Искиндирова Виктория Игоревна,
Педагог – психолог
МДОУ «Детский сад № 144»
Кировского района г.Саратова
Интегрированное тренинговое занятие с применением куклотерапии
"Познаю себя"
Казалось бы, куклы – всего лишь игрушки,
но именно они помогают учить и лечить детей.
А.Татаринцева
Аннотация:
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит "замена" реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения.
Куклотерапия - это метод коррекции с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок - взрослый.
Главная задача куклы – обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться со взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать, нарабатывает моторику кисти.
Цель: улучшение социальной адаптации, развитие самосознания, умение разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Изготовление куклы – мотанки для дальнейшей психотерапевтической работы.
Задачи:
-активизация процесса самосознания личности;
-активизация личностных ресурсов;
-снятие эмоционального напряжения, путём изготовления куклы с травами, имеющей антистрессовые свойства;
-развитие коммуникативных навыков, фантазии, креативности.
Для решения поставленных задач на занятии используются методы:
-арт. терапия (изготовление терапевтических кукол-мотанок);
-психогимнастика;
-игровые методы;
-психодиагностика
Оборудование:
Лоскуты ткани, синтипон, деревянные палочки, ленты, бусинки, нитки, клей, иглы, ножницы, лекарственные травы Сибири, фломастеры, мяч
Целевая группа: от 6 лет.
Число участников: 15-20 человек.
Время: 45 минут.
Ход занятия:
1. Организационная часть.
Дети заходят в зал, садятся в круг.
Педагог-психолог:
- Здравствуйте. Я рада всех вас видеть. Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами будем изготавливать и затем использовать в наших занятиях куклу-мотанку. Но это будет не простая кукла. Для её изготовления нам, кроме обычного синтепона, понадобятся целебные травы, растущие в лесах Сибири. С помощью них вы можете наполнить вашу комнату бодрящими или релаксирующими ароматами любимых трав.
Перед сном можно положить куклу с собой на подушку для быстрого засыпания.
2. Разогрев
Упражнение «Поиски общего»
Цель: активизация участников
Материалы: Не требуются.
Инструкция:
Я буду называть какой-либо признак, а вы попробуйте быстро объединиться в маленькие группки по этому признаку.
- у кого одинаковый цвет одежды;
- у кого полное имя начинается на одну букву;
- по цвету волос.
3. Основная часть
Круглый стол «Зелёное богатство Сибири»
Ребята рассказывают о том, что знают о целебных травах, растущих в Сибири.
Упражнение «Липучки»
Цель: Динамичная разминка направлена на повышение сплоченности группы. Участники учатся быстро ориентироваться в ситуации, устанавливать контакт, вступать во взаимодействие.
Разминка снимает межличностные барьеры.
Материалы: Не требуются.
Инструкция: «Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На слове «стоп» вы должны остановиться и объединиться с кем-то руками. Давайте попробуем».
Процедура проведения: В открытом пространстве группа двигается. По команде педагога-психолога участники объединяются определенным образом по его заданию. Сначала по двое, затем по трое и т.д. Задание усложняется. Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частями тела.
Мини – лекция «Кукла – мотанка»
В славянской культуре обрядовые куклы играют особую роль. Их делали к определенным важным в жизни каждого человека событиям и к традиционным праздникам. Для каждого этапа жизни были свои обереги. Все обережные куклы всегда выполнялись без ножниц и иголок. Все отрывалось вручную. Заготовки из ткани клались только на колени, на столе их оставлять было нельзя. Важное правило для мотанок — одна кукла делается за один день, то есть растягивать процесс ее создания на несколько дней нельзя. Традиционно, эти обереги делаются без лица, считается, что таким образом они защищают своего владельца от злых духов и дурного сглаза. Но нашей кукле мы допридумаем черты лица и придумаем настроение.
4. Творческая мастерская «Изготовление куклы – мотанки»
1 этап. Процесс изготовления куклы.
1. В подготовленный лоскут ткани 14 см/14 см.набивается синтепон со смесью выбранных трав, придаётся округлая форма, на месте шеи закрепляется ниткой.
2. Получились: голова и шея.
3. Лоскут ткани 9 см/16 см складываем в трубочку и с обеих сторон обматываем нитками, оставляя края.
4. Теперь берём тот кусок белой ткани, 21 см/21 см, который играет роль “нижней сорочки”, делаем небольшое отверстие в середине и просовываем в это отверстие шею куклы. Фиксируем ее ниткой.
5. Точно по такому же принципу надеваем на куклу второе - нарядное, верхнее платье 26 см/26 см.
6. Добавление «украшений»: волосы, аксессуары (фартук, пояс и т.д.).
Кукла изготавливается индивидуально. Помощь можно оказывать только в технической, не в творческой части изготовления куклы.
2 этап. Представление, «оживление» куклы.
Когда кукла готова, наступает момент ее оживления.
Участникам надо представить куклу группе, стать ею. Пообщаться с другими куклами (детьми) от имени куклы. Рассказать о себе: сказать, как куклу зовут, как она себя здесь чувствует, какая она, чего ей хотелось бы от жизни, от себя, от окружающих, с какими сложностями она сталкивается…
Часто на данном этапе куклы вступают в диалог, начинают двигаться, возможно, ссориться или, наоборот говорить о своих симпатиях и т.д. Т.е. начинают жить «собственной жизнью».
Для ребенка такая форма самопредъявления более безопасна, чем привычный нам рассказ о себе, о своих проблемах, потребностях и страхах. Он может в процессе работы столкнуться с другим собой, той частью личности, которую не знает, или не принимает в реальной жизни. В ходе такого процесса, человек может понять, чего он на самом деле боится (в себе и в контактах с другими), и откуда этот страх взялся. Или убедиться, что бояться нечего, все не так страшно, как он себе представлял. Или обнаружить у себя ресурс, о котором даже не подозревал.
Вопросы для обсуждения:
• Как куклу зовут, сколько ей лет?
• Какими качествами она обладает? Есть ли такие качества у тебя? Если она похожа на тебя, то чем именно? Если не похожа, то в чем состоят отличия?
• Если у куклы есть недостатки, то, что конкретно тебя в ней не устраивает?
• Какой она должна быть, чтобы тебе понравиться?
• Что ты должен сделать для достижения этого результата? И т.д.
Последние три вопроса направлены на то, чтобы помочь ребенку осознать и преодолеть причину собственной неудовлетворенности, поводы для которой могут быть разные. Например, какой бы результат не получился у человека с завышенной самооценкой – он все равно будет недотягивать до идеала, так как он не может принять собственное несовершенство (персонифицированное в кукле). А кто-то доволен любым результатом, понимает, что «дело совсем не в том, из чего ты сделан, красив ты или не очень с точки зрения других людей, - важно, что ты есть, что ты уникален и неповторим, что были, есть и будут люди красивее, умнее, талантливее, но таких, как ты, нет, не было и не будет. Из самой малости и ерунды можно создать личность – свободную, неповторимую, чувствующую, единственную, а самое главное – любимую ее творцом» (Т.Колошина).
Исходя из общих принципов интерпретации арт-терапевтической продукции, значимыми с диагностической точки зрения, можно считать:
1. Размер куклы,
2. Выбранный ребёнком цвет (цвета),
4. Наличие (отсутствие) тела или его отдельных частей
5. Голова (форма)
6. Имена (первоначальное название куклы и ее реальное имя, возникшее после изготовления)
7. Количество деталей (схематичность, детализированность или излишняя детализированность облика)
8. Специфика использованного для изготовления куклы материала.
Обратить внимание на то, как создается кукла, ее образ (первоначальный, который ребёнок собирался воплотить в жизнь и тот, который получился в результате) и т.д.
Осуществлять диагностику необходимо по совокупности признаков, уточняя у ребёнка информацию.
6. Рефлексия.
Цель: Умение осознавать и формулировать эмоции и чувства словами.
Наша встреча подходит к завершению я бы хотела услышать от вас, как изменилось ваше настроение, что вы чувствуете сейчас, что вам понравилось? А вы хотели бы поиграть в кукольный театр со своей куклой? Я благодарю вас за вашу работу. Давайте попрощаемся.
Я предлагаю всем обняться на прощанье.
Список литературы, использованный при разработке занятия:
1. Колошина Т.Ю., Тимошенко Г.В. Марионетки в психотерапии – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: "Златоуст", 1998.
3. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб: Речь, 2007.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.