МАОУ «Лицей гуманитарных наук»
Методическая разработка
Элективный курс
«Интегрированные уроки химии»
(путь к успешному решению задач)
Рпзработала учитель химии высшей категории
МАОУ "Лицей гуманитарных наук»
Евтихова Евгения Александровна
Саратов 2017
Пояснительная записка
Данный курс уроков самостоятельно разработан автором в процессе практической работы учителем химии, осуществляющем реализацию межпредметных связей. Разработка опирается на нормативно-правовую базу по элективным курсам
Данный курс уроков является актуальным, так как выполняет функцию пополнить традиционное содержание школьного учебного предмета, компенсирующего отсутствие в нем важных понятий; с его помощью можно отработать умения учащихся решать химические задачи разного типа, при этом расширить кругозор Элективный курс направлен на расширение и углубление знаний
Самым сложным в изучении в изучении химии считается решение задач . На мой взгляд этот стериатип нужно сломать. Данный цикл уроков направлен на отработку навыков для решеня задач:
· Внимательное почтение условия задачи
· Отработка математических навыков В химии столько истины, сколько в ней математики
· Решение задач с условиями, приближенными к повседневной жизни
· Синектика
Предложенные задачи и упражнения предназначены для широкого круга учащихсяклассы), возможна организация разновозрастных групп учащихся для реализации курса. В основном для учащихся 7-8 классов, проявляющих повышенный интерес к предмету Теоретический материал, предложенный в программе носит избыточный характер, что позволяет педагогу выбирать необходимый материал в зависимости от уровня подготовки учащихся конкретных классов.
Решение химических задач способствует осуществлению связи обучения с жизнью, воспитывает трудолюбие, целеустремленность, вырабатывает мировоззрение, так как в задачах легко реализуются межпредметные связи.
Велика развивающая функция решения задач, которая формирует рациональные приемы мышления, устраняет формализм знаний, прививает навыки самоконтроля, развивает самостоятельность .
Образовательная роль задач выражается в том, что, например, расчетные задачи раскрывают перед учащимися количественную сторону химии как точной науки. Через задачи осуществляется связь теории с практикой, в процессе их решения закрепляются и совершенствуются химические понятия о веществах и процессах. На основе решения задач, особенно качественных, легко организовать проблемное обучение. Процесс решения задачи — это восхождение от абстрактного к конкретному. В методологическом аспекте — это переход от абстрактного мышления к практике, связь частного с общим.
Необходимо помнить, что решение задач — это не самоцель, а средство обучения, способствующее прочному усвоению знаний.
Курс рассчитан на 18 часов; реализуется путем семинаров, , практикумов.
Цели и задачи:
образовательные: расширение, углубление и интеграция знаний учащихся, формирование критического анализа получаемой информации;
воспитательные: формирование целостного представления о веществах окружающего мира, обучение комплексному использованию знаний по различным предметам с учетом региональных материалов из СМИ;
развивающие: развитие интереса к предметам естественно-научного цикла (химия, биология, экология, география, физики, математики, литературы) на основе выделения точек соприкосновения этих предметов.
Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения химии и может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей.
Ожидаемые результаты – понимание, объяснение и прогнозирование деятельности человека в окружающей его среде; умения решать разнообразные химические задачи; составлять компетентностные задачи.
Итоги реализации курса - участие учащихся на конференциях, олимпиадах.
Организация учебного процесса:урочная форма, в которой учитель организует самостоятельную познавательную деятельность учащихся ; внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома) самостоятельно выполняют практические задания.
Контроль знаний и умений
1. Оценивание выполнения заданий в текущем режиме.
2. Оценивание задач, составленных учащимися.
|
Кол-во часов |
Тема |
Основные понятия |
Вид деятельности |
Модуль1 |
2 |
Текст задачи |
Внимательно читать задачи не пропуская важных деталей |
Литературные тексты с подробными описаниями |
Модуль 2 |
3 |
Удивительные дроби |
Отработка навыков работы с дробями |
Решение математических задач |
Модуль 3 |
3 |
Пропорция |
Решение задач на составление пропоции, провести аналогию с решением аналогичных заданий в математике |
Групповая работа Выполнение письменных упражнений |
Модуль 4 |
2 |
Составление алгоритма |
Используя навык составления алгоритма на уроках информатики, составить алгоритмы для решения задач по химии |
Алгоритм последовательных действий |
Модуль 5 |
2 |
Химические квесты |
Выполнение нестандартных, интегриреванных задач |
В игровой форме решение интегрированных с физикой, биологией, экологией задач |
Модуль 6 |
3 |
Синектика |
Работа с аналогиями |
метод психологической активации учащихся, основанный на решении проблем с помощью привлечения примеров из других жизненных сфер), понимает необходимость обращения к конкретному жизненному опыту или жизненным впечатлениям обучаемых |
Модуль 8 |
3 |
Решение комбинированных задач |
Решение интегрированных задач |
Решение интегрированных задач |
ВЫВОД
Интегрированное обучение способствует развитию научного стиля мышления, дает возможность широкого применения естественнонаучного метода познания, формирует у учащихся общие понятия биологии, физики, математики, химии, естествознания, надпредметные знания, умения и навыки (или метапредметные, через неминуемое развитие на этих уроках ключевых образовательных компетенций). Очень результативными являются обобщающие интегрированные уроки, они могут проводиться в разных формах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.