Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе №6 для детей с ТНР по теме «Профессии на транспорте».
Цель: Актуализация экспрессивного словаря. Совершенствовать умение оперировать понятием слово, слог; совершенствовать навык употреблять в речи развёрнутую фразу с однородными членами предложения (сказуемыми).
Коррекционно-образовательные задачи. Закрепление в речи введённые ранее существительные в косвенных падежах без предлогов и с некоторыми простыми предлогами (шофёра, шофёру, шофёром, о шофёре); навык согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже (шофёр, шофёру, об опытном водителе, два кондуктора, пять кондукторов).
Коррекционно-развивающие задачи. Активизация движений речевого аппарата, подготавка его к формированию правильной артикуляции сонорных звуков. Совершенствование качествя голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в игре «Шофёры».
Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Оборудавание: предметные картинки по теме «Шофёр», рисунки «Мой автомобиль».
Предварительная работа: повторение значений сигналов светофора, заучивание загадок о шофёре; аппликация «Мой автобус».
Интеграция областей: познавательное, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Ход занятия.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
(организация детей на начало занятия, ознакомление с темой занятия, развитие темпо-ритмической организации речи).
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Внятно, чётко говорим,
Никогда мы не спешим.
Дети сидят на стульчиках, самостоятельно произносят рифмовку, отстукивая каждое слово кулачками по коленочкам в медленный темпе.
Логопед: - Ребята, сегодня мы будем говорить с вами о профессиях на транспорте.
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
Сегодня многие важны.
2. Игра с мячом «Я знаю пять названий профессий на транспорте».
- Какие все профессии? (Нужные) Ещё какие? (Важные)
3. Отгадай загадку и ответь что подходит?
Ребёнок 1. (Тимофей) Весь день в руках баранка, а не пекарь. Кто это? (шофёр) – Молодец. Садись.
Логопед размещает картинку Шофёр и говорит.
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру подходит-неподходит. Я говорю слова, если шофёру подходит, вы хлопаете в ладоши (улыбаетесь), если не подходит – хмуритесь, качаете головой и грозите пальчиком.
4. Подходит-неподходит.
- Ребята, что подходит шофёру? (Руль) Почему? (потому что шофёр рулит).
Баранка, руль; качели, педали; малина, машина; рекламирует, ремонтирует; крутит руль, крутит педаль; мотор, шофёр, светофор.
- Ребята, следующая загадка.
5. Отгадай загадку и скажи, что делает?
Ребёнок 2. (Женя) Всю жизнь сидит он за рулём, свою машину моет. Рулит он вечером и днём, коль заскрипит – наладит. Кто же это? (шофёр). Молодец. Садись.
- Что делает шофёр? (Шофёр сидит за рулём, моет машину, ремонтирует машину).
Как можно сказать по-другому? (По-другому можно сказать чинит).
Ребёнок 3. (Миша) Нажимаю на педаль и машина мчится в даль… - Кто же это? (шофёр). - Что делает шофёр? (Шофёр нажимает на педаль). Молодец. Садись.
6. Отгадай загадку и скажи, на какой звук слово?
Ребёнок 4. (Мирон) Качу, лечу во весь опор, я сам мотор, я сам … Кто это? (шофёр) – Молодец. Садись.
- Ребята, какой звук слышится в начале слова ШОФЁР? (ШШШ)
- На что похож звук? Змейка шипит …
- Правильно, пошипим как змейка.. ШШШШ
- Какой звук? Широкий или узенький? (широкий)
- Покажем широкий язычок: АУ «Чашечка». Глубокий вдох – кто дольше? Шшшшш.
6. Слушай внимательно – запоминай старательно, повторяй. (тепирование ударение на последний слог)
Ши-ши-ШИ - все машины хороши.
Ша-ша-ША – будем ехать не спеша.
Шу-шу-ШУ - вас кататься приглашу.
7. Физминутка «Машины»
На улице нашей, машины, машины
Машины - малютки, машины большие.
Спешат грузовые, фырчат легковые,
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
7. Отгадай загадку и посчитай, сколько слогов?
Ребёнок 5. (Матвей) Иль автобус, иль маршрутку, или самосвал с углём; он ведёт, забыв про шутку – ведь сидит он за рулём. Кто же это? (шофёр) – Молодец. Садись.
- Ребята, сколько слогов в слове шофёр, давайте посчитаем. Пальчики выстреливают ш[а]- фёр.
- А как по-другому можно назвать шофёра? (водитель) пальчики «выстреливают» в[а]дитель.
- Какое слово длиннее? (длиннее водитель).
- Молодцы.
8. Игра подбери картинку к схеме.
Логопед раздаёт картинки с изображением транспортных средств.
- Ребята, я раздала вам картинки с изображением транспортных средств. Если в слове 2 слога, вы подходите ко мне, если три - подходитете к воспитателю.
Если дети многократно ошибаются, игру повторяем 2 раза, предварительно посчитав слоги в назавании транспортных средств.
Затем дети садятся на стульчики.
9. Игра пассажирский или грузовой.
10. Поскажи словечко.
-Ребята, последнюю загадку прочитет нам воспитатель.
Воспитатель читает загадку Мне мигает светофор, знает он, что я … (шофёр) – логопед размещает на доске картинку светофор.
- Ребята, кому мигает светофор? (шофёру)
- Почему? (потому что шофёр должен знать сигналы светофора).
12. Повторяем правила безопасности на транспорте.
Игра «Семафорчики».
13. Поведение итогов.
- Ребята, о чём мы с вами говорили сегодня на занятии?
- Что нового узнали?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.