ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ЦИКЛА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
физика
11 кл
05.03.2018
Главной задачей образования является подготовка ребёнка к современной жизни, социализация уже в школе. Подготовка обучающихся происходит через формирование у них необходимых компетенций. Одним из основных способов их формирования является интеграция учебных дисциплин. Она оживляет образовательный процесс, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир. Пониманию существенных взаимосвязей явлений и процессов. Глубокие социально – экономические изменения последних лет объективно снизили меру потребности в массовых инженерно – технических кадрах и значительно снизили престиж соответствующих профессий.Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения.
трансогласование предметов.docx
Самарова Надежда Алексеевна
Учитель физики МБОУ «СШ №40», г. Нижневартовск
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ЦИКЛА КАК
ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Одной из главных задач образования является подготовка ребёнка к современной жизни,
социализация уже в школе. И подготовка эта происходит через формирование у него
необходимых компетенций. Одним из способов их формирования является интеграция учебных
дисциплин. Интеграция оживляет образовательный процесс, экономит учебное время, избавляет
от утомляемости, ориентирует мышление на будущее. Интеграция способствует формированию
целостного взгляда на мир, пониманию существенных взаимосвязей явлений и процессов.
Глубокие социально – экономические изменения последних лет объективно снизили меру
потребности в массовых инженерно – технических кадрах и значительно снизили престиж
соответствующих профессий. Социальную востребованность школьного естественно – научного
образования (ЕНО) в целом. Нынешнее ЕНО во многом уже архаично. По всем философско –
образовательным парадигмальным основаниям оно, оп преимуществу, базировано на содержании
и ценностях индустриальной и технократической цивилизационной фазы конца 19 го начала 20 –
го веков. Потому явно недостаточная социальная потребность общего образования, особенно в
его естественно – научном компоненте. Приводит ныне к последствиям прямо катастрофически.
Нынешнее школьное ЕНО во многом перегружено, в своем нормативном сложившемся
содержании оно фактически не усваивается многими учащимися и ведет к значительным
перегрузкам. В нем очень слабо реализуются общие тенденции развития образования
(гуманизация, экологизация, информатизация, активно – проектные индивидуализированные
формы и т.п.) постепенно нарастают противоречия существующей и пока неизменной системы
школьного ЕНО – с новыми задачами, которые неизбежно встают перед массовой школой,
существующий многопредметный набор – физика, химия, биология, география (при условиях их
качественного изучения) – уже начинает просто не вмещаться в объективно разрастающиеся
учебные планы школы. В результате сокращение часов физики приводит к формальному
перелистыванию учебника, поверхностному изучению основ науки, полному отсутствию
социализации курса физики и непонимание единой естественно научной картины мира.
Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший
уровень обучения. Самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных
связей при изучении комплексной проблемы в школе – интегрированные уроки. Специфика
таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно учителями двух или нескольких
смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока. Заранее
определяется объём и глубины раскрытия материала, последовательность его изучения. Сроки
различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисциплинах должны предшествовать
обобщению, тогда не будет нарушена логика изучения каждого отдельного предмета. Поэтому
уроки целесообразно проводить после усвоения обучающимися большого раздела курса или в
конце учебного года. Доля участия каждого учителя зависит от содержания материала, но
приблизительно должна быть равной, хотя один из учителей (в зависимости от предмета)
выбирается ведущим.
1 Часто таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые
задаются сразу по двум или нескольким учебным предметам. Оценка деятельности специфична6
если ученик дает ответ по одному предмету, ему ставится оценка по данному предмету, если по
двум дисциплинам или если он обобщал знания из смежных предметов, то оценка выставляется
по этим предметам.
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин
друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребёнка основные знания
по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое
представление о природе, обществе и своем месте в них. Общеобразовательный характер
школьного обучения также направлен на обеспечение элементарной образованности и
воспитанности у выпускников школ независимо от будущей трудовой деятельности.
Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся имеют
возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных
предметов, совершенно по – новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке
имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли
в другую. Это в свою очередь стимулирует аналитическую деятельность обучающихся. Развивает
потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умение анализировать сложные
процессы и явления объективной действительности.
Благодаря всему этому достигается целостное восприятие действительности. Именно на этих
уроках в большей мере происходит формирование личности творческой, самостоятельной,
ответственной, толерантной. Преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам,
интеграция дает возможность высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для
полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Важную роль в процессе
обучения и воспитания школьников играют естественнонаучные дисциплины. В ходе проведения
интегрированных уроков решаются задачи развития умения обобщать, синтезировать знания из
смежных учебных предметов. Обеспечивается преемственность знаний. Их формирование на
более высоком уровне.
1. Чем же отличается интегрированный урок от обычной формы урока? Сравнительный
анализ показывает, что отличие состоит в специфике учебного материала, на нём
рассматриваемого или изучаемого. Традиционный путь обучения следующий:
содержание учебного материала опора на научную информацию других учебных
предметов опора на ранее изученное межпредметные связи = единство
материального мира.
Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна, т.к. включает в себя
разнообразное содержание изучаемых объектов. Интегрированным урокам присущ значительный
потенциал, который реализуется при следующих дидактических условиях:
1. Правильное вычисление междисциплинарного объекта изучения, он должен быть
актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь;
2. Тесное сотрудничество учителей при подготовке урока;
3. Руководство работой обучающихся, готовящихся выступать на интегрированном уроке;
4. На всех этапах урока активизация познавательной деятельности и обязательное
использование приёмов обратной связи;
5. Обеспечение преемственности между каждой частью урока на основе общего подхода.
2 Учитель должен хорошо знать психологический климат, возрастные особенности, возможности
класса. Это позволит решить ему, какими приёмами и методами можно осуществить
межпредметные связи.
Интеграция – это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий.
Интеграция – средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных
связей на качественно новой ступени. Межпредметные связи можно успешно использовать для
дополнения, подтверждения или восполнения в родственных предметах.
Интегрированные курсы естествознания давно стали нормой в основной школе многих
цивилизованных стран мира, уверенно замещая стандартный набор: физика – химия – биология –
география, при этом количество часов не сокращается, а, наоборот , увеличивается и значительно.
Подключается проектный метод работы, а он требует большого количества времени на
проведение экспериментальных работ.
Структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и
логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения.
Это успешно достигается за счет компактного, сконцентрированного использования учебного
материала программы и кроме того подключения некоторых современных способов организации и
изучения учебного материала. Вот наиболее общая классификация интегрированных уроков по
способу их организации:
1. Конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;
2.
Конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим
базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
3. Создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.
Учитель может варьировать виды интегрированных уроков, основываясь на календарно –
тематическом планировании, уровне развития мышления обучающихся, принимая во внимание
оборудование того или иного кабинета, учителя – напарника. Одно из обязательных и основных
требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работа
обучающихся. Обобщая, можно выделить следующие варианты функционирования учебного
процесса на интерактивной основе:
1. Интегрированный курс формируется из содержания предметов, входящих в одну и ту же
образовательную область. При этом содержание одного предмета не превышает
содержание другого; бое научные дисциплины выступают в паритетных началах;
2. Интегрированный курс создаётся из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же
образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе
преимущественно какой – то одной предметной области;
3. Интегрированный курс создаётся из содержания дисциплин, входящих в различные, но
близкие образовательные области и выступающих «на равных»;
4. Интегрированный курс создаётся на основе дисциплин из близких образовательных
областей, но один предмет сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве
вспомогательной основы.
Классификация интегрированных уроков по способу их организации
Конструирование и
проведение урока двумя и
более учителями разных
дисциплин
Создание на этой основе
интегрированных тем,
разделов, курсов
Конструирование и проведение
урока одним учителем, имеющим
базовую подготовку по
соответствующим дисциплинам
Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно с интегрировать не только два, но и
три и даже несколько предметов на оном или нескольких уроках. Интегрированные уроки бывают
3 целостными и фрагментарными. Интеграцию на весь урок удаётся организовать редко. Они более
интересны. Фрагментарные уроки позволяют рассмотреть небольшой круг вопросов.
Интегрированные уроки можно сделать между разными учебными дисциплинами, например,
биология и физика. На этих уроках формируются следующие компетенции:
1. Ценностно – смысловые (понимание цели урока, важности изучаемой темы).
2. Информационные (работа с компьютером, умение самостоятельно подбирать необходимый
материал).
3. Коммуникативные (умение работать в группах, выслушивать, общаться, лояльно
относиться к людям с другой точкой зрения).
После проведения урока можно сделать определённый вывод: ребятам такие уроки нравятся,
поэтому они нужны.
Интеграция в обучении способствует:
1. Созданию у обучающихся целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция
рассматривается как цель обучения).
2. Нахождению общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство
обучения).
Ценностная значимость
Формирование целостного мировоззрения
Интеллектуальное самосовершенствование
Актуализация знаний
Усиление межпредметных связей
Применение знаний в новой ситуации
Социализация знаний
Социализация умений
Уровни интеграции:
Проблемность использования
Несовпадение тем во времени изучения
Трудности в составлении расписания
Большая наполненность классов
Наличие
интерактивного
оборудования
Назапланированные затраты времени
обучающего
1. Внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных
предметов.
2. Транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания
образования.
3. Межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин.
Технология личностно – ориентированного обучения направлена на перевод обучения на
субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. Технология развивающего
обучения направлена на включение внутренних механизмов личностного развития школьников.
Интегрированный урок – одно из новшеств современной методики. Эта технология смело
вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы.
Интегрированный урок – специально организованный урок.
Преимущества интегрированных уроков:
1. Обучающиеся получают разносторонние глубокие знания об объектах изучения, используя
информацию из различных предметов, по – новому осмысливают события, явления;
2. Материал усваивается глубже, поскольку установлены связи между процессами и
явлениями. Знания приобретают осознанность. Гибкость;
4 3.
Активизация познавательной творческой деятельности обучающихся, развитие
познавательного интереса через проблемное обучение;
4. Вовлечение обучающихся в самостоятельную практическую деятельность;
5. Развитие исследовательских навыков и умений;
6. Формирование у обучающихся современных представлений о целостности и развитии
природы;
7. Уроки по форме нестандартные и увлекательные;
8. Формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий;
9. Они снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счет переключений на
разнообразные виды деятельности;
10. Повышается качество знаний обучающихся.
Признаки интегрированных уроков:
1. Специально организованный урок
2. Цель специфическая (объединённая)
3. Широкое использование знаний из разных дисциплин, т.е. углубление маежпредметных
связей
4. Большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на уроке
5. Предельная четкость. Компактность, логичность, сжатость интегрируемых предметов на
каждом этапе урока.
Методика организации интегрированных уроков:
Первый этап – подготовительный: планирование, организация творческой группы,
конструирование содержания урока. Репетиция.
Второй этап – исполнительский. Цель этого этапа – вызвать интерес обучающихся к теме урока.
К его содержанию. В заключительной части урока необходимо:
1. Обобщить всё сказанное на уроке
2. Подвести итог рассуждениям обучающихся
3. Сформулировать четкие вводы.
Третий этап – рефлексивный. Проводится анализ урока, необходимо учесть все его
достоинства и недостатки.
Планирование и организация интегрированных уроков:
1. Важно правильно определить главную цель интегрированного урока;
2. Из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для
реализации цели;
3. Требуется тщательное определение оптимальной нагрузки по различным видам
деятельности обучающихся при подготовке урока;
4. При проведении интегрированного урока учит6елям требуется тщательная координация
действий.
Условия для проведения интегрированных уроков:
1. Правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока;
2. Высокие профессиональные качества педагогов,
обеспечивающие творческое
сотрудничество учителей и обучающихся при подготовке урока;
5 Включение самообразования обучающихся в учебный процесс;
3.
4. Использование методов проблемного обучения, активизация познавательной деятельности
обучающихся на всех этапах урока;
5. Продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы;
6. Обязате6льный учет возрастных психологических особенностей обучающихся.
Интегрированное обучение подразумевает проведение бинарных уроков и уроков с широким
использованием межпредметных связей. На таких уроках создаётся больше возможностей для
решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала.
Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически
обоснованного выбора форм организации обучения.
Список литературы
1 Овчинникова Г.Е. «Урок по физике в старших классах», 2008.
2 Точилкина Л.С., Шорина О.М. «Методические разработки и дидактический материал
по физике», часть1, 2009.
3 Макарова Т.Н. «Планирование и организация методической работы в школе», часть
1,2. – М «Педагогический поиск», 2003.
4 Воскобойников В.М. «Как определить и развить способности ребёнка», СПб.:
«Респект», 2002.
5 Абатурова В.В. «О системе работы с одарёнными школьниками в России», Профильная
школа. – 2010. №3
6
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ЦИКЛА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ЦИКЛА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ЦИКЛА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ЦИКЛА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ЦИКЛА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ЦИКЛА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.