Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе
«Тайны прошлого»
Цель:
на основе имеющихся знаний и опыта конкретизировать представления детей об историческом прошлом человека.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей обобщать и делать выводы на основе имеющегося опыта и полученных раннее знаний.
Подвести детей к представлению о том, как человек создавал предметы для своей жизни, (изготовление жилища, добывание огня и пищи, приготовление пищи).
Развивающие:
Вызвать интерес к процессу изменения и преобразования, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремиться улучшить свои условия.
Активизировать желание заниматься поисково - исследовательской деятельностью, делиться новыми открытиями и знаниями с друзьями.
Развивать умение строить умозаключения, грамматически правильно и связно оформлять свою речь.
Воспитательные:
Способствовать проявлению интереса к самостоятельному добыванию знаний; стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности.
Воспитывать эмпатию, толерантность, эмоциональную отзывчивость и коммуникативные навыки.
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, художественная.
Материал и оборудование:
макет пещеры, детали очага, костер, силуэты следов, игровое колесо, ленточки с узелками, камни различной формы, палка, ленточки, веревки, оборудование для экспериментов с водой, художественные средства для рисования, музыкальное сопровождение, флипчарт.
Презентация: «Тайна прошлого», мультимедийное оборудование.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает поздороваться с гостями:
Кем-то придумано просто и мудро,
Утром здороваться «Доброе утро»!
«Доброе утро» - солнцу и птицам,
«Доброе утро» - улыбчивым лицам!
В.: Ребята, давайте с вами попробуем догадаться, о чем мы с вами будем сегодня говорить. Обратите внимание, что здесь изображено? (Следы) Будьте внимательны – все следы разные, но их можно сгруппировать по определенному признаку. Попробуйте это сделать…. (выделяют следы зверей и птиц – остался след человека)
В.: - Чей это след? (человека) А мы можем определить по следу, кто его оставил? (пол, возраст, время проживания и национальность, профессия – нет)
В.: Посмотрите, вот кто оставил этот след. А что можно сказать о человеке по рисунку? (Мужчина, возраст…, сильный…)
- Древний, первобытный человек.
- Как вы догадались?
(человек одет в шкуру, в руках дубина, заросший, босой, природа на заднем плане не современная…)
- Итак, тема нашего занятия – древний человек.
Воспитатель: Ну что ж, давайте перенесемся в прошлое. Поможет нам в этом волшебное колесо истории. Пока я его кручу, повторяйте за мной волшебные слова.
Можно пальчиком потрогать
Самый краешек мечты,
К ней найти свою дорогу,
Непременно сможешь ты.
К ярким звездам наши детки
В разноцветных снах летают,
Чтоб узнать, как жили предки,
В прошлое попасть мечтают.
В.: - Вот мы и в древнем мире. А это первое жилище человека, которое он находил себе в горах. Кто знает, как оно называется? (пещера)
- А представьте, когда не было готовой пещеры, из чего древние люди могли построить себе дом? (из камней, из веток, из шкур, вырыть в земле…)
Человек жил не один, а среди других людей.
- Что нужно людям, чтобы понимать друг – друга? (общение, разговор, дружба…)
- Как общались в древности? Собрался ты на охоту, как позвать других?
(жестами, звуками, тянуть за собой, нарисовать, показать копье…)
- Правильно, можно позвать жестами. Как? (дети изображают) А можно голосом (дети показывают)
- Подумайте, что могли использовать древние люди, чтобы передать сообщение на дальние расстояния, когда друг – друга не видно?
(разводили костры, дым которых был виден очень далеко; использовали барабаны, залезали на верхушки деревьев и махали….)
- Да, дым многое мог сообщить людям. Посмотрите на рисунки (слайд люди у костра).
- Чем они отличаются? Да, если дым от костра не поднимается высоко, значит, враг далеко, беспокоиться не о чем. Как вы думаете, что может значить этот сигнал? (дым высоко – враг близко, тревога)
- А с помощью большого барабана сигналы передавали количеством ударов: 2 удара (показ) – приветствие, частая дробь (показ) – тревога. Давайте с вами попробуем, а вместо барабана – используем ваши ладошки. Поприветствовали гостей и друг друга;
а теперь – тревога…
- Молодцы, помогли соседнему племени. А теперь посмотрите на эти ленточки (раздать ленточки с узелками). Как вы думаете, как с их помощью можно общаться? (большие узелки – охота, маленькие – рыбалка; много узелков – большой урожай….)
- В древности завязывали узелки разных цветов, так передавали сведения о начале войны, рождении ребенка и других событиях. Как вы думаете, каким цветом сообщали о войне? О конце войны? ………..
- Сначала люди общались с помощью узелков, дыма, звуков, но это было очень не удобно и тогда возник язык, то есть разные слова. Так же люди выбирали себе имена.
- Как вы считаете, как придумывали себе имена древние люди?
(по внешности…, по характеру или привычкам – молчун, умник, скромник, смельчак, трусишка…; по физическим качествам – быстрый, ловкий, медлительный…; сравнение с животными….)
- Раз мы с вами путешествуем по прошлому, то давайте представим себя в роли человека того времени и придумаем себе имя. Вставайте в круг.
Игра «Придумай имя своё»
(дети по одному выходят в круг, называя придуманное имя)
Появляется девочка и последняя называет свое имя – Почемучка.
В.: - Ребята, как вы думаете, почему нашу гостью так назвали?
(любопытная, любознательная, постоянно задает вопросы, хочет все знать…)
В.: - Давайте спросим, что ее привело к нам?
П.: - Раньше в моей пещере было темно, сыро и холодно. Но однажды я увидела, как удивительный свет из неба коснулся дерева и оно засияло. Сначала я боялась подойти к дереву, но затем подходила всё ближе и ближе, мне становилось всё теплее и теплее. И я решила отнести этот свет к себе в пещеру. Вы знаете, как называется этот удивительный свет? (огонь)
П.: - Надо запомнить «огонь». И вот в пещере у меня стало тепло, светло и сухо.
Но иногда огонь гаснет, и нам пришлось учиться добывать огонь самим.
В.: - Ребята, вы знаете, как это можно сделать? (спички, зажигалка ….)
В.: - Но в древности всего этого не было – что вы можете предложить еще? (тереть палочки, ударять камни друг о друга….)
П.: - Но, нам, детям нельзя самим разводить огонь. И поэтому я только приношу в свой очаг огонь из соседней пещеры.
В.: Давайте построим очаг – специальное ограждение для костра. А для чего это нужно? (для безопасности, чтобы не загорелось, чтобы никто не обжегся...)
В.: - Как вы думаете, из чего его можно построить? (камни, дерево – сгорит, глина, песок, земля – рассыплется…)
В.: - Камни – лучший строительный материал для очага, потому что камень не даст огню выйти и сжечь всё вокруг. Вот как раз нужные нам камни. (строят очаг)
(Почемучка приносит огонь – костер)
Почемучка прыгает от радости вокруг огня, затем хватается за живот:
П.:
-
Что-то я проголодалась, да и вы, наверное, тоже. Пойду-ка я на рыбалку, рыбки
свежей на обед поймаю (идет).
В.: - А с помощью чего ты поймаешь рыбу?
П.: - Я буду ловить её руками.
В.: - Дети, как вы думаете, легко ли будет Почемучке поймать рыбу
руками?
(нет, рыба быстрая, верткая, скользкая, уплывет…)
В.: -
Почемучка, подожди немного, сейчас мы тебе сделаем орудие для рыбалки.
- Ребята (привлекает детей к столу с камнями), здесь лежат разные
камни. Внимательно посмотрите, подумайте и выберите среди них один камень,
которым можно наколоть и поймать рыбу. (острые, удлиненные, некрупные камни)
В.:
- А
ты, Почемучка, найди длинную палку.
Уходит за пещеру и выносит оттуда палку.
В.: - Чтобы сделать их палки и камня рыболовное орудие, необходим
ещё один предмет. Как вы думаете, что ещё нужно, чтобы прикрепить камень к
палке?
(веревку,
проволоку, ремешок, ленту….)
Воспитатель открывает поднос с различными предметами (пуговицы, крышки от
банок, пустая пластиковая бутылка, кора деревьев, сосновые шишки, желуди,
перья, шерстяная толстая нить, длинную траву).
В.:
-
Попробуйте отыскать недостающий предмет для рыболовного орудия.
Почемучка уходит за пещеру, взяв с собой камни, палку и нить. Спустя несколько секунд появляется с готовой острогой.
П.: - Я правильно всё сделала?
В.: - Это орудие называется острога. Как вы думаете, почему его так назвали? (острое)
П.: - Теперь я наловлю не одну, как раньше, а много рыбы и сварю для всех суп.
Вот у меня и вода есть, я её после дождя между камней нашла. Выносит из-за пещеры в прозрачном ведре грязную воду с примесью сухой травы, земли.
Дети сами замечают (вода грязная, из нее нельзя готовить, микробы, не вкусно и зубы можно поломать, заболеешь…)
В.: - А как можно использовать такую воду для приготовления пищи? (очистить с помощью фильтра)
В.: - Воду раньше можно было очистить с помощью природных фильтров. Что бы вы предложили? (глина, песок, камни, мох, шерсть….)
В.: - Разделитесь по 3 человека и пройдите за мной. Сейчас вы нальёте грязную воду в фильтры, которые стоят на ваших столах – это песок, камни и глина, и узнаете, какой из фильтров лучше всего чистит воду. А ты, Почемучка, смотри и запоминай, все, что делают дети, учись очищать воду.
По окончании опыта делают выводы о том, что фильтр с песком самый лучший. Почемучка благодарит детей.
В.: - Ребята, существует такое выражение: Не хлебом единым жив человек. Как вы его принимаете? (человеку кроме пищи, кроме работы нужны знания, развлечения, книги, искусство…)
В.: - И древние люди тоже любили отдыхать. Они научились танцевать, сначала подражая животным, а потом – передавая в движении то, чем они занимались. Пусть Почемучка покажет нам танцевальные движения, а мы попробуем догадаться, как они возникли, и повторить их. Готовы?
Танец Древних людей
Почемучка прощается и уходит – передавать новые знания своим соплеменникам.
В.: - Ребята, древние люди были и первыми художниками. На стенах пещер они рисовали разных животных, а еще человеческие фигурки, сцены охоты и другие события из жизни своего племени.
- Они еще не научились делать карандаши и краски, поэтому представьте себя древними людьми и придумайте, чем бы вы могли рисовать? (каменным углем, жидкой глиной, ягодами, сочными корешками и стеблями растений, а также острым камнем, щепкой выцарапывали фигурки на стенах скал и пещер….)
- Сравните два рисунка – современный и древний… (одним цветом, только линиями и штрихами, примитивно, просто, без лишних деталей….)
- А теперь я предлагаю вам попробовать самим создать «наскальные» картины.
Нам нужно потушить костер, чтобы достать угольки. (дети тушат костер – упражнение на дыхание). Доставайте угольки, но очень осторожно, потому что они могут быть ещё горячими.
Индивидуальная творческая работа детей. (дети располагаются где им удобно и рисуют восковым мелком черного цвета, пастелью, соусом, углем на листе бумаги, затем каждый показывает свой рисунок и поясняет, что он изобразил).
Рефлексия.
- Вам понравилось? Пусть каждый из вас выразит свое отношение к нашему путешествию в прошлое, только не забывайте, что мы еще в образе древних людей…
- Молодцы, у вас получилось представить себя древними людьми, понять их образ жизни, поэтому то, о чем вы раньше не знали, вы смогли сами догадаться. А теперь возвращаемся в наш современный детский сад с помощью волшебных слов:
В прошлом с вами побывали,
О предках много мы узнали,
Нам с мечтой пора прощаться,
В детский садик возвращаться.
(крутит колесо истории)
- Вот мы и вернулись. Давайте попрощаемся с гостями и пойдем в группу….
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.