Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Тайны прошлого»
Оценка 5

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Тайны прошлого»

Оценка 5
docx
20.03.2020
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Тайны прошлого»
Конспект Герменевтика.docx

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе

«Тайны прошлого»

 

Цель:

на основе имеющихся знаний и опыта конкретизировать представления детей  об историческом прошлом   человека.

Задачи:

Образовательные: 

Учить детей обобщать и делать выводы на основе имеющегося опыта и полученных раннее знаний.

Подвести детей к представлению  о том,  как человек создавал  предметы для своей жизни, (изготовление жилища, добывание огня и пищи, приготовление пищи).

Развивающие:

  Вызвать интерес  к процессу изменения и    преобразования, научить ориентироваться в прошлом и  понимать, что человек постоянно стремиться улучшить свои условия.

   Активизировать желание заниматься  поисково - исследовательской деятельностью, делиться новыми открытиями и знаниями с друзьями.

Развивать умение строить умозаключения, грамматически правильно и связно оформлять свою речь.

Воспитательные:

Способствовать проявлению интереса  к  самостоятельному добыванию знаний; стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Воспитывать эмпатию, толерантность, эмоциональную отзывчивость и коммуникативные навыки.

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, художественная.

Материал и оборудование:

макет пещеры, детали очага, костер, силуэты следов, игровое колесо, ленточки с узелками, камни различной формы, палка, ленточки, веревки, оборудование для экспериментов с водой, художественные средства для рисования, музыкальное сопровождение, флипчарт.

Презентация:  «Тайна прошлого», мультимедийное оборудование.

 

 

Ход занятия:

Воспитатель предлагает поздороваться с гостями:

Кем-то придумано просто и мудро,

Утром здороваться «Доброе утро»!

«Доброе утро» - солнцу и птицам,

«Доброе утро» - улыбчивым лицам!

В.: Ребята,  давайте с вами попробуем догадаться, о чем мы с вами будем сегодня говорить.  Обратите внимание, что здесь изображено? (Следы) Будьте внимательны – все следы разные, но их можно сгруппировать по определенному признаку. Попробуйте это сделать…. (выделяют следы зверей и птиц – остался след человека)

В.: - Чей это след? (человека) А мы можем определить по следу, кто его оставил? (пол, возраст, время проживания и национальность, профессия – нет)

В.: Посмотрите, вот кто оставил этот след. А что можно сказать о человеке по рисунку? (Мужчина, возраст…, сильный…)

- Древний, первобытный человек.

- Как вы догадались?

(человек одет в шкуру, в руках дубина, заросший, босой, природа на заднем плане не современная…)

- Итак, тема нашего занятия – древний человек.

Воспитатель: Ну что ж, давайте перенесемся в прошлое. Поможет нам в этом волшебное колесо истории. Пока я его кручу, повторяйте за мной волшебные слова.


Можно пальчиком потрогать

Самый краешек мечты,

К ней найти свою дорогу,

Непременно сможешь ты.

К ярким звездам наши детки

В разноцветных снах летают,

Чтоб узнать, как жили предки,

В прошлое попасть мечтают.


В.: - Вот мы и в древнем мире. А это первое жилище человека, которое он находил себе в горах. Кто знает, как оно называется? (пещера)

- А представьте, когда не было готовой пещеры, из чего древние люди могли построить себе дом? (из камней, из веток, из шкур, вырыть в земле…)

Человек жил не один, а среди других людей.

- Что нужно людям, чтобы понимать друг – друга? (общение, разговор, дружба…)

- Как общались в древности? Собрался ты на охоту, как позвать других?

(жестами, звуками, тянуть за собой, нарисовать, показать копье…)

- Правильно, можно позвать жестами. Как? (дети изображают) А можно голосом (дети показывают)

- Подумайте, что могли использовать древние люди, чтобы передать сообщение на дальние расстояния, когда друг – друга не видно?

(разводили костры, дым которых был виден очень далеко; использовали барабаны, залезали на верхушки деревьев и махали….)

- Да, дым многое мог сообщить людям. Посмотрите на рисунки (слайд люди у костра).

- Чем они отличаются? Да, если дым от костра не поднимается высоко, значит, враг далеко, беспокоиться не о чем. Как вы думаете, что может значить этот сигнал? (дым высоко – враг близко, тревога)  

  - А с помощью большого барабана сигналы передавали количеством ударов: 2 удара (показ) – приветствие, частая дробь (показ) – тревога. Давайте с вами попробуем, а вместо барабана – используем ваши ладошки. Поприветствовали гостей и друг друга;

а теперь – тревога…

- Молодцы,  помогли соседнему племени. А теперь посмотрите на эти ленточки (раздать ленточки с узелками). Как вы думаете, как с их помощью можно общаться?   (большие узелки – охота, маленькие – рыбалка; много узелков – большой урожай….)

- В древности завязывали узелки разных цветов,  так передавали сведения о начале войны, рождении ребенка и других событиях. Как вы думаете, каким цветом сообщали о войне? О конце войны? ………..

- Сначала люди общались с помощью узелков, дыма, звуков, но это было очень не удобно и тогда возник  язык, то есть разные слова. Так же люди выбирали себе имена.

- Как вы считаете, как придумывали себе имена древние люди?

(по внешности…, по характеру или привычкам – молчун, умник, скромник, смельчак, трусишка…; по физическим качествам – быстрый, ловкий, медлительный…; сравнение с животными….)

- Раз мы с вами путешествуем по прошлому, то давайте представим себя в роли человека того времени и придумаем себе имя. Вставайте в круг.

Игра «Придумай имя своё»

(дети по одному выходят в круг, называя придуманное  имя)

Появляется девочка и последняя называет свое имя – Почемучка.

В.: - Ребята, как вы думаете, почему нашу гостью так назвали?

(любопытная, любознательная, постоянно задает вопросы, хочет все знать…)

В.: - Давайте спросим, что ее привело к нам?

П.: - Раньше в моей пещере было темно, сыро и холодно. Но однажды я увидела, как удивительный свет из неба коснулся дерева и оно засияло. Сначала я боялась подойти к дереву, но затем подходила всё ближе и ближе, мне становилось всё теплее и теплее. И я решила отнести этот свет к себе в пещеру. Вы знаете, как называется этот удивительный свет? (огонь)

П.: - Надо запомнить «огонь». И вот в пещере у меня стало тепло, светло и сухо.

 Но иногда огонь гаснет, и нам пришлось учиться добывать огонь самим.  

В.: - Ребята, вы знаете, как это можно сделать? (спички, зажигалка ….)

В.: - Но в древности всего этого не было – что вы можете предложить еще? (тереть палочки, ударять камни друг о друга….)

П.: - Но, нам, детям нельзя самим  разводить огонь. И поэтому я только приношу в свой очаг огонь из соседней пещеры.

В.: Давайте построим очаг – специальное ограждение для костра. А для чего это нужно? (для безопасности, чтобы не загорелось, чтобы никто не обжегся...)

В.: - Как вы думаете, из чего его можно построить? (камни, дерево – сгорит, глина, песок, земля – рассыплется…)

В.: - Камни – лучший строительный материал для очага, потому что камень не даст огню выйти и сжечь всё вокруг. Вот как раз нужные нам камни.  (строят очаг)

(Почемучка приносит огонь – костер)

Почемучка прыгает от радости вокруг огня, затем хватается за живот:

П.: - Что-то я проголодалась, да и вы, наверное, тоже. Пойду-ка я на рыбалку, рыбки свежей на обед поймаю (идет).
В.: - А с помощью чего ты поймаешь рыбу?
П.: - Я буду ловить её руками.
В.: - Дети, как вы думаете, легко ли будет Почемучке поймать рыбу руками?

(нет, рыба быстрая, верткая, скользкая, уплывет…)

В.: - Почемучка, подожди немного, сейчас мы тебе сделаем орудие для рыбалки.
- Ребята (привлекает детей к столу с камнями), здесь лежат разные камни. Внимательно посмотрите, подумайте и выберите среди них один камень, которым можно наколоть и поймать рыбу. (острые, удлиненные, некрупные камни)

В.:  - А ты, Почемучка, найди длинную палку.
Уходит за пещеру и выносит оттуда палку.
В.:  - Чтобы сделать их палки и камня рыболовное орудие, необходим ещё один предмет. Как вы думаете, что ещё нужно, чтобы прикрепить камень к палке?

(веревку, проволоку, ремешок, ленту….)
Воспитатель открывает поднос с различными предметами (пуговицы, крышки от банок, пустая пластиковая бутылка, кора деревьев, сосновые шишки, желуди, перья, шерстяная толстая нить, длинную траву).
В.: - Попробуйте отыскать недостающий предмет для рыболовного орудия.

Почемучка  уходит за пещеру, взяв с собой камни, палку и нить. Спустя несколько секунд появляется с готовой острогой.

П.: - Я правильно всё сделала?

В.: - Это орудие называется острога. Как вы думаете, почему его так назвали? (острое)

П.: - Теперь я наловлю не одну, как раньше, а много рыбы и сварю для всех суп.

Вот у меня и вода есть, я её после дождя между камней нашла.  Выносит из-за пещеры в прозрачном ведре грязную воду с примесью сухой травы, земли.

Дети сами замечают (вода грязная, из нее нельзя готовить, микробы, не вкусно и зубы можно поломать, заболеешь…)

В.: - А как можно использовать такую воду для приготовления пищи? (очистить с помощью фильтра)

В.: - Воду раньше можно было очистить с помощью природных фильтров. Что бы вы предложили? (глина, песок, камни, мох, шерсть….)

В.: - Разделитесь по 3 человека и пройдите за мной. Сейчас вы нальёте грязную воду в фильтры, которые стоят на ваших столах – это песок, камни и глина, и узнаете, какой из фильтров лучше всего чистит воду. А ты, Почемучка, смотри и запоминай, все, что делают дети, учись очищать воду.

По окончании опыта делают выводы о том, что фильтр с песком самый лучший. Почемучка  благодарит детей.

В.: - Ребята, существует такое выражение: Не хлебом единым жив человек. Как вы его принимаете? (человеку кроме пищи, кроме работы  нужны знания, развлечения, книги, искусство…)

В.: - И древние люди тоже любили отдыхать. Они научились танцевать, сначала подражая животным, а потом – передавая в движении то, чем они занимались. Пусть Почемучка покажет нам танцевальные движения, а мы попробуем догадаться, как они возникли, и повторить их. Готовы?

Танец Древних людей

Почемучка прощается и уходит – передавать новые знания своим соплеменникам.

В.: - Ребята, древние люди были и первыми художниками. На стенах пещер они рисовали разных животных, а еще человеческие фигурки, сцены охоты и другие события из жизни своего племени.

- Они еще не научились делать карандаши и краски, поэтому представьте себя древними людьми и придумайте, чем бы вы могли рисовать? (каменным углем, жидкой глиной, ягодами, сочными корешками и стеблями растений, а также острым камнем, щепкой выцарапывали фигурки на стенах скал и пещер….)

- Сравните два рисунка – современный и древний… (одним цветом, только линиями и штрихами, примитивно, просто, без лишних деталей….)

- А теперь я предлагаю вам попробовать самим создать «наскальные» картины.

Нам нужно потушить костер, чтобы достать угольки. (дети тушат костер – упражнение на дыхание). Доставайте угольки, но очень осторожно, потому что они могут быть ещё горячими.

Индивидуальная творческая работа детей. (дети располагаются где им удобно и рисуют восковым мелком черного цвета, пастелью, соусом, углем на листе бумаги, затем каждый показывает свой рисунок и поясняет, что он изобразил).

Рефлексия.

- Вам понравилось? Пусть каждый из вас выразит свое отношение к нашему путешествию в прошлое, только не забывайте, что мы еще в образе древних людей…

- Молодцы, у вас получилось представить себя древними людьми, понять их образ жизни, поэтому то, о чем вы раньше не знали, вы смогли сами догадаться. А теперь возвращаемся в наш современный детский сад с помощью волшебных слов:


В прошлом с вами побывали,

О предках много мы узнали,

Нам с мечтой пора прощаться,

В детский садик возвращаться.


(крутит колесо истории)

- Вот мы и вернулись. Давайте попрощаемся с гостями и пойдем в группу….


 

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Тайны прошлого»

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Тайны прошлого»

В.: Ребята, давайте с вами попробуем догадаться, о чем мы с вами будем сегодня говорить

В.: Ребята, давайте с вами попробуем догадаться, о чем мы с вами будем сегодня говорить

Молодцы, помогли соседнему племени

Молодцы, помогли соседнему племени

Почемучка приносит огонь – костер)

Почемучка приносит огонь – костер)

По окончании опыта делают выводы о том, что фильтр с песком самый лучший

По окончании опыта делают выводы о том, что фильтр с песком самый лучший
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2020