Предмет: Интегрированное занятие (чтение/обучение грамоте)
Тема: Знакомство с буквой и звуком «Ш».
Возрастная группа: 5 -6 лет
Описание методической разработки.
Данная методическая разработка предназначена для проведения интегрированного занятия в малых группах и составлена в соответствии с последними требованиями ФГОС второго поколения. Занятие может быть адаптировано для проведения индивидуальных занятий в рамках курса «Дошкольная подготовка». В ходе урока дети познакомятся с буквой «ш» и звуком, который она обозначает, научаться писать, соблюдая верный алгоритм, давать анализ звукам и читать первые слоговые схемы. Элементы скорочтения помогут детям легко освоить слоги и слияния. Для удобства преподавателя все необходимые ссылки на обучающее видео, материалы для печати и проведения занятия можно найти в разделе «Приложение».
Цель занятия:
1. Познакомить детей с буквой и звуком «Ш».
2. Развивать навыки аудирования.
3. Вспомнить понятия «гласный» и «согласный» звук.
4. Обобщить полученные ранее знания.
5. Научиться писать букву «Ш», соблюдая верный алгоритм.
6. Вспомнить правила посадки за партой, технику письма.
7. Продолжать развивать умение ориентации на рабочем листе.
8. Развивать память, внимание, логическое и образное мышление, воображение, моторику.
9. Обогатить лексический запас.
10. Развивать умение грамотно и последовательно выражать свои мысли.
11. Учиться самостоятельно делать выводы.
Оборудование:
1) Проектор, экран, колонки
2) Картинка буква «Ш» (см. приложение)
3) Прописи буква «Ш» (см. приложение)
4) Распечатка «Найди букву Ш» (см. приложение)
5) Слоговые таблицы (см. приложение)
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поиграем, чтобы вспомнит, какие предметы нам необходимы на занятиях, а какие будут нас отвлекать.
Коллективная игра.
Я буду называть различные предметы. Если они пригодятся нам на занятиях, хлопните в ладоши. Если нет – закройте ладошками лицо!
Карандаш
Мыло
Мяч
Линейка
Слайм
Пенал
Ластик
Печенье
Раскраски
Перед началом занятия проверьте, есть ли на вашем столе все необходимое для урока - тетрадь, пенал, учебники. И нет ли чего – то лишнего, например, игрушек, пищи. Теперь, когда мы готовы, можем начать заниматься.
Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуком. Попробуйте сами догадаться, о какой букве я говорю.
Давайте поиграем.
(Загадки)
Из коры их пёрышки,
А под ними зёрнышки,
И с еловых веточек
Ждут зимою белочек.
Кроме остреньких иголок
Что растёт на ветках
ёлок?
(Шишка)
(Учитель записывает слово на доске)
Я большой, но пустой.
Взлетаю в небо над землёй.
И не гордый, но надутый,
Ниткой крепкою опутан.
(Шарик)
На цветок, жужжа, садится,
Чтоб нектаром насладиться,
Он мохнатенький, как ель,
На пчелу похожий…
(Шмель)
Ребята, что вы заметили? Что общего у всех слов? Сделайте вывод о том, с какой буквой познакомимся.
Дети делают вывод. Учитель вывешивает на доску картинку с буквой «Ш», см. приложение.
Буква Ш совсем простая,
Как забор стоит, прямая,
Но Шипит, Шумит, ШурШит,
Шепеляво говорит,
Будто выпало два зуба,
Как её учить я буду?
2. Анализ написания буквы.
Ребята, давайте проанализируем написание буквы. Сколько элементов (частей) вы можете выделить?
(три вертикальных прямых линий и одна горизонтальная прямая).
Предположите, в какой последовательности мы будем писать букву.
(Дети высказывают свои предположения)
Сейчас мы проверим ваши версии.
Давайте посмотрим на экран, помогать нам сегодня пришли буквонямки, которые покажут нам, как правильно научиться писать букву «Ш».
Просмотр видео
https://youtu.be/_fTrPr43E1o
3. Письмо буквы «Ш»
(Учитель раздает прописи, см. приложение)
Ребята, мы с вами познакомились с буквой и провели анализ. Давайте попробуем ее написать. Перед вами прописи. Приготовьте карандаши.
(Письмо с комментированием учителя)
Ребята, какие вы молодцы! Букву писать мы научились, а вот среди других букв сможете ее отыскать?
(Учитель раздает распечатку «Найди букву «Ш», см. приложение)
А как вы думаете, какой цвет нам пригодиться – красный или синий? Давайте попробуем «пропеть» букву и понаблюдаем, гласный это или согласный звук?
(Дети делают вывод)
Все верно, это согласный звук. Значит, нам пригодится синий цвет. Но у звука «Ш» есть еще одна особенность – он всегда твердый! Даже если после буквы «Ш» стоит мягкий знак, звук «Ш» все равно останется твердым.
Раскраска буквы «Ш»
4. Чтение слоговых таблиц.
Ребята, когда мы познакомились и с буквой, и со звуком «Ш» , давайте попробуем его соединить с другими буквами. Что у нас получится ? (Слоги)
Перед вами слоговые таблицы (см. приложение). Сначала будем читать вместе.
(Хоровое чтение)
Теперь давайте попробуем прочитать «задом наперед».
(Обратное чтение)
(Дети читают слог с последней буквы)
А теперь давайте потренируемся и вспомним буквы, которые уже знаем.
(Скоростное чтение)
(На доске учитель записывает крупными буквами)
Ш У З Д Ш О Н Я И Ш Ж Э Х О Л У Ш Щ
Я буду читать одну букву, первый ученик следующую, потом снова я, потом второй ученик и т. д.
5. Итог занятия.
Ребята, мы сегодня очень хорошо потрудились : и с буквой познакомились, и со звуком, и анализ провели, и в чтении потренировались!
Что вам показалось сложным, а что легким?
С каким настроением закончим занятие?
6. Домашнее задание.
Нарисовать 3 предмета с буквой «Ш» в разных позициях (в начале, середине и конце).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.