Предмет: Интегрированное занятия (чтение и обучение грамоте: письмо)
Возрастная группа: 4-5 лет
Тема: Знакомство с Буквой « Ц»
Описание методической разработки.
Данная методическая разработка составлена в соответствии со всеми рекомендациями и требованиями ФГОС . Занятие предназначено для малых групп. В ходе занятия дети узнают букву «Ц» и ее звуковыми характеристики. В занятие включены интегрированные элементы по предмету «Обучение грамоте. Письмо», дети будут обучаться правильному и последовательному написанию буквы. Коллективные игры, элементы аудирования создадут дружелюбную и увлекательную атмосферу. Все необходимые материалы для педагога и детей можно найти в разделе «Приложение».
Цель занятия:
1. Познакомить детей с буквой и звуком «Ц».
2. Вспомнить понятия «гласный» и «согласный» звук.
3. Обобщить полученные ранее знания.
4. Научиться писать букву «Ц».
5. Вспомнить технику письма.
6. Научиться составлять алгоритм написания буквы.
7. Научиться проводить звуковой анализ.
8. Развивать память, внимание, логическое и образное мышление, воображение.
9. Обогатить лексический запас.
10. Развивать умение грамотно и последовательно выражать свои мысли.
11. Учиться самостоятельно делать выводы.
Оборудование:
1) Прописи «Буква Ц» (см. приложение)
2) Слоговая схема для чтения (см. приложение)
3) Картинка буква «Ц» (см. приложение)
4) Домашнее задание, найди и раскрась букву «Ц» (см. приложение)
5) Синие нитки, нарезанные небольшими кусочками.
Ход занятия.
1) Вводная часть.
Ребята, вы хорошо знаете сказки? Сможете вспомнить, отрывок из какого произведения я прочту?
Муха по полю шла,
Муха денюшку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
Ну конечно, это сказка про гостеприимную муху и храброго защитника Комара.
А с какой буквой мы сегодня познакомимся, вы догадаетесь сами, если вспомните имя главной героини сказки.
(Цокотуха)
(Учитель записывает на доске)
Посмотрите, с какой буквы начинается ее имя?
(Буква «Ц»).
А часто ли мы встречаем ее в речи? Давайте вспомним слова, в которых звучит буква «Ц».
(Дети называют слова, при затруднении учитель помогает)
Вот видите, мы и не замечаем в нашей речи букву «Ц», а, оказывается, мы произносим звук «Ц» не так уж редко!
Коллективная игра (развитие навыков аудирования).
Давайте поиграем. Мы будем ловить букву «Ц». Я произношу слово, если вы слышите звук «Ц», то ловите его в ладошки (хлопаете), если в слове такого звука нет, то закрываете глаза ладошками.
Конец, кровать, медуза, цапля, ложка, стружка, боец, лекция, крепость.
Молодцы! А что вы заметили? В какой позиции может буква «Ц» встречаться словах? (В начале, середине, на конце).
Звуковой анализ.
Какой звук она обозначает? Давайте произнесем его («ц»).
Как нам узнать – он гласный или согласный?
(Дети пробуют пропеть и делают вывод, что звук согласный)
Значит, для письма мы приготовим синие карандаши, ведь все согласные любят носить синие платья.
Давайте приложим ладошку к горлышку и попробуем определить, звонкий звук или глухой. Чувствуете, как при произношении горлышко «звенит»? Значит, буква «Ц» обозначает звонкий согласный звук. Но у звука «ц» есть одна особенность – он всегда твердый! Ни мягкий знак, ни другие гласные, которые придают мягкости, не могут справиться со звуком «ц», как бы ни старались – «ц» всегда остается твердым!
Чтение слогов.
(Учитель раздает слоговые схемы)
Перед вами слоговые карточки с буквой «Ц». Давайте попробуем их прочитать, соединив буквы.
Анализ алгоритма написания буквы.
Мы отлично справились с заданием! Давайте отдохнем вместе с буквой «Ц».
(Учитель вывешивает картинку с буквой на доску, см. приложение)
Посмотрите на доску, как вы думаете, из скольких элементов она состоит?
( 4 элемента). А в какой последовательности будем их писать. Попробуем потренироваться?
Игра «Составь букву»
(Учитель раздает детям нитки синего цвета, нарезанные небольшими частями)
Давайте выложим букву из ниточек. С какой части начнем?
(Прямая вертикальная линия слева, прямая горизонтальная короткая линия, прямая вертикальная линия справа, которая переходит в «хвостик»)
Дети выкладывают букву.
Перед тем, как приступить к прописям, давайте разомнем наши пальчик, ведь они сегодня много трудились.
Пальчиковая зарядка.
«Налим» Жил в реке один налим, Два ерша дружили с ним. Прилетали к ним три утки По четыре раза в сутки, И учили их считать Раз, два, три, четыре, пять. |
Медленные движения соединенными ладонями, имитирующие плавание. Движения ладонями с двух сторон.
Взмахи ладонями.
Согнуть кулачки.
Разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших. |
Письменная работа в прописях.
(Учитель раздает прописи, см. приложение. Дети пишут букву с коллективным комментированием)
Итог занятия.
Мы сегодня с вами отлично потрудились! Я бы хотела вас похвалить!
Что нового мы узнали про букву и звук «Ц»?
Гласный или согласный?
Звонкий или глухой?
В чем его особенность?
Из скольки элементов состоит?
Домашнее задание.
Среди букв найти и раскрасить букву «Ц» синим цветом.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.