ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ В ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
география
Взрослым
30.05.2018
Среди общеобразовательных дисциплин на 1-ом курсе СПО нельзя выделить главные и второстепенные, но трудно назвать другой предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения. География настолько универсальна, что при желании педагога может интегрироваться с любым предметом. На каждом уроке можно найти связь с какой – либо общеобразовательной или общепрофессиональной дисциплиной. Кроме того ни одна дисциплина не дает таких широких практических навыков, которые готовили бы человека к жизни, как география. Без географических знаний современный и будущий гражданин не способен ориентироваться в быстро развивающемся мире, воспринимать информацию со страниц газет, Интернета, телепередач. Поэтому внедрение новых методик, особенно интеграционных, в преподавании географии – назревшая необходимость сегодняшнего дня.География настолько универсальна, что при желании педагога может интегрироваться с любым предметом. На каждом уроке можно найти связь с какой – либо общеобразовательной или общепрофессиональной дисциплиной. Кроме того ни одна дисциплина не дает таких широких практических навыков, которые готовили бы человека к жизни, как география.
Доклад Кучина О.В 2018.docx
«ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ В ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ
Доклад на тему
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ»
Кучина О.В., преподаватель географии,
филиал ГБПОУ ЯНАО
«Муравленковский многопрофильный колледж» в г.Губкинском
Среди общеобразовательных дисциплин на 1ом курсе СПО нельзя выделить главные и
второстепенные, но трудно назвать другой предмет, который обладал бы таким широким, как
география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств
обучения.
География – наука комплексная. Она основывается как на естественных науках (химии,
биологии, физике), так и на общественных, которые изучают законы развития общества
(истории, обществознание). Процессы нагревания и излучения, испарения и конденсации,
образования осадков, понятие веса, плотности, давления воздуха требуют знаний физики.
Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и их
взаимосвязь становится понятной лишь благодаря знаниям по биологии. При изучении
минеральных полезных ископаемых, различного сырья для химических удобрений и знакомстве
со способами обработки черных и цветных металлов, переработки нефти, газа необходимы
знания по химии. География невозможна и без математики, когда надо произвести расчеты на
определение расстояний между объектами, построить графики изменения солёности,
температуры, установить продолжительность дня и ночи (освещенности) в зависимости от ши
роты места, вычислить коэффициент увлажнения. География настолько универсальна, что при
желании педагога может интегрироваться с любым предметом. На каждом уроке можно найти
связь с какой – либо общеобразовательной или общепрофессиональной дисциплиной.
Кроме того ни одна дисциплина не дает таких широких практических навыков, которые
готовили бы человека к жизни, как география. Без географических знаний современный и
будущий гражданин не способен ориентироваться в быстро развивающемся мире, воспринимать
информацию со страниц газет, Интернета, телепередач.
Поэтому внедрение новых методик, особенно интеграционных, в преподавании географии
– назревшая необходимость сегодняшнего дня.
Наверняка опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого преподавателя. И
хоть это требует большой подготовки, эффективность таких уроков довольна высока.
Взаимосвязь двух учебных дисциплин в рамках 90 минут должна выглядеть гармонично и быть
понятной студентам. В чём же преимущества интегрированного урока и как он выглядит
сегодня?
В условиях быстрого роста объёма информации возможность её восприятия и
осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний,
представляющих собой определённое единство, систему. Будущее образовательных организаций
связано с синтезом разных дисциплин, разработкой интегрированных уроков, курсов,
взаимосвязью и взаимопроникновением всех дисциплин, поэтому идеи интеграции все
настойчивее проникают в практику СПО.
Необходимо формировать коммуникативные компетенции обучающихся посредством
интеграции дисциплин с другими образовательными областями.
Что же такое интеграция предметов?
Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их
взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала двух дисциплин. Интегрированный урок даёт возможность студенту более полно увидеть картину явления. Точка
пересечения двух предметов (их может быть и больше) является пиком урока, его самоцелью.
При этом интегрируются как смежные предметы, так и представляющие разные циклы. С
одинаковым успехом можно объединить как физику с химией, так и русский язык с
информатикой.
Интеграция ставит цель дать обучающему целостное представление об окружающем
мире, а средством этого является комплексное изучение дисциплин, вскрытие связей между
ними.
Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества
преподавателя, способствует раскрытию способностей студентов.
Интегрированное обучение:
способствует развитию научного стиля мышления обучающихся;
даёт возможность широкого применения обучающимися естественнонаучного метода
познания;
формирует комплексный подход к учебным дисциплинам, единый с точки зрения
естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в
окружающем мире;
повышает качество знаний обучающихся;
повышает и развивает интерес обучающихся к предметам, формирует их убеждение, что
они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые
предлагаются в учебниках;
расширяет кругозор обучающихся, способствует развитию творческих возможностей
студентов, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала;
приобщает студентов к научноисследовательской деятельности.
Интегрированный урок любой урок со своей структурой, если для его проведения
привлекаются знания, умения и результаты анализа материала методами других наук, других
учебных предметов.
В чём преимущества интегрированных уроков?
2.
1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую
дисциплины общеобразовательного цикла, направленные на изучение отдельных
явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на
разрозненные фрагменты.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, являются
мощными стимуляторами их мыслительной деятельности, побуждают к активному
познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно
следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Обучающиеся начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между
предметами и явлениями. В большей степени, чем обычные, они способствуют
развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Подростки,
обучающиеся СПО, более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие.
Интегрированные урока снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счёт
переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный
интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти
студентов. Использование различных видов работы поддерживает внимание
обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей
эффективности таких уроков.
3.
4. Интеграция дает возможность для самореализации,
самовыражения,
творчества преподавателя, способствует раскрытию способностей его студентов.
Уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в его профессиональной деятельности, но и замечательная
возможность для него выйти на новый уровень отношений с группой.
Какие задачи могут решать интегрированные уроки:
информационную (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование,
сохранение и передача; владение современными информационными технологиями);
коммуникативную (способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и
людьми; навыки работы в группе, коллективе);
учебнопознавательную (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности;
планирование, анализ, рефлексия, самооценка).
Нестандартность урока требует большой подготовительной работы. Начать лучше с
определения ведущей цели, которая будет лейтмотивом занятия. Согласно цели определяется
содержание урока. Весь учебный материал не должен быть перегружен лишней информацией.
Все виды деятельности на уроке должны соответствовать лимиту учебной нагрузки. Студенты и
так получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной урока,
поэтому преподаватель не должен допустить перегруза.
Чаще всего интегрированные уроки проводятся парой педагогов.
Интегрированные уроки обычно планируются заранее. Ведь необходимо и совпадение тем
в учебных программах, и готовность группы к определённому типу урока. Очень часто
интегрированные уроки проводятся по темам обобщения и закрепления знаний.
Как подготовить интегрированный урок
Начинается подготовка с составления подробного плана урока. Каждый этап урока
расписывается и указывается время, затраченное на этот этап. Преподаватели заранее
продумывают ход урока и прогнозируют все возможные паузы, связанные с наглядностями и
раздаточным материалом. Обычно на интегрированных уроках немало учебного оборудования:
от карточек до мультимедийного полотна. Педагоги работают в паре, и даже если в
определённый момент ведущую роль играет один педагог, второй не должен сидеть в тени. Он
либо готовится к следующему этапу, либо наблюдает за работой обучающихся, помогает им.
Можно привлекать и обучающихся к подготовке интегрированного урока, заранее предлагая им
подготовить некую часть нового материала. Таким образом, вы уже делаете урок ролевым.
Часто интегрированные уроки проводятся в форме семинаров, уроков конференций.
Это распространённая практика.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими
предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
логической взаимообусловленностью, взаимо обязанностью материала интегрируемых
особенностями:
предметов на каждом этапе урока;
большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.
Примеры интегрированных уроков
Интегрированные уроки по географии и физике
«Свойства вод Мирового океана».
«Плюсы» и «минусы» ядерной энергетики».
«Атмосферное давление».
«Влажность воздуха».
Интегрированные уроки по географии и химии
География «Топливная промышленность России» + химия «Углеводороды».
География «Металлургическая промышленность» + химия «Металлы и их свойства».
Интегрированный урок по географии и литературе.
«Путешествие из Петербурга в Москву».
«Описание погодных явлений в творчестве А.С. Пушкина». «Путешествие по 37 параллели с героями романа Ж.Верна «Дети капитана Гранта».
Интегрированный урок по географии и английскому языку
«Путеводитель по достопримечательностям США».
«США и Канада англоязычные страны».
«Австралия – странаматерик».
Интегрированный урок по географии и истории
«Великие географические открытия».
«Освоение и заселение территории России».
«Религии мира».
Интегрированный урок по географии и обществознанию
«Глобальные проблемы человечества».
«Формы государственного устройства».
«Цикличность развития экономики».
Интегрированный урок по географии и ОБЖ.
«Неблагоприятные природные явления и стихийные бедствия»
«Вулканы»
«Землетрясения»
«Ориентирование на местности»
Современное содержание и технология образования ориентируются на развитие ключевых и
общих компетентностей обучающегося, призванных обеспечить ему реальную возможность
добиться успеха в избранной сфере жизнедеятельности, помочь реализовать свой личностный
потенциал, одним из таких методов является построение процесса обучения на интегративной
основе.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Болотникова Н.В. География. Интегрированные уроки. 610 класс. – Волгоград: учитель, 2014.
Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Литература в школе. 2012. № 5.
Зверев, И.Д. Межпредметные связи в связи в современном образовании./ И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. 2
е изд. М.: Педагогика. – 2006.
Иванов Д.А. Компетентный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно
методическое пособие. / Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В./ – М.: АПК и ПРО. 2016.
Любарский А.Н., Богомаз Л.С., Воейков В.Н. Урокиинтеграции историкогеографических
знаний//География в школе №6/2000.
Сальникова Т.П. Педагогические технологии. – Москва. – 2009.
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. Москва. 2015.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ В ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ В ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ В ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ В ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.