Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС
Оценка 5

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
классное руководство
Взрослым
01.02.2017
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Поэтому нельзя сказать, что внеурочная деятельность может существовать без урочной и наоборот.Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Поэтому нельзя сказать, что внеурочная деятельность может существовать без урочной и наоборот.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.doc
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС С   введением   Федеральных   государственных   образовательных   стандартов   (далее   ФГОС)   перед руководителями образовательных учреждений встает множество вопросов, но не один из них не имеет однозначного   ответа.   «Практика   показывает   и   доказывает,   что   для   реализации   стандарта   нового поколения   образовательные   учреждения   по­разному   подходят   к   организации   учебного   и   внеучебного времени.   Главное,   что   объединяет   все   школы   всех   регионов   России   –   это   своевременное   решение поставленной   перед   школой   задачи   создания   разнонаправленной   вариативной   образовательной   среды, которая позволяет учащимся во внеурочное время реализовывать право выбора». Отличительной   особенностью   нового   стандарта   является   его   деятельностный   характер,   ставящий главной   целью   развитие   личности   учащегося.   Система   образования   отказывается   от   традиционного представления   результатов   обучения   в   виде   знаний,   умений   и   навыков,   формулировки   стандарта указывают   реальные   виды   деятельности,   которыми   учащийся     может   овладеть   к   концу   начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для   УУД   предусмотрена   отдельная   программа   –   программа   формирования   универсальных   учебных действий   (УУД).   Все   виды   УУД   рассматриваются   в   контексте   содержания   конкретных   учебных предметов.   Наличие   этой   программы   в   комплексе   Основной   образовательной   программы   начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы. Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно­ оздоровительное, духовно­нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого­педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые   консультации   (в   том   числе   –   дистанционные)   для   детей   различных   категорий,   экскурсии, кружки,   секции,   круглые   столы,   конференции,   диспуты,   школьные   научные   общества,   олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время,   отведенное   на   внеурочную   деятельность,   не   входит   в   предельно   допустимую   нагрузку обучающихся.   Чередование   урочной   и   внеурочной   деятельности   определяется   образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся. В   данном   контексте   представляется   оправданным   обобщение   накопленного   опыта   работы образовательных учреждений, столкнувшихся с проблемами реализации основных идей новых ФГОС и имеющих определенные решения важных управленческих, учебно­методических, организационных и иных проблем. С 2011­2012 учебного года школа начала реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО). Этому предшествовал подготовительный этап, включавший   разработку   и   написание   учебных   программ,   освоение   новых   технологий,   формирование портфолио учащихся, приобретение соответствующих учебников и необходимого оборудования и мн. др. В   2015­2016   учебном   году   произошел   переход   на   Федеральные   государственные   образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО). В результате анализа контекста ФГОС начального, основного общего образования пришло понимание единого   подхода,   заложенного   в   указанных   документах,   к   целям,   содержанию   и   организации   учебно­ воспитательного процесса на разных образовательных ступенях. В каждом из стандартов прослеживается смена знаниевой парадигмы обучения на компетентностную, переход   на   личностно­ориентированную   концепцию   обучения,   ориентация   на   деятельностный   и интегративный   подходы   в  обучении,  приоритет   проектно­исследовательской   деятельности   учащихся   с большим объемом самостоятельной работы, изменение роли учителя с транслятора знаний на организатора поисковой работы учащихся и т. д. Осмысление концептуальных идей, заложенных в образовательных стандартах, позволило разработать план их реализации в учебной и внеучебной деятельности. «Необходимо так образовать учебный, воспитательный и сопутствующие социальные процессы, чтобы развить в человеке жажду познания», – писал А. П. Бардашкевич. Местоположение школы в посёлке Сажное   дает   нам   возможность   использовать   окружающий   социум   для   решения   задач   основных образовательных   программ.  Таким  образом,  было   реализовано   требование   стандартов  в  тематическом планировании учителей, работающих в 1­5­х классах. Под внеурочной формой мы понимаем занятия, которые проводятся в иной отличной от классно­ урочной   формы,   т.   е.   устные   журналы,   музыкально­литературные   композиции,   викторины,   праздники, спортивные игры, беседы, виртуальные экскурсии и экскурсии обыкновенные, уроки­семинары, уроки­ концерты, уроки­выставки и т. п. Но есть и другая часть образовательного процесса – это внеурочная деятельность. Что же касается внеурочной деятельности, то под этим понятием мы подразумеваем деятельностную организацию   на   основе   вариативной   составляющей   базисного   учебного   (образовательного)   плана, организуемую   участниками   образовательного   процесса,   отличную   от   урочной   системы   обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности   учащихся,   позволяющие   в   полной   мере   реализовать   Требования   Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Внеурочная деятельность в школе регламентируется локальными актами: приказами   об   организации   внеурочной   деятельности, утверждении   педагогической   нагрузки, «Положением   о   внеурочной   деятельности   учащихся»   и «Положением   об   установлении   оплаты педагогическим работникам за неаудиторные занятия с обучающимися МБОУ «НОШ п. Сажное»». Интеграция внеурочной деятельности в образовательный процесс осуществляется за счет нелинейного расписания как в первой, так и во второй половине дня. Учащимся предложены занятия в объединениях дополнительного   образования.   Надо   отметить,   что   эти   объединения   функционируют   для   занятий творчеством, для занятий конструированием и моделированием.  После   уроков   учащиеся   посещают   индивидуально­групповые   занятия   по   предметам,   готовятся   к предметным   олимпиадам,   творческим   конкурсам,   делают   проекты,   проводят   репетиции,   получают консультации. Внеурочная   деятельность   способствует   значительному   обогащению   образовательного   процесса   и открывает   новые   возможности   для   развития   учащихся;   расширения   образовательных   услуг; удовлетворения потребностей учащихся; финансовой поддержки педагогов за выполнение функций, не относящихся к основной деятельности, но связанных с образовательным процессом и обеспечивающих повышение его эффективности и мн. др. При   этом   возникает   необходимость   определенных   решений,   связанных   с   внедрением   внеучебной деятельности. Необходимо в мае месяце текущего года провести презентацию неаудиторных занятий и определить   в   ходе   анкетирования   запросы   учащихся;   собрать   заявления   родителей   о   желании обучающихся   посещать   то   или   иное   занятие;   в   августе   месяце   проконтролировать   разработку необходимых рабочих программ неаудиторных занятий и утвердить их приказом по школе; в сентябре месяце нового учебного года утвердить приказами по школе имеющиеся формы неаудиторных занятий, списки   учащихся   посещающих   их,   расписание   занятий   и   кабинеты,   в   которых   они   будут   проходить; завести журналы неаудиторной занятости учащихся; предусмотреть незанятость классных руководителей во время занятий детей по выбору, чтобы можно было быть уверенными в порядке, дисциплине в школе и сохранности   жизни   и   здоровья   детей;   внести   изменения   в   должностные   инструкции   классных руководителей, т. к. на них ложатся обязанности тьюторов; учесть эти изменения при финансировании; показать   родителям   возможности,   которые   открываются   перед   их   детьми   с   помощью   неаудиторной занятости, постепенно меняя сознание родителей в отношении важности внурочной деятельности. Исходя из выбора наших учащихся, строятся их индивидуальные учебные планы (ИУП). Реализация ИУП, конечно,   должна   отслеживаться   и   находить   своё   отражение   в   различных документах. Как нельзя лучше для этого подходит Портфолио. Как известно, инновации в образовательном процессе невозможны без переподготовки кадров. В этом смысле большую помощь оказывают курсы повышения квалификации по внедрению ФГОС. Однако,  обучение  на  курсах   не  обеспечивает   полного  погружения  учителей  в   условия   внедрения новых стандартов, возникает необходимость целенаправленно выстраивать методическую работу на базе школы   и   планировать   внутрифирменное   обучение.   Обобщая   собственный   опыт,   можно   выделить некоторые формы работы учителей, сложившиеся в рамках реализации новых стандартов: обмен мнениями педагогов о том, что они услышали на курсах повышения квалификации, открытые   уроки   с   применением   новых   технологий,   нового   оборудования   в   рамках   школьных методических объединений учителей­предметников, мастер­классы на школьном уровне, конкурсы конспектов уроков, семинары в форме круглого стола, обобщение опыта работы в публикациях учителей и т. д. В   ближайших   планах   школы   предусмотрено   дистанционное   обучение   педагогических   кадров   по проблеме   «Применение   ИКТ   в   образовательном   процессе   в   рамках   введения   ФГОС»,   а   также дистанционное обучение коллег, которые присоединятся к нам в новом учебном году и начнут работать по ФГОС. Одним из требования новых стандартов является создание в школе информационно­образовательной среды (ИС), которая должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя. Все   инновации   должны   становиться   достоянием   родителей   и   общественности.   Как   отмечается   в стандартах, содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Исходя из этого, мы должны знакомить родителей с теми изменениями, которые происходят в школе, разъяснять их позитивные стороны и быть более открытыми.  Информированность общественности о деятельности учреждения в районной и областной печати – одна из основных задач, которые стоят перед образовательной организацией. Таким образом, только вместе с родителями и общественностью мы сможем решить стоящую перед педагогами   задачу:   освоить   и   реализовать   стандарты,   предоставить   обучающимся   возможность «реализовать любую индивидуальную траекторию, которая соответствует его способностям, запросам и нуждам».

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2017