Предмет: Интегрированное занятие (обучение грамоте/чтение)
Возрастная группа: 4- 5 лет
Тема: Знакомство с буквой и звуком «Р»
Описание методического материала.
Конспект урока предназначен для проведения занятий в малых группах , может быть использован в рамках курсов «Общее развитие ребенка» и «Подготовка к школе». На занятии ученики познакомятся со звуком и буквой «Р», выполнят звуковой анализ, подготовят руку к письму и научатся в правильной последовательности написанию буквы. Учитывая возраст детей, конспект построен на основании игровых технологий, сказкотерапии и творческих заданиях. На основе полученных ранее знаний дети будут продолжать учиться самостоятельно делать выводы и подводить итоги, анализировать звуки и элементы букв алфавита, высказывать свои предположения и грамотно строить свою речь. Для более удобного использования методической разработки , все необходимые для занятия раздаточные материалы и материалы для учителя можно найти в разделе «Приложение».
Цель занятия:
1)Познакомить с буквой и звуком «Р».
2) Учиться проводить анализ звука.
3) Развивать навыки аудирования.
4) Учиться писать в правильной последовательности букву «Р».
5) Развивать навыки грамотного и последовательного построения речи.
6) Развивать мелкую моторику и навыки письма.
7) Развивать логическое и образное мышление, память, внимание, фантазию.
8) На основе полученных ранее знаний развивать навыки чтения.
9) Учиться слушать и слышать окружающих, уважать мнения других.
10) Обобщить полученные ранее знания.
11) Учиться ориентированию на тетрадной странице.
Оборудование:
1) Пластилин красного цвета.
2) Раскраска «Рябинка» (см. приложение)
3) Картинка «Рябина» (см. приложение)
4) Прописи буква «Р» (см.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Здравствуйте, ребята. Вы когда-нибудь обращали внимание на яркое дерево, плоды которого созревают зимой? Его красные ягода , кажется, горят среди снега и сугробов. Как оно называется?
(Ответы детей, рябина)
Сказка «Красавица-рябина».
Росла в лесу рябина. Кудрявая. Нарядная. Богатая на плоды.
На осеннем балу не было ей равных. Стройная, раскидистая, красивая. Одни бусы кумачового цвета чего стоят. Соседки — осина и берёза подобными украшениями не обладали, и на бал являлись в простых осенних нарядах.
Красивыми у рябины были не только бусы. Листочки её – зубчатые, окрашенные в золотистые и красные тона, — тоже выделялись на общем фоне.
С раскрасавицей-рябиной весело перешёптывались дуб и клён.
Осенний бал был в самом разгаре, когда случилось непредвиденное.
На бал пришёл ёж. Он неважно себя чувствовал. Среди приглашённых начали срочно искать врача. Кто бы вы думали, оказался врачевателем? Наша красавица-рябина!
Но, прежде всего, надобно сказать, что приключилось с ежом. Он гостил в соседнем лесу, и там начался пожар. Ёжу срочно понадобилась помощь.
Раскрасавица-рябина протянула ежу несколько ягодок, и попросила его пожевать их. Рябина знала, что в народе давно используют её ягоды при отравлении угарными газами.
Ежу быстро полегчало. Все присутствующие были рады тому, что ёж повеселел.
А рябине сказали: «Большое спасибо».
Работа с текстом.
Какие украшения имела рябина?
Какие деревья пришли на осенний бал?
Какие листочки у рябины?
Кто из животных плохо себя почувствовал на осеннем балу?
Какой врач вылечил ежа? А каким образом?
Что о рябине знаешь ты?
2. Основная часть.
Ребята, посмотрите на доску.
(Учитель вывешивает картинку рябины (см. приложение) и подписывает название)
С какой буквы начинается название нашей красавицы?
Анализ звуков буквы «Р»
Какие звуки может обозначать буква? Это гласный или согласный звук? Докажите. (Дети пытаются «пропеть» звук) Если звук согласный, то платье какого цвета он будет носить? (Синего). Приведите примеры слов, в которых есть твердый или мягкий звук «Р». Посмотрите на слова
(учитель записывает на доске)
Рак, кора, бор.
Проанализируйте, в каких позициях буква «Р» встречается в словах?
(Может быть и первой, и в середине, и на конце)
Приведите примеры слов, в которых буква «Р» первая/в середине/на конце
Анализ алгоритма написания буквы.
Сколько элементов (частей) в букве «Р»?
(Два: прямая линия, полукруглая линия).
С какого элемента начнем письмо? Какой элемент будет последним?
Пальчиковая разминка. Творческое задание.
Но перед тем, как начать писать, давайте разомнем наши пальчики и подготовимся. Перед вами рисунок – гроздь рябины (см. приложение). Но рябинка потеряла свою красоту. Давайте ей поможем снова стать ярким украшением зимнего пейзажа.
(Учитель раздает детям красный пластилин, ученики выполняют аппликацию пластилином)
Теперь, когда наши пальчики готовы, давайте возьмем карандаши и попробуем написать букву в воздухе, сохраняя алгоритм. Сначала сверху вниз пишем прямую линию, затем отрываем руку от листа и пишем второй элемент.
Письменная работа в прописях (см. приложение)
3. Заключительная часть. Чтение.
Ребята, но одной букве «Р» так скучно! Давайте найдем ей друзей и попробуем соединить с другими буквами.
Перед вами слоги из двух букв. Давайте попробуем их прочитать.
(Учитель раздает детям слоговые таблицы, см. приложение)
При затруднении учитель помогает детям читать.
4. Итог занятия.
Сегодня мы с вами отлично потрудились, помогли рябинке, познакомились с буквой «Р» и ее звуками, научились писать ее и читать.
Что вам показалось сложным, а что легким?
С каким настроением закончим занятие?
ПРИЛОЖЕНИЕ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.