также творческие вечера, посвященные жизни и
деятельности известных писателей, поэтов, композиторов, актеров. Были проведены вечера
по творчеству У. Шекспира, Р. Киплинга, Р. Бернса, Д. Байрона, а также музыкальный
вечер, посвященный группе «Битлз».
Неотъемлемой частью внеклассной работы по английскому языку является
предоставление учащимся возможности раскрывать, совершенствовать и развивать свои
способности через участие в разных олимпиадах и конкурсах, интеллектуальных играх.
Ученики нашей школы принимают самое активное участие в школьных, районных,
Всероссийских дистанционных олимпиадах, международных игровых конкурсах, таких как
«Британский бульдог», ”Welcome”, «Интеллект» по английскому языку и т.д. В минувшем
учебном году ученики нашей школы впервые принимали участие в Евразийской
лингвистической олимпиаде. Двое из них стали победителями отборочного тура. В апреле
этого года издательство «Просвещение» проводило конкурс презентаций, посвященный 70 летию Победы. Учащиеся 5го и 7го классов были награждены сертификатами за свои
работы. Для детей, ориентированных на мировые стандарты владения английским языком,
существует возможность сдачи международного экзаменаCambridgeexamination. В этом
году две ученицы шестого класса сдали экзамен уровня KET, набрав 87 и 71 баллы.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что интеграция урочной и внеурочной
деятельности является эффективным методом повышения творческого потенциала
учащихся, расширяет сферу применения иностранного языка, приводит к тому, что
формируется широкая и разнообразная творческая образовательная среда. Создаются
благоприятные условия для формирования социокультурной компетенции, и её
формирование происходит успешно.
Список литературы:
1 Данилюк А.Я. «Теоретикометодические основы интеграции в образовании»,
РостовнаДону, 1997.
2 Загорная Л.П. «О разработке интегрированного курса «Иностранный язык +
художественное развитие»// Иностранные языки в школе, 1992г. №34
3 Зеня Л.Я. «Воспитание экологической культуры школьников средствами
иностранного языка»// Иностранные языки в школе, 1990г. №4
4 Пульбере А., Гукаленко О., Устименко С. «Интегрированные технологии» //
Высшее образование в Росси, 2004. –№ 1
5 Раченко И.П. «Интегративная педагогика», http://bspu.ab.ru/
6 Романова О. Н. «Организационнопедагогические условия реализации внеурочной
деятельности обучающихся, как совокупность возможностей успешного решения
поставленных задач ФГОС ОО», Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 369373.
7 «Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования. Стандарты второго поколения» под ред. А. М. Кондакова, А. А.
Кузнецова. — 2е изд. — М.: Просвещение, 2009.
8 «Организация внеурочной деятельности школьников в условиях реализации
требований федерального государственного образовательного стандарта общего
образования» / учебнометодическое пособие: в 3 ч. / авторысост.: В. Г.
Черемисина, Е. А. Пахомова, О. Б. Лысых и др.; под общей ред. Н. Э. Касаткиной,
Е. Л. Рудневой. — Кемерово: Издво КРИПКиПРО, 2011. Часть III. с. ISBN 978–
57148–0370–3.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся английскому языку
Интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся английскому языку
Интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся английскому языку
Интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся английскому языку
Интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся английскому языку
Интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся английскому языку
Интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся английскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.